архатминимум), попутно объясняя окружающим, зачем он это делает, каким видит мир с новой позиции и что надо делать им, чтобы повторить его левел-ап; прокачал до
архатасвоих учеников (до 500 человек) и умер (ушёл в нирвану; в возрасте 80 лет), оставив после себя след только в памяти учеников.
Название | Пояснения |
---|---|
Хинаяна малая (в смысле не для всех) колесница |
обычно так называют весь ранний буддизм: нирваны могут достичь только монахи при должном старании и под руководством наставников, сам – никак; Будда был исключением. Выделяют от 18 до 26 школ (причём школы образовывались не только из-за идеологических разногласий или споров о дисциплине, но и из-за «личного соперничества», а также из-за «влияния харизматических личностей» и «борьбу за богатых покровителей сангхи»). Наиболее крупные школы: |
Самматия «живущие в согласии»
одна из школ хинаяны
|
Основателем школы был составитель дисциплинарного раздела Виная-питаки шудра Упали.
Их одежда была похожа на одежду женщин. Эмблемой школы был цветок арековой пальмы (семена которой являются составляющим бетеля).
Имена самматиев оканчивались на «даса», «сена», «хари», «гухья» и «шудра». Последователи школы довели до логического завершения концепцию пудгала (душа состоит из комбинации элементов скандх, непрерывная флуктуация которых создает видимость личности; при этом три кханды состоят каждая из одной дхармы, еще одна — из 11, и последняя из 58 дхарм: 44 дхармы относятся к психическим процессам, 14 дхарм относятся к «чистым силам»). Представители тхеравады жёстко критиковали теорию неделимой (целостной) пудгалы, считая её возвратом к индуистскому
атману.
Закат школы связан с общим упадком буддизма в Индии после исламского завоевания. |
Стхавира никая «секта старейшин»
одна из школ хинаяны
| отделились от махасангхиков во время раскола на Втором буддийском соборе. Позже Cтхавира никая разделилась и образовала несколько школ, таких как: Сарвастивада, Ватсипутрия и Вибхаджьявада. |
Махасангхика Большая сангха, Великое собрание, «учение большинства»
одна из школ хинаяны
|
Под знаменем реформации выиграли Второй буддийский собор и начали ту саму реформацию.
Ряд исследователей считают, что Махасангхика являлась основой для последующих школ махаяны. Одной из ключевых точек была природа архата — школа махасангхика считала, что в архатах всё ещё присутствуют страстные желания (у архата может быть скрытая похоть; у архата может быть незнание чего-либо; у архата могут быть сомнения; в вопросах духовности архат больше полагается на знания других, чем на свой опыт; архат «может нарушать правила медитации неуместными возгласами»). Явно они видели архатов вживую. Плюс в отличии от прочих школ хинаяны (кроме Тхеравады), они не верят, что нирвану можно «потерять». Раскололась на примерно 20 школ, наиболее заметными считаются две: |
Локоттаравада «проповедующие о потустороннем»
произошла из школы Махасангхика
|
Учение Локоттаравады настаивает на «надмировой» природе Будды; природа будд и бодхисаттв, а также дхарма и нирвана простираются в бесконечность (ананта).
Другими словами, приверженцы Лакоттаравады первыми обожествили Будду, объявив, что его материальное тело бесконечно и простирается над всем миром (отсюда идея строить гигантские статуи Будды).
Впоследствии это утверждение признали истинным все школы ветви Махасангхика. Локоттаравадинами создано много текстов, среди которых можно выделить «Махавасту» ( Великий сюжет, содержит жизнеописание Будды и его предшественников). |
Гокулика «из рода быка»
произошла из школы Махасангхика
|
Основное положение её учения формулировалось как «сансара — лишь пепел» (отсюда и ещё одно именование — куккулакатха, или «рассуждение о горячем пепле»). Гокулики отказывались от проповеди и тем самым от миссионерской деятельности, вели уединенный, аскетический и созерцательный образ жизни. Школа перестала существовать в период между IV и IX веком нашей эры. |
Ватсипутрия школа сыновей Ватсы
одна из школ хинаяны
| произошла то ли от стхавиравады, то ли от самматиев.
Основна их доктрины — учение о квазиперсоне-пудгале. Трансмигрирующая квазиперсона, признаваемая ватсипутриями помимо скандх, составляющих «призрачного индивида», была призвана принять на себя функцию нити, на которой держатся эти «динамические слои» дхарм, и объяснить действие кармического воздаяния.
Все остальные буддийские школы выступили против новшества, увидев в нём, и не без основания,
поиск компромисса с брахманистской концепцией Атмана (единой и неделимой души). Плюс ватсипутрии, подобно сарвастивадинам, считали, что архат подвержен падению и что «еретики» (неверно верующие, не так или не в то) также могут достичь состояния архата или будды. |
Сарвастивада «утверждающие всего и вся бытие»
одна из школ хинаяны
| Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Типа, учёные. |
Муласарвастивада возможно, название было данью уважения Сарвастивады как «Корень» (Мула) всех буддийских школ
одна из школ хинаяны
| Виная (записанные правила жизни) линии Муласарвастивады была сохранена тибетцами и монголами до настоящего времени, хотя сейчас в Муласарвастивадине существуют только Бхикшу (монахи) — линия Бхиккуни (монахини) была утеряна (монах может посвятить только монаха, монахиня — только монахиню). Межполовое рукоположение запрещено. |
Вибхаджьявада от «вибхаджья» = анализ и «вада» = ведение, учение
одна из школ хинаяны
| ставила целью выработки начальных техник для внутреннего развития. Путь внутрь(самопознание, самокопание) должен сочетаться с анализом опыта и критическим исследованием вместо слепой веры. Из последователей Вибхаджьявады выросли школы Махишасака, Кашьяпия, Дхармагуптака, Тамрапарния. Самой поздней школой была Тхеравада на Шри-Ланке. |
Махишасака «наставление земли», «управление землёй»
произошла из школы Вибхаджьявада
|
школу Махишасака основал монах Пурана, который сохранил проповеди Будды такими, какими он их слышал от самого Будды. Пурана также требовал включить в Виная-питаку 7 правил, отвергнутых старейшинами сангхи.
Сакральным цветом Махишасаки является голубой. В основе доктрины школы Махишасака лежит учение о мгновенности просветления (экакшаняка-бодхи). Исходя из того, что Будда отождествлял себя со всей сангхой, то последователи Махишасаки считали, что дар общине является более значимым, чем дар Будде. Они также полагали, что даже сравнительно скромные «сверхспособности», типа телепатических, недоступны небуддистам. Особое внимание в школе уделяли практике медитации (самадхи). |
Дхармагуптака «защищающие дхарму»
произошла из школы Вибхаджьявада
| образовалась около 210 года до н. э. в результате раскола школы Вибхаджьявада и получила своё название по имени основателя —бхиккху Дхармагупты.
Сакральный цвет школы — тёмно-красный. В качестве основного способа достижения нирваны последователи школы разрабатывали медитативные практики, которые способствовали развитию метафизических концепций и практик соответствующего направления в буддизме. В отличие от других школ дхармагуптаки считали, что боги могут культивировать аскетизм, в том числе половое воздержание (брахмачарья).
Японская версия |
Кашьяпия или Суваршака «школа последователей Кашьяпы»
произошла из школы Вибхаджьявада
|
была образована около 240 года до н. э. брахманами Кашьяпой и Суваршей. Сакральным цветом школы Кашьяпия считался красно-чёрный, а символом — цветок магнолии. Канон текстов был близок канону школы Дхармагуптака, чьи последователи основывали свои монастыри примерно в тех же местах. Школа Кашьяпия признавала только кармические действия настоящего (не считали будущее), которые и создают основу для будущей кармы: «Зерно существует до тех пор, пока не появится побег, после чего зерно прекращает существование». |
Тхеравада или Стхавиравада «учение старейших»
произошла из школы Вибхаджьявады |
Единственная дожившая до нас наследница хинаяны; путь в нирвану – только через монашество и под руководством наставника (ламы или настоятеля). Тхеравада всегда ставила главной целью сохранение Учения Будды в виде текстов и очень консервативна в отношении вопросов доктрины и монашеской дисциплины. Нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением. А ещё они не веганы, в смысле, нет запрета вкушать убоину. Цвета одежды монахов многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового. В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет; Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым.
Вместо дхарм у них дхаммы; основное отличие — дхаммы не существуют сами по себе, только слипшись во что-то (типа, кванты). И сами по себе дхаммы не несут кармического следа, карму имеют только более крупные их комбинации. |
Махаяна великая колесница |
нирваны могут достичь все, любой человек может приложить психические усилия и перейти в нирвану; столько у него там было уровней "до" – не важно. Взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи (монахам). Цвет одежды монахов от контрастного оранжевого до темного коричневого. Махаяна сохранила очень старую «доканоническую» традицию Буддизма, которая в значительной степени, но не полностью, была исключена из канона Тхеравады. |
Ваджраяна алмазная колесница |
содержит в себе множество заимствований из коренной тибетской религии Бон,
а также из средневекового индуизма: нирвана в принципе доступна не всем, как не старайся, если ты не избранный – то в этой комбинации драхм (кханг) пролетаешь. Огромную роль играет наставник (санскр. гуру, тиб. лама), который и передаёт адепту все тонкости Учения (предварительно ученик получает посвящение и доступ к изучению той или иной ваджраянской доктрины и практики, основанной на ней). Именно через "Алмазную колесницу" из тибетского Бон пришли в мир поющие чаши. Цвет одежды монахов от контрастного оранжевого до темного коричневого. |
Тантра-буддизм
«связь, нить, последовательность; ткачество»
произошёл из ваджраяны
|
Связана с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением.
В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры (позы кистей рук, язык жестов), янтры, ритуалы. Объявил пять составляющих души, скандхи — буддами; у них же тантра-йога, заодно парят мозг всякой заумью типа сакрального смысла букв санскрита. Велика важность женского начала; используются различные формы сексуальной йоги. Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём. Для адепта тантры очень важно найти хорошего учителя, ни в коем случае не мошенника. При медитациях часто используют различные типы мандал, мудр и мантр. Корни тантризма лежат в индуизме, во взаимоотношениях Шивы и Шакти, его жены (отсюда и секс в ритуалах).
В даосизме тантра развита до упора, у них активно практикуются |
Тибетский буддизм синтез ваджраяны (через тантра-буддизм) и махаяны
| отсюда традиция лам, перерожденийи всё такое; он же российский буддизм; он же ламаизм:
Цвет одежды тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным. |
Дзен или Чань
значение «созерцание»
произошёл из махаяны
|
сформировалась в Китае под большим влиянием даосизма. Нет строгой структуры подчинения, но важное значение имеет учитель, которого называют «мастер дзен». И каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы (в буддизме мир не ограничен планетой Земля, бодхисатвы дают обет спасти всех живых существ во всех обитаемых мирах). Поскольку в Чань (и следом за ним в Дзен) есть культ учителя, то у них возникло такое явление, как патриархи. Первым собственно чаньским патриархом (отцом-основателем учения Чань) был Бодхидхарма ( бородатый варвар, Пути Дамо, просто Дамо, Патриарх в одной сандалии; то ли перс, то ли индус, родом из южноиндийского царства Паллава). Основал он Чань в монастыре Шаолинь («храм в лесу на горе»). И физзарядку там ввёл тоже он. Китайские монахи предпочитают темные цвета одежды: черный, коричневый, серый. В Японии отдают предпочтение черному, особенно вместе с белым. Корейские монахи облачены в серый верх с бордовой накидкой. |
Школа Чистой земли произошла из махаяны
| верят в спасительную силу Будды Амитабхи (Амитаюса), некогда поклявшегося даровать рождение в своей Чистой земле Сукхавати всякому верующему в него и призывающему его имя. Фактически, они стремятся не в нирвану, а в рай будды Амитабхи. |
Нитирэн или Хоккэ-сю произошла из махаяны
| чисто японская, в отличии от дзен (который калька с китайского чань) школа буддизма;
спасение можно достигнуть уже в этой жизни, а не посредством промежуточного рая, как это считалось в школе Чистой Земли. Помимо этого, объектом спасения в Нитирэн является не отдельно взятый человек, а общество и страна в целом. Почти всю свою историю Нитирэн-сю находилась в оппозиции светским властям и другим буддийским школам - школа в монастырях готовила бойцов-мечников и воевала против других школ (монастырей) и даймё. |
Тэндай, Тяньтай или школа Лотосовой Сутры. произошла из махаяны под влиянием тантра-буддизма
| Одна из школ китайского буддизма, позднее перенесённая в Японию как школа Тэндай, где эта школа получила развитие и обрела большую популярность.
Две важнейшие идеи тяньтай — доктрина «в одном акте сознания — три тысячи миров» и концепция «единого ума». Миров буддийская традиция насчитывает десять: шесть миров сансарических существ: миры адов, голодных духов, животных, людей, титанов-асуров и божеств. К этим мирам сансары добавляются ещё четыре мира «благородных личностей» (арья пудгала): мир шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и мир Будды. Миры как бы проникают друг в друга, мир адов присутствует в мире Будды (а значит природе Будды присуще не только добро, но и зло), но также и мир Будды присутствует в адах. У каждого мира есть три "плоскости", плюс это всё почему-то умножается на 100 = итого 3000 миров. И все эти миры управляются единым разумом (умом) Будды. В 1571 году Ода Нобунага разрушил практически все храмы на Хиэй, после чего доминирование школы Тэндай в Японии завершилось. |
душабуддиста состоит из скандх (только через них воспринимается мир, и ничто не воспринимается не через них) и те, в свою очередь, из дхарм (мировых вечных неделимых
атомов, имеющих свою собственную кармическую историю) — то есть личность это состояние мало того, что переменное, так еще и зависит от того, что в неё
накидалив данный момент. Причём в течении каждой из жизней состав дхарм в
душеменяется («текучее непрерывно меняющееся») в зависимости от кармы (все школы буддизма учитывают в карму прошлые и текущую жизни, но были и такие, что в сегодняшнюю карму засчитывали будущие поступки). Выйти за колесо Сансары (и тем самых зафиксировать свою душу, перестать совершать поступки, от которых душа и меняется) в буддизме называется нирвана («угасание», «прекращение», «отсутствие»).
буддисту– всё равно главное результат, а не путь. Авторитетов, кстати, тоже нет. Если ты ссылаешь на кого угодно, хоть на Будду – это всего лишь значит, что сам ты в этом вопросе никто. Ноль. Если ты можешь сам – над тобой нет авторитетов. Особенно близок такой подход чань (дзен) буддизму. И например, учитель школы дзен (Риндзай) Линьцзи проповедовал (
ослы не выдерживают пинка дракона) отрешения от влияния культа и догматов; любой человек может стать Буддой здесь и сейчас, если он не может сейчас, то не сможет никогда.
соборы:
три корзины; на санскрите оно же
Трипитака):
корзиныизобилуют повторами, исправлениями, классификациями.
этрусское не читается) от соседей, покорителей и наследников этруссков — римлян. Даже им этрусские тексты были непонятны.
В общем случае в буддизме есть такие уровни святости:
страсти, а на вопрос
какая мотивация у бесстрастного существа к воздействию на мир?буддисты бьют по морде не отвечают.
В Тхераваде, распространённой в Юго-Восточной Азии, считается, что женские и мужские линии монашеской ученической преемственности со времён Будды шли раздельно, что лишь сам Будда мог посвящать в монашество как мужчин, так и женщин, а потом дать посвящение монаху мог только монах, а монахине — только монахиня. В Тхераваде также считается, что последние настоящие монахини (бхикшуни) вымерли в период между XI и XIV веком нашей эры, полностью посвящённых преемниц после них не осталось, и потому новые бхикшуни не могут появиться.
Тхеравадинское монашество традиционно делится на никаи, монашеские братства или ордены. Эти монашеские ордены представляют линии рукоположения, происходящие, как правило, от определённой
группы монахов, установивших новую традицию посвящения в конкретной стране или географическом районе. Члены разных никай соблюдают одни и те же правила,
но могут отличаться в их интерпретации или в вопросах, не охватываемых кодексом Винаи (свода правил монаха).
В некоторых других буддийских школах в Юго-Восточной Азии женская монашеская преемственность сохранилась, и с начала XXI века начались попытки её возродить и распространить на Шри-Ланке и реже — на Севере и на Западе.
В школе Ваджраяна в Тибете и Непале вообще не было ни ученической преемственности бхикшуни, ни женских монашеских общин. В других северных буддийских школах нет такого строго разделения женской и мужской монашеской преемственности, и монахиня может получить полное посвящение от монаха.
Обритые головы монахов символизируют простоту и жертвенность. Бреют голову либо один раз в месяц (в день, предшествующий полнолунию), либо два (до полнолуния и перед новолунием).
Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. И вот там иерархия среди монахов (они все ламы, сиречь наставники, кроме первых двух степеней – убаши и банди) таки есть:
Ваше Святейшество.
воплощения, реинкарнации души настолько чистой и хорошей, что она не дробится на дхармы и рождается заново целиком):
Ваше Святейшество.
Термин «лама» может быть использован в качестве уважительного обращения к монаху (монахине).
Ринпоче – титул, который переводится как «драгоценность» и может прибавляться к званию высших лам.
К ламам принято обращаться достопочтенный
(кроме тех, кто святейшество
).
В буддизме, чтобы быть монахом, монастырь вообще говоря не обязателен. Можно соблюдать обеты и жить по Будде и просто, самому. Но поскольку большинство школ буддизма требует, чтобы духовно развиваться страждущему помогал учитель, то строить пары (или группы) учитель–ученик, где все они норовят расти над собой, проще в специально обученном месте = монастыре.
Одежда буддийских монахов (в Тибете зовут «кашая», во всем остальном Китае — «цзяша», «маньи» или «сэнъи», в Японии — «кеса») не несет на себе знаков различия и должна быть неброского цвета
(ага-ага,
оранжевый самый неброский в природе).
Само слово «кашая» переводится как «неброский цвет».
Городские монахи носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.
Традиционно в Китае и Японии для монашеских одежд и ритуальной утвари не используются пять «правильных» или ярко-насыщенных цветов: синий (зеленый), желтый, ярко-красный, белый, черный (поэтому черные куртки китайских монахов не черные, а темно-серые).
Все варианты одежды монахов включают три основных элемента:
Монахи реально могут жить подаянием (хотя монастыри владеют землями и часто имеют прекрепленных к этой земле крестьян либо сами монахи занимаются земледелием),
но считается что все что отдал монаху – "ушло в выси" (зачлось в карму).
Собственно, пропуск для монаха из монастыря (право покинуть обитель) – чаша для подаяния (это только называется «чаша»,
реально там здоровенный жбан, литров на несколько). Дабы избежать соблазна, монахам запрещено прикасаться к деньгам.
Даже если монах оказывает платные услуги
(чаще всего – туристам), деньги он не берет в руки, их ему кладут в коробку.
В Китае, Корее, Вьетнаме и во многих частях Японии буддийские монахи обычно не ходят выпрашивать еду у встречных; там чаще жертвуют монастырям деньги либо рис и другие пищевые продукты сразу большими партиями.
В теории, у монаха не должно быть ничего своего (даже одежды, испачкал – постирал и повесил, снял с веревки любую высохшую и натянул), но фактически – очки, нижнее белье, смартфоны, тапки у них всё же личные. А это нехорошо, это мешает отринуть страсти
.
Еще в монастыре своеобразное питание – мало того, что веганское (убийство же грех), так еще завтрак около 7-8 утра, обед в полдень, а ужина не положено. Но, говорят, кормят сытно.
А в некоторых монастырях вообще приём пищи один раз в день, после полудня.
Первой монашкой в буддизме была Махапраджапати Готами — тётя и приёмная мать Будды Шакьямуни.
Именно по её просьбе основатель буддизма стал принимать в сангху и посвящать в монахини женщин. Затем эти первые буддийские монахини передали учение Будды и монашеское посвящение своим ученицам, те — своим. Так от самого́ Гаутамы Будды и его учениц начались линии женской ученической преемственности.
Там, где преемственность бхикшуни была утрачена, иногда практикуются альтернативные формы женского аскетизма и самоограничения. Женщины, которых некому посвятить в бхикшуни, могут по собственной инициативе стать своеобразными «полумонахинями». Так в тибетском буддизме женщина официально может дать обет шраманери (нови́чки, послушницы). В Тхераваде женщина также может дать неформальный и ограниченный монашеский обет, сходный с тем, который раньше давали шраманери, готовившиеся стать бхикшуни. В Таиланде такие полумонахини называются «мечи», в Мьянме — «зилашин».
Помимо общих для всех монашествующих буддистов правил Винайи, монахини обязаны соблюдать ещё восемь правил (гарундхамм), которые к монахам-мужчинам не относятся.
дакининазывают женщин, обучающих мужчин таким тантрическим практикам как сухой оргазм и мультиоргазм.
Есть и бодхисаттва-женщина, Тара. Она же – божество медитации (ясень пень, толпе мужиков куда полезнее метидировать на красивую полуголую женщину, чем на мумию монаха или портрет старика).
Эта Тара имеет градации по цвету – зеленая Тара, синяя Тара, желтая Тара, красная.
Белая Тара (имеющая семь глаз — по одному на каждой ладони и ступнях, а также один во лбу и два как у всех) символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость.
Зеленая Тара восседает на лотосе, солнечном и лунном дисках.
Она появилась из слезинки правого глаза бодхисаттвы Авалокитешвара. Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего.