исправителемиудаизма и локальным иудейским событием. Чуть позднее их стали называть «эбионитами».
Всё это время христиане верили в Новый завет
(= новый договор
или даже новое дело
) и производным от него словом и себя называли (по-русски это бы звучало типа новозаветчики
,
А у христиан это всё в самоназвании! Ну и кто они после этого?
Более поздние теологи решили, что христианство заменило собой иудаизм, поэтому иудеохристианство является еретическим учением.
Иудеи считают, что и христиане, и евреи-христиане добросовестно заблуждаются, что не делает их ересь более обоснованной.
Поэтому их называют «отступники».
С 80 года н.э. в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» добавлено проклятие
доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.
Апокалипсис, отсюда и собирательное название общин):
Семь церквейпредставляют собой популярные туристические объекты запада Турции, расположенные на территории или вблизи современных турецких городов.
С первого века н.э. христиане использовали массу полумистических символов, в которых шифровали свою веру.
Прежде всего это была рыба (Христос же рыбаков в основном вокруг себя собрал — вот и).
Потом возникли всякие христограммы: ☧ и ⳩, ΧΡ (все значат Христос), IHS (Исус), ICXC (Iсус Христос) и ICXC,
⳩ΑΩ (альфа и омега = начало и конец), ICN (во имя Христа), IC (во Христе),
LHQ (в Японии эпохи Эдо).
Церковь Востокавозникла в I-II веках н.э. из слияния христианских общин, основанных в Сирии, Палестине и Месопотамии
апостолом Петром (который трижды отрёкся),
апостолом Фомой (который "дай пощщупаю"),
апостолом Фаддеем (который знаменит вопросом "отчего Христос тусуется всего с 12 лузерами-нищебродами, а не явил себя граду и миру, с его-то магическими возможностями?"
В 410 году они с римской церковью официально поделили мир: глава Церкви Востока был признан «Католикосом и главой епископов всего Востока»;
на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, с чем восточные согласились.
На пике распространения (примерно VII-VIII века) епархии Церкви Востока были (не сплошь, а оазисами) от Константинополя до Японии.
Церковь Востока признаёт лишь два первых Вселенских собора, потому что их богословие было осуждено на Третьем Вселенском Соборе 431 года
(заодно с несторианством) и они были вынуждены уйти в раскол.
Считается, что
«официальное принятие несторианства Персидской Церковью произошло на Селевкийском соборе 486 года».
Однако последующие соборы Церкви Востока (544 года при католикосе Абе I и 605 года при католикосе Григории I) не содержали христологических определений «несторианского» толка.
В 609 году после смерти католикоса Григория I, шаханшах Сасанидской империи Хосров II конфисковал имущество патриарха, заточил в тюрьму учеников Григория и запретил выборы нового католикоса. Дальше церковь недолго существовала под прессом зороастризма в полуподпольном виде.
А потом пришли арабы и стало полегче.
Окончательное сближение христологии Церкви Востока с позицией Нестория произошло на поместном соборе 612 года.
Догматическое развитие Церкви Востока происходило изолированно от остального христианского мира. Вследствие накопившихся терминологических разногласий вероопределение Халкидонского собора 451 года было признано на Востоке запутанным и не точным.
Сама Церковь Востока признавала две природы Христа и обсуждала лишь вопрос их взамодействия (поглощение человека богом, частичное замещение человека богом, временное замещение человека богом или шизофрению параллельное существование обоих природ в одной голове)
— от полного монофизитства до аватара.
Фактически это была христианская поместная церковь Сасанидского Ирана, очень близкая по верованиям к несторианам
(и когда европейцы говорили о несторианах, например, о христианстве монголов Чингиз-хана — они нередко путали и имели в виду эту церковь).
Арабские завоевания и нашествие Тамерлана значительно ослабили Церковь, епархии которой остались преимущественно в горах Северной Месопотамии и на малабарском побережье Индии.
В 1551 году католикос Мар Шимун VII в соответствии со сложившейся традицией наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, назначил своим преемником ребёнка восьмилетнего возраста. Недовольство некоторых епископов таким порядком привело церковь в следующем году к расколу. В ходе раскола значительная часть паствы и священнослужителей вступила в унию с Римско-католической церковью.
Ассирийская церковь Востока стала самым крупным самостоятельным осколком Церкви Востока, фактически — наследницей.
Халдейская сирийская церковь это митрополичий округ (диоцез) Ассирийской церкви Востока в Индии.
В середине XX века Ассирийская церковь пережила ещё один раскол по поводу принятия григорианского календаря и реформы литургии; раскольники
приняли название Древняя Ассирийская церковь Востока
.
В 2015 году была попытка объединиться обратно, но не вышло.
Сегодня прихожан этой церкви часто называют ассирийцы (это один из народов, попавших под турецкий джихад в 1915 году).
крещение смывает все грехи.
Они вели проповеди на востоке Римской империи еще во времена Феодосия Великого (379—395).
Вероятно, эта церковь прекратила существование из-за преследований инакомыслящих, предпринятых Юстинианом I и Хосроем Ануширваном.
Я так чуйствую.
Потомкамигностиков и манихеев были армянские павликане (секта от апостола Павла, который Савл) и французские катары.
Гностические учения были отвергнуты Отцами Церкви (если что — это официальный термин, относится к группе церковных деятелей и писателей II-IV веков) как ересь (не как язычество, то есть христианские вероучители считали гностиков близкими родственниками, не чужаками).
До настоящего времени в Ираке дожил мандеизм — гностическая этническая монотеистическая религия. У него мизер последователей, он мало кому известен — но всё-таки он жив.
Позднее катары
(по-гречески пишутся точно также, как и кафары-новациане) с манихейством наперевес возникнут в Европе в XII-XIII веках; но новацианам они будут не родственники.
Согласно учению Ария, Иисус, Сын Божий — это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.
То есть ангел или пророк, смотря чего в нём было больше — божественного или человеческого (именно так себя Христос и позиционировал в Евангелиях). Вандалы в Африке были арианами до 533 года, бургунды — до 534 года, остготы в Италии — до 553 года, свевы в Испании — до середины VI века, вестготы в Испании — до 589 года, когда их король Реккаред I на Толедском соборе признал верования Римской церкви, лангобароды в Италии — до 662 года.
Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем.
К началу VII века трудами прежде всего отцов Церкви, римских пап и византийских императоров арианство в Европе по существу исчезло как религия и осталось лишь как "книжное умствование".
Сторонником арианства был Исаак Ньютон. В ходе изучения библейских текстов Ньютон пришёл к выводу, что Афанасий Великий совершил подлог, умышленно вставив в текст Священного Писания важнейшие слова, подкреплявшие его доводы о том, что Христос является Богом. Поддерживая Ария, Ньютон объявил, что священники и епископы церкви в своём поклонении Христу занимаются идолопоклонством.
Манивроде бы Курбик (или Сураик), но это не точно.
Турфанские
(притибетский Китай) и коптские
(египетские) манихейские тексты отличаются друг от друга; по-видимому, они представляют разные вероучения западного и восточного манихейства.
Основа манихейства — дуализм доброго и злого начала (Свет и Мрак). Оба одинаково сильны и равноправны.
К сожалению для манихейства, материальный мир был либо целиком отнесён к зоне Мрака, либо был им насыщен настолько, что проще снести и сделать заново, чем отмыть.
Успех манихейства не в последнюю очередь был связан с хорошо налаженной церковной организацией. По-видимому, структуру церкви разработал сам Мани.
«(Манихеи) утверждают, что из двух категорий (верующих), а именно из избранных
и слушателей
(лат. auditores), состоит их церковь».
Обе категории должны были жить в ожидании смерти и посмертного вознесения к Свету, однако Избранные попадали в страну Света сразу, в то время как слушатели (наставляемые) должны были перерождаться несколько раз.
Слушатели
принимали определённые обеты, но весьма ограниченные. Например, запрещалось убийство людей и животных, но не было запрета на покупку и поедание мяса; строгим был запрет употребления вина.
Из числа Избранных
пополнялись четыре категории служителей церкви: 1. Учителя. 2. Епископы. 3. Пресвитеры. 4. Диаконы.
Избранные должны были вести строго аскетический образ жизни и соблюдать пять заповедей: 1) не лгать, 2) не убивать, 3) не есть мяса, 4) держать себя в чистоте и 5) пребывать в бедности.
Так же избранные принимали исповедь у слушателей и сами каялись и исповедовались друг другу, молитву творили семь раз в день.
Имеющиеся в распоряжении историков свидетельства и первоисточники касаются, в основном, жизни и деятельности самого Мани и его ближайших сподвижников. О географии и хронологии дальнейшего распространения манихейства сведения более или менее отрывочны, и построить из них связную историю манихейства невозможно.
Теология
Поначалу Свет и Мрак существовали отдельно, не соприкасаясь и не смешиваясь: граница между ними была непреодолима. Манихейская история мира начинается с момента, когда Материя — активное начало Мрака — позавидовала красоте Света и пожелала захватить его. Открылись пять стихий Мрака — они же пять миров плоти — из них излились пять стихий мрака: дым, огонь, ветер, вода и тьма. Материя стала выращивать из них пять видов деревьев, своих воплощений. Узнав о помыслах Материи, Отец Величия вызвал свои первые эманации — Мать Жизни, она же — Великий Дух, и Первочеловека. Материя же воплотилась в плоды пяти видов деревьев и дала им созреть.
У каждого мира имеется один верховный архонт — царь этого мира. Царь мира огня — лев, царь мира ветра — орёл, царь мира воды — рыба, царь мира тьмы — дракон. Ими правит сильнейший из пяти — царь мира дыма, пятиликий: у него львиная голова, орлиные крылья, туловище дракона, четыре лапы, как у демонов, и рыбий хвост. Он возглавил поход сил тьмы, поднятых Материей, в наступление на Свет; всего в походе участвовали Материя, семь её царей и двенадцать слуг во главе всех демонов. Они захватили некоторую часть Страны Света и смешались с ним.
Тем временем Отец Величия произвёл ещё одну эманацию — Дух живой (он же Отец жизни), — воззвавшего с высоты к Первочеловеку. Зов и Ответ персонифицировались и стали самостоятельным двуединым божеством. Дух живой поднял безоружного Первочеловека в Страну Света, но он уже не мог вновь слиться с богами, поскольку познал смешение и соприкоснулся с мраком. На границе света и мрака — высоты и бездны — осталась область смешения, где пять светлых стихий были раздроблены, связаны и смешаны с мраком.
Дух живой поставил стражами над миром пять своих эманаций — «пять сынов Духа живого»: Светодержец стоит над всеми твердями, Царь чести — в седьмой тверди и следит за восхождением Света; Адамант света сторожит архонтов Материи, Царь славы вращает три колеса стихий, Омофор держит землю и тверди. У каждого из пяти духов в услужении ангелы.
Обычный человек, соблюдающий заповеди истинной веры, обязан прежде всего не вредить свету и жизни, ибо в материальном мире они связаны; его задача — не задерживать их пребывание на земле. Так он спасает свою светлую душу, которая после смерти устремляется к Свету.
Материя борется за душу человека, стремясь задержать свет во мраке.
На протяжении всей истории мира свет освобождается от смешения и возносится наверх, поэтому количество света в душах людей убывает, при этом свет всё время дробится по причине умножения человеческого рода.
После победы сил тьмы, Зов и Слух образуют божественное двуединство — Помысел жизни — соберут оставшийся в мире свет и создадут из него Последнее изваяние, которое вознесётся. После его вознесения великий Огонь пожрёт мир за 1468 лет. Дата конца света неизвестна, ибо даже если высшие силы и назовут её, из-за противодействия архонтов всё может измениться.
Божества воссядут на престолы, чтобы судить души. Праведники воспарят в новый эон, построенный Великим строителем, где и будут вечно жить с богами.
Души грешников доставят в Болос (это что-то типа шеола).
К IV веку манихейские общины существовали почти на всей территории Римской и Сасанидской империй и в окрестных странах. Римские власти боролись с манихейством.
Сасанидские тоже начали гнобить все незороастрийские церкви.
В VII—VIII веках манихейство проникло в Китай. В 762 году в манихейство обратился
Идигянь (Бегю-каган)
— глава уйгурского государства;
оно стало официальной религией до разгрома каганата в 840 году.
Дольше всего манихейство продержалось в Средней Азии, где с VII века церковь официально перешла на согдийский язык.
С IX века начались преследование манихейства в Китае, аналогичные процессы происходили в мусульманских государствах. Тем не менее манихейские общины зафиксированы на территории Туркестана и Китая до XIV века.
Манихейство под видом буддийской секты сохранялось в Южном Китае до начала XVII века, понемногу смешиваясь с несторианством.
До наших дней сохранился единственный манихейский храм Цаоань. Он был построен в XIV веке с девизом — «Чистота, свет, сила, мудрость и Мани, Будда света».
В начале XX века храм перешёл к буддистам, которые полагали, что посвящение Мани означает Муни, то есть Будду Шакьямуни.
Учение Мани сумело стать мировой религией и умереть (оно стало единственной вымершей мировой религией). Его погубило отношение ко всему материальному (в том числе к госвласти и правящему монарху), как ко злу; любое государство рано или поздно приходило к мысли, что с такой ересью надо кончать.
Буддисты принимают Мани как одного из будд.
Мусульманская традиция считает Мани отцом-основателем персидской живописи, неподражаемым и непревзойдённым художником.
И были они монофелитами (= во Христе две природы, но только одна воля ― божественная).
В XII веке, когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество, марониты вошли в контакт с Латинской церковью.
В 1182 году марониты формально подтвердили своё единство с Римом, однако большинство маронитов считает, что они всегда были католиками.
Католики приняли монофелитов? А вот и нет — точно известно, что с 1182 года марониты исповедуют ортодоксальную христологию.
Маронитские эмигранты появились на Кипре (XII век), Родосе (XIV век) и Мальте.
В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 году в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 году в Маронитской церкви был введён Григорианский календарь.
В 1736 году на горе Ливан на соборе приняли свод канонов Маронитской церкви, согласно которым церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. Начиная с 1790 года, резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25-и милях от Бейрута.
С начала XIX века западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую учинили в 1860 году друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооружённое вторжение французов. После Первой мировой войны Ливан и Сирия попали под контроль Франции.
В XIX веке марониты начали воспринимать себя не просто как религиозную общину, а как отдельную нацию; активно продвигалась идея о том, что марониты являются прямыми потомками древних финикийцев, а не арабами.
Отрицание арабской идентичности и подчёркивание своей "европейскости" стало фирменной чертой маронитского самосознания. И это при том, что язык богослужения у маронитов — сирийский, а в быту они говорят на ливанском диалекте арабского.
В 1944 году Франция предоставила Ливану полную независимость. По устному соглашению, получившему название «Национальный пакт», пост президента страны, а также ряд ключевых постов в государстве закреплялся за представителями маронитской общины (при том, что 60% населения Ливана — мусульмане).
Обрадовавшись этому соглашению, около миллиона маронитов покинули Ливан и поселились на Западе.
две природы): в Иисусе Христе признаются две природы — божественная и человеческая.
Способ соединения двух природ во Христе обозначался терминами «сопряжение», «обитание», «относительное единство».
Несторий (после 381 — около 451) не утверждал, что во Христе два лица, но весь образ его мысли свидетельствовал о том, что он полагал во Христе вторую (человеческую) ипостась (конкретная реализация природы), отличную от ипостаси Бога.
Несторий признавал божественную и человеческую ипостаси Христа способными к самостоятельному существованию и отрицал природное и ипостасного единение божества и человечества. древневосточные православные церквис конца XX века называют миафизитские (утверждающие единство природы Иисуса Христа без смешения и разделения в Нём божественной и человеческой природ) церкви, также именуемых в литературе дохалкидонскими церквями. Как можно понять из названия, они не принимают итогов Халкидонского собора V века (Четвертый Вселенский Собор, который постулировал двуединую смешанную природу Христа — он и бог, и человек в одном флаконе — и осудил всех думающих иначе). Ещё их называют «монофизиты» (эти видят в Христе или только бога, или химеру — человека, почти бесследно растворённого в боге), но это уже обидно.
Древневосточные православные церквине образуют единой церкви, как католики или православные. Каждая из них сама по себе, одинокая истинная церковь в мире ересей, и имеет
находилась в столице империи и могла влиять на светскую власть империи. А потом — короновала европейских королей и императоров,
несла благую весть по миру, боролась за власть, богатела. В 1054 году отделилась от остальных диофизитных церквей, но в основном по вопросу власти.
Кафедра находилась в столице империи, могла влиять на власть, более того — короновала императора. Отсюда понты и борьба за статус первой с Римской кафедрой.
Хотя собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (то есть он второй после римского). Чрезвычайное двадцатичленное собрание: 20 монастырей, 20 представителей), что в остальной Греции категорически запрещено. На Афоне двадцать монастырей, среди них есть греческие (константинопольские и элладские), сербские, болгарские и русские; был грузинский, но с 1830 года его отдали грекам.
молчания): форму отшельничества, когда подопытный молча и желательно в одиночестве медитирует (эмоции запрещены) на что-то там с целью очиститься от грехов или хотя бы не грешить.
Александрийская — основана апостолом Марком (который крылатый лев Венеции и "автор" одного из Евангелий). всего Египта, а не
всей Африки.
Посланий апостола Павлаи именно он создал и отделил христианство от иудаизма). Юрисдикция: Сирия, Турция, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.
Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви:
Первым епископом Иерусалимской православной церкви считается апостол Иаков, брат Христа
(ваще-та у Ешуа было ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ или ШЕСТЬ братьев).
Среди известных фигур Карфагенской церкви были два Отца христианской Церкви:
Тертуллиан (богослов частично берберского происхождения, сыграл важную роль в развитии концепции Троицы и был первым, кто широко применил латинский язык в своих богословских трудах)
и Киприан (создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре).
На Всеправославном совещании на острове Родос в 1961 году было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей.
Священный Синод Русской Православной Церкви 30 марта 1999 года принял решение о начале прямого двустороннего диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквями. Данное решение было одобрено Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.