У китайцев все кочевники на севере были известны под единым названием «бэйди», то есть северных варваров, тем не менее есть основание предполагать, что в числе их были не только монголы, но и маньчжуры.
Монгольских детей сажают на лошадь лет в пять. Поэтому к шести годам они уже нормально ездят верхом.
Да и чего тянуть: дальше станешь только тяжелее, а монгольского духа больше все равно не добавится. Куда еще больше-то!

Сокровенное сказание монголов. Но до нас дошла только версия в иероглифах.
Монгольское квадратное письмо
было создано в 1269 году тибетским ламой Дрогоном Чогьялом Пагпа (в русской литературе Пагба-лама) для Хубилай-хана, монгольского правителя династии Юань в Китае.
Пагба использовал индийскую традиционную филологию и знакомые ему тибетское письмо и индийские письменности на основе деванагари с тем, чтобы оно годилось также для китайского и монгольского языков.
Письмо вышло из употребления после падения династии Юань в 1368 году.
В 1648 году буддистский монах Зая-Пандит создал собственный вариант старомонгольской письменности с целью сближения письменного языка и современного ему произношения,
а также для облегчения транскрипции тибетского языка и санскрита. Назвал он его тодо-бичиг
(«ясное письмо»).
Впоследствии тодо-бичиг бытовал как среди ойратов, так и среди монголов параллельно со старомонгольским письмом (у монголов — неофициально, в книгах для чтения и т. п.).
Тодо-бичиг использовался калмыками в России до 1924 года, после чего был замещен кириллицей. В настоящее время письменность используется ойратами, проживающими в Синьцзяне (КНР).
Соёмбо
— абугида (слоговое фонетическое письмо), созданная монгольским монахом Богдо Дзанабадзаром в конце XVII века. Кроме собственно монгольского, она использовалась для записи тибетского языка и санскрита.
Особый знак этой письменности, соёмбо,
стал национальным символом Монголии и изображен на государственном флаге (с 1921 года), и на гербе (с 1992 года), а также на деньгах, почтовых марках и т. д.
Целью Дзанабадзара было создание письменности, удобной для перевода буддистских текстов с санскрита и тибетского — в этом качестве она широко использовалась им и его учениками. Соёмбо встречается в исторических текстах, а также в храмовых надписях.
Примерно в то же время Дзанабадзаром было разработано горизонтальное квадратное письмо, которое было вновь открыто в 1801 году. Подробности его использования неизвестны.
В 1905 году бурятским монахом Агваном Доржиевым создана разновидность старомонгольской письменности под названием вагиндра. Его задачей было устранение неоднозначностей в орфографии и возможность записи наряду с монгольским русского языка. Наиболее значительным нововведением было устранение вариативности формы символов в зависимости от положения — все знаки основывались на среднем варианте старомонгольского письма.
Часто монгольский язык транскрибировался китайскими иероглифами — ими записан, в частности, единственный сохранившийся экземпляр Сокровенного сказания монголов.
Скончался около 1100 года. После смерти подчинявшиеся Хайду племена оказались поделёнными между тремя его сыновьями: Байшингор-Докшином, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегаем. Впоследствии внук Байшингор-Докшина — Хабул-хан — сумел объединить монголов вновь.
С его смертью союз очень быстро распался.
Правивший Цзинь Хайлин-ван приказал казнить Амбагая, прибив его гвоздями к деревянному ослу.
Полвека спустя Чингисхан использовал казнь Амбагая цзиньцами в качестве одного из поводов для войны против Цзинь.
Есугей скончался в молодые годы, когда его старшему сыну Темуджину было девять лет. Поэтому наследовать ничего, кроме врагов, Тэмуджин не смог.
Чингис-ханобозначал
небесный правитель, то есть он тоже (как и китайский император), имел
мандат неба, право власти от имени высших сил. До Тэмуджина хана союза равноправных племен (обычно возглавлявшего набеги на Китай) называли
гурхан. После него среди кочевников (наследники Тэмуджина в Китае использовали китайские титулы = Хуанди и Ван) утвердился титул
Далай-хан=
Великий хан.
Чингисостался титулом одного человека.
В 1242 году Чагатай умирает. И после торжественных похорон, внуки Чингисхана начинают драть Монгольскую империю на части.
Хулан
(около 1164 — около 1221, примерно 58 лет), вторая (после Борте) супруга Чингисхана, меркитка;
их сыновья: Кюльхан и Харачар.
В военных походах Хулан сопровождала своего мужа, и умерла во время одного из них, когда каган отправился завоевывать Индию.
Есугэн была дочерью татарского вождя Церен-эке. Чингисхан взял её себе в качестве добычи после истребления татар в 1202 году. Их сыновья: Чахур (Джаур) и Хархад.
Есуй
была дочерью татарского вождя Церен-эке. Когда после истребления татар в 1202 году Чингисхан взял в жёны её младшую сестру Есугэн, та после первой брачной ночи сказала супругу, что у неё есть старшая сестра Есуй, красивая и достойная ханского ложа. Есуй нашли в лесу, где она пряталась с молодым мужем; тот убежал, а её доставили к хану и она стала его очередной женой. Есугэн, увидев старшую сестру, добровольно уступила место, принадлежавшее ей как ханской супруге, и заняла другое, менее почётное. Вскоре хан обнаружил и казнил ее прежнего мужа.
Есуй вновь появляется в источниках в связи с событиями 1219 года. Когда Чингисхан собрался идти войной на Хорезм, она потребовала назначить наследника на случай, если на войне с ханом что-нибудь случится. Чингисхан признал её правоту, но когда он поначалу предложил в качестве наследника Джучи, это вызвало ссору: Чагатай напомнил о сомнительности происхождения Джучи, после чего между братьями завязалась драка прямо в присутствии хана. После того, как драчунов растащили, было решено назначить наследником Угэдэя, а Джучи и Чагатаю, во избежание вражды между ними, выделить в будущем в управление разные земли.
Предположительно его гарем насчитывал около 7 тысяч женщин. Число потомков сосчитать невозможно.
Хан умер во время осады столицы
тангутского государства.
По легенде, Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться.
Источники называют разные причины смерти — внезапная болезнь, болезнь от нездорового климата тангутского государства, следствие падения с лошади; существует версия, что Чингисхан был убит тангутской принцессой, которую держал при себе наложницей и в тот момент пользовал в юрте.
В 1266 году Чингисхану был присвоен посмертный титул Шен-ву-хуан-ди — «премудрый и воинственный император», позже дополненный до Фа-тянь-ци-юн Шен-ву-хуан-ди. Храмовое имя Чингисхана было Тай-цзу — «основатель династии».
Обстоятельства смерти Угэдэя подробно описаны Рашид-ад-Дином: его тяжёлая болезнь, последующее частичное выздоровление, выезд в декабре 1241 года на зимнюю охоту вопреки запретам врачей и ночная пирушка в обществе мусульманина-откупщика Абдурахмана, которая в конечном итоге и привела к его кончине.
Гуюк неожиданно умер, добравшись лишь до Мавераннахра.
Мунке умер во время осады китайского рыбацкого города Хэчжоу на месте современного Чунцина, принадлежавшего Южной Сун.
Внезапная смерть брата вынудила Хулагу оставить кампанию в Сирии и Египте и фактически привела к возобновлению борьбы за власть и распаду Монгольской империи.
Хубилай все больше впадал в уныние после смерти своей любимой жены и избранного им наследника Чжэньцзиня. Неудачи военных кампаний во Вьетнаме и Японии угнетали его. Хубилай стал много есть, набрал большой лишний вес и страдал подагрой и диабетом.
Георгиевский кавалер. Автор идеи реставрации империи Чингис-хана от Тихого океана до Каспия. В 1921 году получил от монгольского богдыхана титул «дархан-хошой-чин-вана» и стал фактическим главой Монголии. Богдо-гэгэн VIII после получения известия о казни Унгерна повелел служить молебны о нём во всех храмах Монголии. Место захоронения Унгерна неизвестно. Последнее обстоятельство, а также то, что Унгерн ещё при жизни стал легендой, породило, в свою очередь, легенду о том, что барон бежал и ушёл в буддистский монастырь.
Богдо-гэгэн умер от рака горла.

Государством руководила Монгольская народная партия
и её председатели
(до 1992 года — 20 штук).
В декабре 1937 года Жаданба был арестован, а в 1938 году Чойбалсан и Чрезвычайная комиссия приговорили Жадамбу за антигосударственную деятельность к 10 годам лишения свободы. В 1939 году Жадамба умер от болезни в тюрьме, дата и место его смерти неизвестны.
Опираясь на поддержку Сталина, его соперник Чойбалсан отстранил Гэндэна от власти на пленуме ЦК МНРП 2 марта 1936 года. Гэндэн был помещён под домашний арест, затем отправлен в Крым «на лечение». Перед арестом жил в Сочи в гостинице «Кавказская Ривьера».
17 июля 1937 года был арестован, 26 ноября приговорён к смерти и расстрелян по обвинению в шпионаже и подготовке государственного переворота в Монголии. Прах похоронен на Донском кладбище в Москве. В 1938 году Дамдинсурэн был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован и казнён. Реабилитирован в 1959 году.
Умер от рака почки 26 января 1952 года в возрасте 56 лет в Москве. В августе 1984 года, после получения медицинского заключения о состоянии здоровья, составленного в Минздраве СССР, освобождён от должности Генерального секретаря ЦК МНРП, Председателя Президиума Великого Народного Хурала МНР и оставлен в Москве (где находился в тот момент вместе с женой) на лечении. После смерти тело Цэдэнбала было привезено в Монголию, где он и был похоронен с почестями генерала армии. Указом Президента Республики Монголия № 60 от 31 октября 1997 года вышеупомянутый указ был отменён. Центральная улица города Улангома, столицы родного для Цеденбала Убсунурского аймака, носит название «улица Маршала Юмжаагийна Цэдэнбала».
Вскоре после начала акций протеста с требованием демократизации в 1990 году Жамбын Батмунх, верный своим принципам не применять силы, пошёл на переговоры с лидерами движения, а 9 марта распустил Политбюро ЦК МНРП и ушёл в отставку.
В дальнейшем жил в Улан-Баторе, находился на пенсии. Умер 14 мая 1997 в Улан-Баторе.
Первой Конституцией МНР 1924 года были ликвидированы феодальные земельные владения. Осуществлялась ликвидация феодальной налоговой системы и обложение налогами феодалов.
Навандоржийн Жадамба
правил 28 — 29 ноября 1924, жил 1900 — 1939 годы (39 лет)
Стал первым Председателем Великого государственного хурала Монголии в ноябре 1924 года, после смерти Богдо-хана. На следующий день его сменил Пэлжидийн Гэндэн.
В 1928 году, на VII съезде МНРП, Жадамба был обвинен в «правом оппортунизме», и был смещен со всех должностей. В 1929 году Жадамбу выслали в Кяхту.
Находясь в Москве, он также перевел несколько книг на монгольский язык, среди которых были: Боккаччо — «Декамерон», Джонатан Свифт — «Путешествия Гулливера», сказки Андерсена. В 1931 году МНРП отклонила жалобу Жадамбы и исключила его из партии.
Пэлжидийн Гэндэн
правил 29 ноября 1924 — 15 ноября 1927, жил 1892 — 1937 годы (45 лет)
2-й глава государства (Председатель Малого Государственного Хурала, 29 ноября 1924 — 15 ноября 1927) и 9-й премьер-министр МНР (председатель Совета министров, 2 июля 1932 — 2 марта 1936). Секретарь ЦК Монгольской народно-революционной партии (1928—1932). Выступал за проведение радикальной экономической политики в МНР (ускоренная коллективизация, запрет частных предприятий и частной торговли, экспроприация собственности знати) в 1928—1932 годах. Этот курс столкнулся с вооружённым сопротивлением (восстание монастыря Тугсбуянт, Хубсугульское восстание) и был в итоге осуждён как «ультралевый».
Гэндэн, почитавший Будду наряду с Лениным как одного из «величайших гениев Земли», препятствовал репрессиям против буддийского духовенства.
15 декабря 1956 года Военная коллегия Верховного Суда СССР посмертно реабилитировала П. Гэндэна.
Жамцангийн Дамдинсурэн
правил 15 ноября 1927 — 23 января 1929, жил 1898 — 1938 годы (40 лет)
Член МНРП, председатель Президиума Государственного Малого хурала МНР с 16 января 1927 по 23 января 1929 года.
Пятый Великий Хурал, проходивший в декабре 1928 — январе 1929, назначил его заместителем премьер-министра и министром сельского хозяйства.
Хорлогийн Чойбалсан
правил 1929 — 26 января 1952, жил 8 февраля 1895 — 26 января 1952 (57 лет)
В 1924—1929 главнокомандующий Монгольской народно-революционной армии. В 1929—1930 Председатель Президиума Государственного Малого Хурала. В 1930 министр иностранных дел. В 1931—1935 министр животноводства и земледелия. В 1935—1939 первый заместитель премьер-министра, одновременно в 1936—1939 министр внутренних дел и в 1937—1952 снова главнокомандующий Монгольской народно-революционной армии. с 1939 по 1952 глава правительства (Председатель Народного Совета министров и Председатель Совета министров).
Чойбалсан был последовательным сторонником И. В. Сталина и членом ВКП(б).
До 1939 года формально не занимал высшей должности в правительстве, однако фактически уже в 1936 году стал диктатором и провёл массовые репрессии, уничтожив не только своих противников в партии, но также большое число бывших аристократов, монахов, бурят и прочих. В результате репрессий в 1937 году погибло 35—40 тысяч человек, то есть несколько процентов населения страны.
Чойбалсан возглавлял монгольскую армию в 1939 и 1945 годах в совместных с РККА операциях на Халхин-Голе и в советско-японской войне. Оказывал поддержку мусульманскому сепаратистскому движению в Синьцзяне.
Смерть Чойбалсана в 1952 году сопровождалась очередным витком культа его личности — его тело было помещено в мавзолей, его имя было увековечено, в частности, переименованием крупнейшей горы в столице Монголии.
Юмжагийн Цеденбал
правил 1952 — 1984 годы, жил 17 сентября 1916 — 10 апреля 1991 (75 лет)
Соратник Чойбалсана, генеральный секретарь Монгольской народно-революционной партии, Маршал МНР (1979). Привёл свою страну в СЭВ. Во время политических разногласий между СССР и КНР решительно встал на сторону СССР.
Размещённые на территории Монголии советские войска, в отличие от других союзных стран, не формировали так называемую «группу войск», а непосредственно входили в состав Забайкальского военного округа.
Пленум ЦК МНРП в марте 1990 года исключил его из партии и лишил всех привилегий. Указом Президиума Великого Народного Хурала МНР № 97 от 18 апреля 1990 года лишён звания героя МНР, героя труда МНР, государственных наград МНР и воинского звания маршала МНР.
Жамбын Батмунх
правил 12 декабря 1984 года — 21 марта 1990 года, жил 10 марта 1927 — 14 мая 1997 (70 лет)
Генеральный секретарь ЦК МНРП, Председатель Президиума Великого Народного Хурала в 1984—1990 годах. Кандидат экономических наук (1961). Отличался скромностью. С 1985 года придерживался политики равных отношений с двумя великими державами — СССР и КНР, содействовал нормализации монгольско-китайских отношений, установлению дипломатических отношений с Республикой Корея, торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных отношений с Японией, КНР.
Скончался 17 января 2025 года в Улан-Баторе.

До XV века корейцы писали китайскими иероглифами (по смыслу символов), это назвалось ханча. А в 1443 году ван Сечжон Великий
то ли сам разработал, то ли заказал кому — но ввёл своим указом алфавитную письменность Хунмин Чоным,
хорошо ложившуюся на тогдашний корейский язык. Позднее её назовут хангыль.
Ну а чтобы высоколобые не кричали, что письмо уродское, буквы группируются в слогах в квадратик. Максимум на одном знакоместе может быть 5 букв (звуков).
То есть оно визуально похоже на китайские иероглифы, хотя отличается достаточно, чтобы точно не перепутать — иероглиф там или алфавитная запись. Завоевано империей Тан.
До своей смерти в 1926 году Сунджон со своей супругой жили практически безвыездно во дворце Чхандоккун в Сеуле. За Сунджоном оставили наследственный титул король Ли дворца Чхандок.
Сунджон скончался 24 апреля 1926 года в Чхандоккуне и похоронен со своими двумя жёнами в усыпальнице династии Чосон.
Колониальный период закончился после капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Соглашением о перемирии 27 июля 1953 года создана демилитаризованная зона, разделяющая Корейский полуостров на две примерно равные части — северную (КНДР) и южную (Республика Корея), пересекая 38-ю параллель под небольшим углом. При этом восточная оконечность ДМЗ лежит севернее 38-параллели, а западная — южнее.

под ружьёмдержат более 1.2 млн человек.
В 1932-1940 годах воевал в антияпонских партизанских формированиях, под конец ими командовал; с ноября 1940 года укрывался в СССР, откуда совершал вылазки в Корею и Манчжурию.
В июле 1942 года Ким Ир Сен был зачислен в штат РККА (дослужился до капитана); с 1944 года вместе с кадрами бригады постоянно практиковался в прыжках с парашютом — после начала боевых действий против Японии готовилась массовая заброска корейских и китайских партизан в тыл противника.
В декабре 1946 года Ким Ир Сен был назначен председателем Северокорейского оргбюро Компартии Кореи, а в феврале возглавил Временный народный комитет Северной Кореи. В 1948 году он стал премьер-министром КНДР.
До вывода войск СССР в декабре 1948 года определяющее влияние на жизнь страны оказывали советские военные власти, в дальнейшем серьёзную роль играл советский посол.
И Пхеньян, и Сеул выдвигали претензии на то, что именно их режим является единственно законной властью на полуострове. Дело шло к войне. Окончательное решение начать войну было принято, по-видимому, в марте 1950 года во время визита Ким Ир Сена в Москву и его бесед со Сталиным. Война шла с переменным успехом и позиции, которые занимали войска противостоящих сторон к 1951 году, оказались почти такими же, как те, с которых они начинали войну.
В 1956 году была жестоко подавлена попытка внутрипартийной оппозиции отстранить Ким Ир Сена от власти. С конца 1950-х годов все руководящие посты оказались в руках соратников Ким Ир Сена по партизанской борьбе.
На рубеже 1950-х — 1960-х годов в КНДР происходит утверждение идей чучхе.
Важнейшую роль в политической системе играли органы госбезопасности, во главе которых стоял Пан Хак Се, неукоснительно лояльный Ким Ир Сену и пользовавшийся его полным доверием.
С 1970-х годов экономика КНДР оказывается в состоянии стагнации, жизненный уровень населения начинает быстро снижаться. В этих условиях стабильность общества обеспечивается жёстким контролем над населением в сочетании с идеологической обработкой.
В 1972 году был упразднён пост Председателя Кабинета министров КНДР, и Ким Ир Сен был избран на учреждённый для него пост Президента КНДР.
Ким Ир Сен умер в Пхеньяне от сердечного приступа. После его смерти и последовавшим за ней трёхлетним трауром власть перешла к его сыну — Ким Чен Иру.
5 сентября 1998 года (через 4 года после смерти) Ким Ир Сен был объявлен «вечным президентом» КНДР.
Сын и наследник Ким Ир Сена; родился в СССР, при рождении записан как Юрий Ирсенович Ким. Раннее детство провёл в селе Вятское, где была расквартирована 88-я отдельная стрелковая бригада PKKA, одним из батальонов которой командовал его отец — в то время капитан Красной Армии. В ноябре 1945 года Ким Чен Ира перевезли в Пхеньян, куда месяцем раньше уже вернулся его отец. Официальная биография утверждает, что он получил школьное образование в 1950—1960 годах в школе для детей партийных работников в Пхеньяне, а затем, в 1964 году, окончил Университет имени Ким Ир Сена в Пхеньяне, со специализацией в политической экономии. 6 октября Ким Чен Ир был впервые официально назван титулом «великий руководитель», тогда как отца называли «великий вождь». С момента смерти отца Ким Чен Ир фактически руководил страной и ТПК, курировал экономику, культуру и национальную оборону, руководил осуществлением ядерной программы страны, определял политику в отношении Южной Кореи. 8 октября 1997 года было опубликовано Специальное сообщение Центрального комитета Трудовой партии Кореи и Центрального военного комитета Трудовой партии Кореи, в котором народу было сообщено об избрании «великого руководителя» товарища Ким Чен Ира на пост Генерального секретаря Трудовой партии Кореи. Спустя год 5 сентября 1998 года Ким Чен Ир был избран на пост Председателя Государственного комитета обороны КНДР — пост который предусматривает руководство и командование политическими, военными и экономическими силами страны в целом.
Ким сменил своего отца, руководителя КНДР Ким Чен Ира, после смерти последнего. Что характерно, Ын не старший сын, а второй (старший сын второй жены; старший брат Ким Чен Нам в 2001 пытался бежать в Японию и в итоге осел в Китае, а в 2017 был убит).
— национальная религия тибетцев, возникла во II веке н.э., нынешний вид приняла после синтеза с буддизмом в X-XI веках н.э.
Основателем религии бон считают Шенраба Миво («шен» — означает и «священник» и название клана; «раб» — лучший; то есть можно перевести как «лучший из священников-шен»). Это полулегендарная фигура, существовавшая в древние времена, и у учёных нет никакой возможности установить время его жизни. Тибетцы утверждают, что он жил 15 000 — 16 000 лет назад, так давно, что исчислять время нет никакого смысла.
Слово «шен» в Тибете ранее означало «священник», но в более поздней истории стало обозначать название клана. Согласно документам, относящимся к периоду Тибетской империи (600—842 гг.) «шен» являлись специалистами по ритуалам, в обязанности которых входил надзор за священством раннетибетских царей во время их жизни, и исполнение погребальных обрядов после их смерти.
До середины IX века бон был доминирующей в Тибете религией. После того, как царь Трисонг Дэцен (742 — 797, 755 — 797) принял буддизм, который при нём распространился почти исключительно среди придворной аристократии, он последовательно сокращал влияние бон.
Насаждение буддизма продолжалось до тех пор, пока в 841 году царь Ралпачен не был убит бонскими заговорщиками. Несмотря на последовавшие погромы буддистов, укрепления религии бон не последовало. Пришедший к власти царь Ландарма, покровительствовавший бон, правил недолго — в 842 году он был убит буддийским монахом. После этого в Тибетской империи началась борьба за власть между наследниками престола, в результате которой империя перестала существовать. Наступил долгий период безвластия, политической анархии и междоусобных войн, который в тибетских источниках освещён крайне скудно.
Тибетские буддисты рассматривают Бон как отдельную религию, однако некоторые западные учёные полагают, что Бон наиболее точно можно охарактеризовать как неортодоксальную форму буддизма.
Помимо нескольких богов (в том числе Гаруда,
который вахана Вишну; и Бумкхри,
копия зороастрийского Ахурамазды)
существует большое количество духов "лха" (как в слове лама) и демонических змееподобных сущностей = нагов
.
Самым важным женским божеством является Сатриг Ерсанг(Сатриг Эрсанг или просто Сатриг).
Бон конкурировал с буддизмом и проиграл ему, последователей Бон в Тибете осталось куда меньше, чем буддистов.
Один из сохранившихся до наших дней ритуальных элементов Бон – это намка
(намкха), особая конструкции из деревянных палочек, обмотанных цветными нитками. Знания о практическом использовании намка были полностью утрачены.

Далай-лама
— линия передачи (тулку)
души в тибетском буддизме
школы Гелугпа, восходящая корнями к 1391 году. Титул Далай-ламы I он получил посмертно, после того, как Сонам Гьяцо в 1578 году впервые в истории принял титул Далай-ламы.
Гендун Гьяцо умер в глубокой медитации в возрасте 67 лет в 1542 году. Титул Далай-ламы присвоен ему посмертно после того, как Сонам Гьяцо в 1578 году впервые получил этот титул от монгольского Алтан-хана.

Смерть Далай-ламы скрывалась на протяжении 15 лет его дэси («премьер-министром»), доверенным лицом и, возможно, сыном Сангье Гьяцо ради окончания строительства Поталы, а также для того, чтобы соседи Тибета не воспользовались перерывом в правлении страной. Для исполнения роли Далай-ламы дэси выбрал одного из лхасских монахов.
Точный год смерти неизвестен, после смерти хана ему ненадолго наследовал его старший сын Тензин Вангчук-хан, вскоре убитый по наущению Лабзанг-хана.
Через несколько недель на крайнем северо-востоке Тибета, в пустынной области близ озера Кукунор, Джамьянг Гьяцо умер при загадочных обстоятельствах (ходили слухи, что он был отравлен).
По другой версии он стал исполнять «Танец Ламы», вызвал таким образом песчаную бурю, после чего сел в позу медитации и перестал дышать, чтобы не быть политическим заложником против своей страны.
У Цултрима Гьяцо всегда было слабое здоровье, он умер в 1837 году.
После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании. 
В течение столетий
территория Непала
то расширялась, захватывая обширную часть современной северной Индии, то сжималась до размеров, едва превышающих территорию Катманду
и нескольких соседних городов-государств.
Государства династии Малла были завоёваны в конце XVIII века правителем гуркхов Притвинараян Шахом, после чего неварская культура пришла в упадок.
С жителями сугубо старого княжества горкхов не стоит путать гуркхов
— военные подразделения колониальной британской или индийской армии (где они известны как горкхи), зачисляемые из непальских добровольцев. Их история восходит к Англо-горкхской войне и Сугаульскому договору 1816 года, позволившему Британской Ост-Индской компании набирать в качестве наёмников людей из королевства Горкха (уже занимающего весь Непал).
Во время Второй мировой войны (1939—1945) в общей сложности 250 280 гуркхов служили в 40 батальонах, плюс восемь батальонов непальской армии. Они получили 2734 награды за храбрость и потеряли около 32 тысяч человек на различных театрах военных действий.
До отмены монархии Непал был единственной страной в мире с индуизмом в качестве государственной религии

Женщины племени Падаунг,
народ группы каренов, проживающий в Мьянме и Таиланде, известны своими необычными украшениями — кольцами на шее.
История ношения таких колец у Падаунгов насчитывает множество лет и связана с традициями и верованиями этого народа. В ужасе перед появившимися в середине XIII века с севера монголами последний паганский царь стал разрушать храмы, чтобы использовать строительные материалы для строительства укреплений. Началась паника и население разбежалось из города. Монголы заняли Паган практически без сопротивления.
В 1740 году был убит мьянманский губернатор Пегу, и моны провозгласили независимость, основав государство Возрождённое Хантавади. Весной 1752 года ими была захвачена Ава. Последний правитель династии Таунгу был взят в плен вместе с семьёй и увезён в Пегу.
В 1527 году шаны захватили, разгромили и сожгли город Ава. Последний правитель Авы, принимавший участие в битве, был убит на своём боевом слоне выстрелом из мушкета (считается, что это — первое упоминание об использовании огнестрельного оружия в Мьянме). Само же государство просуществовало до 1555 года, когда было захвачено Байиннауном из династии Таунгу и включено им в состав нового бирманского королевства.

Сингу Мин был свергнут 6 февраля 1782 года своим двоюродным братом Фаункой и казнен своим дядей Бодопайей восемь дней спустя.
68-летний Паган Мин скончался от оспы.
Король Тибо и королева Супаялат были отправлены в ссылку вглубь Индии, где и прожили до конца жизни.
Бирмана
Мьянма(что означает «быстрый», «сильный» и похоже на слово «изумруд»).

Династия Цинь объединила Китай в 221 году до н. э. и направила 500 000 воинов на юг, для завоевания земель до Аулака и дальше. Местное население десятилетиями вело партизанскую войну против китайцев.
Чтобы защитить свою честь, королевы утопились в реке Дэй.
Некоторые их последователи продолжили бой, другие покончили жизнь самоубийством (беременная Фунг Тхи Тинь родила в пылу битвы, зарезала ребёнка, а затем и себя).
царями. Достигнув расцвета в X—XI веках, Тямпа в последующие века подверглась с севера нашествию вьетов (Дайвьет); около 1470 года пал главный город Тямпы, Виджайя, а в конце XVII века — последнее княжество Тямпы, Пандуранга, стало вассалом вьетских императоров.
Дайвьет.
Государство Вьетнамв составе Французского Союза со столицей в Сайгоне (переименованном в Хошимин в 1976 году), прежде чем стать республикой в 1955 году. Его суверенитет был признан Соединенными Штатами и 87 другими странами, хотя ему не удалось стать членом ООН в результате советского вето в 1957 году. В 1975 году был окончательно завоеван Северным Вьетнамом.
После поражения в войне правительство бежало в США.

К XIV веку империя Камбуджадеша прекращает своё существование.
Чтобы спасти страну от аннексии, кампучийский король Анг Дуонг согласился на предложение Франции о протекторате, которое вступило в силу после подписания королем Нородомом 11 августа 1863 года.
Нородом Сианук
в январе 1953 распустил Национальное собрание и ввёл чрезвычайное положение. При этом он объявил о стремлении к полной независимости страны, что способствовало замирению с повстанцами. Этому способствовала и личность Сианука, который отчасти разделял и националистические и социалистические взгляды. Бойцы за свободу Кампучииво главе с Ясит Чхуном предприняла попытку вооружённого переворота. Акция была подавлена правительственными силами после часового боя в Пномпене.

Ченлаи Шривиджайи, где господствовали сложный культ девараджи («бога-царя»)), господствующей религией здесь был буддизм, правда, с архаическим субстратом.
В XII веке монам дважды удалось воспользоваться временным ослаблением Кампучии и восстановить свою независимость. Но оба раза через непродолжительное время царям Кампучии удавалось опять подчинить монов своей власти. В XIII веке правитель тайского государства Сукхотхай Рама Камхенг восстановил государство монов Лаво на левом берегу Менама, в качестве вассала Сукхотхай. Но в 1299 году оно было упразднено. История монской государственности на территории Таиланда закончилась. Сами моны были полностью ассимилированы тайцами.
Айодхьей называлась столица древнеиндийского государства Кошала, родины бога Рамы, описанного в поэме «Рамаяна». Тайцы были здесь пришлым населением, раньше них здесь оказались моны. Правители активно занимались законотворчеством. В 1355 году было введено суровое наказание за кражу рабов и увод свободных земледельцев. В 1360 году Раматхибоди I объявил всю землю в Аютии принадлежащей правителю. Налог устанавливался в размере десятой доли урожая. В 1376 году было введено деление земледельческого населения на правых (военнообязанных) и левых (гражданских). Молодёжь проходила профподготовку по военной или строительной специальности в отрядах (му), которые объединялись в батальоны (конг) и полки (кром). Первый, третий и другие нечётные сыновья приписывались в му со стороны матери, а второй, четвёртый и другие чётные — отца. Фискальной единицей было рисовое поле (на). Принадлежность людей к социальной категории определялась «разрешением» от правителя на исполнение какой-либо работы.
Центром царства был город Чиангмай. Государство основал правитель Менграй Великий в 1296 году. В XIV-XV века были «золотым веком» царства, которое расширилось, присоединив другие царства (до территории Нана). Аютия и другие государства пытались завоевать Ланну, но без успехов. В XVI веке начался упадок, усилившийся в 1526 году после смерти правителя Кэо. Другое тайское государство, Сукхотаи, напротив, было союзником Ланны.
После административной реформы 1896 года государство перестало существовать даже в составе Сиама. Его территория вошла в состав нескольких новообразованных провинций Сиама.
Государство своими усилиями превратилось в современное, суверенное и централизованное. Значительный экономический и социальный прогресс был связан с увеличением внешней торговли, отменой рабства и расширением образования для зарождающегося среднего класса, однако серьёзных политических реформ не происходило.
В 1917 году король Вачиравудх (Рама VI), первый из королей Сиама, получивших образование за границей, вернулся в Таиланд.
Король осознавал, что жителям Запада трудно воспроизвести и запомнить имена большинства сиамских королей (а уж записанные латиницей, они вообще превращались в головоломку).
Кроме того, имена королей менялись в процессе правления (как девизы китайских императоров), а после смерти королю присваивалось посмертное имя.
Поэтому Вачиравудх распорядился использовать для всех царей династии Чакри имя Рама (от имени индуистского бога Рамы, аватары Вишну) вместе с соответствующим порядковым номером.
Сам он стал Рамой Шестым.
Он открыл в стране первый университет. В этот же год государство вступило в Первую мировую войну. Сиам был единственным азиатским государством, отправившим свои войска на Западный фронт.
И не абы какие войска, а лётчиков. Повоевать они почти не успели, а вот поучаствовать в оккупации Германии — успели.
Как награду за такой ход, Сиам в 1925 году получил от Англии, США и Франции освобождение от "особых экономических зон" — зон оккупации европейскими державами.
Эту дату традиционно считают концом королевства Раттанакосин.
королевство Сиам.
Таиланд.
переворотов сверху, когда глава правительства распускал парламент и узурпировал власть. Позиция короля оказывалась определяющей в жёстких политических конфликтах 1973 года (свержение правоавторитарного режима «Трёх тиранов» — фельдмаршала Киттикачона, полковника Киттикачона, фельдмаршала Чарусатьена) и 1976 года (Таммасатская резня, приход к власти хунты адмирала Чалорью и антикоммунистического правительства премьера Краивичьена).
Принц жил вместе с родителями в Париже, Лозанне и Массачусетсе, в 1928 году вернулся в Таиланд, после того, как его отец окончил курс медицины в Гарвардском университете.
9 июня 1946 года король Рама VIII был найден застреленным в своей спальне. Через четыре месяца он должен был возвращаться в Лозанну продолжать учёбу.
Причины и обстоятельства смерти короля обсуждаются до сих пор.
После длительного разбирательства, на фоне государственных переворотов, в ходе которых к власти вернулся Пибунсонграм, личный секретарь короля и два его пажа были признаны виновными в убийстве, при этом секретарь и один из пажей лишь после апелляции обвинения на решение первичного суда. В феврале 1955 года все трое были казнены.
Обсуждение обстоятельств смерти Рамы VIII в Таиланде запрещено.
При рождении, в Таиланде был известен как Пра Воравонг Те Пра Онг Чао Пумипон Адуньядет.
27 февраля того же года король Пумипон Адульядет издал декрет о признании законным военного переворота.
В сентябре 2009 года Пумипон был вновь госпитализирован в больницу Сирирадж.
Был выписан из больницы в июле 2013 года и отправился во дворец Клай Кангвон в Хуахине 2 августа 2013 года.
Пумипон Адуньядет скончался на 89-ом году жизни 13 октября 2016 года в госпитале Сирирад (Бангкок) от почечной недостаточности.
У него есть три сестры: принцесса Уболратана Раджаканья (род. 1951), принцесса Маха Чакри Сириндхорн (род. 1955) и принцесса Чулабхорн Валайлак (род. 1957). Начальное образование получил в Бангкоке. Затем был отправлен на обучение в Великобританию и Австралию. В 1976 году окончил королевский военный колледж в Канберре (Австралия), где получил образование военного лётчика. В 1970-х годах в составе лётного полка воевал на севере Таиланда против коммунистических повстанцев и участвовал в военных операциях против вьетнамских партизан у границ Камбоджи.

После десятилетия войны и безвластия Лансанг распался на три королевства — Луангпхабанг, Вьентьян и Тямпасак. Все три были вассалами Сиама (Аютии), а последние два ещё и платили дань Дайвьету.
После Второй мировой войны в результате победы национально-освободительных движений на территории Французского Индокитая были образованы независимые государства Вьетнам, Кампучия и Лаос.
Когда он уже не мог править из-за болезни (последние несколько дней жизни), регентом был его сын Саванг Ватхана, унаследовавший трон после смерти отца.
В 1978 появились сообщения о смерти Саванга Ватханы (13 июня), а также о смерти бывшей королевы и наследного принца Вонг Саванга (5 февраля). Однако по заявлению Кейсона Фомвихана, Ватхана умер в 1984 году в возрасте 77 лет.

Шривиджая
— древнее малайское царство с центром на острове Суматра, распространявшееся также на острова Малайского архипелага и на побережье Юго-Восточной Азии. Своё начало берёт по разным источникам от 200 до 500 годов н. э. Государство прекратило существование около 1400. Название на санскрите означает блистательная победа.
В 1292, когда Суматру посетил Марко Поло, Шривиджая уже распалась на восемь отдельных королевств.
В 1963 году Малайская Федерация, Сингапур, Саравак и Северное Борнео объединились в государство Малайзия, а затем Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года.
бесар=
большой). Правитель штата Перлис носит титул раджа. В монархических штатах главой исполнительной власти является главный министр (Menteri Besar). Каждый правитель является также духовным главой (имамом) своего штата. Остальные 4 штата возглавляются губернаторами, назначаемыми центральным правительством. Исполнительную власть в каждом из этих 4 штатов также возглавляет главный министр (малайск. Ketua Menteri). Федеральные территории управляются непосредственно центральным правительством.
Заматоже выбирают в цикле, есть три оговорки — им нельзя стать, если султан несовершеннолетний, сам отказался или Совет Правителей тайным голосованием решил, что по любой причине (например, по причине психического или физического расстройства) он не подходит на должность.
В Малайзии провозглашена религиозная свобода, но официальной религией является ислам.

История Индонезии:
до европейской (голландской в итоге) колонизации
государства Индонезии
обычно (за исключением
Шривиджаи и
империи Маджапахит)
были мелкими, не занимая целиком даже остров Яву (и не претендуя на прочие острова архипелага).
К числу наиболее значительных государств, также существовавших на индонезийской территории одновременно с Шривиджаей, относятся
Сунда
(западная Ява, VII—XVI века, возникшее после раскола
Тарумы),
Кедири
(центральная и восточная Ява, XI—XIII века, возникшее после раскола
Матарама)
и Сингасари
(центральная и восточная Ява, XIII век, возникшее после военного поражения Кедири).
Реально дома у баджао есть. Они строят недолговечные халупы на сваях. В отличие от домов островитян, которые стоят на берегу или максимально прижаты
к берегу, поселки морских цыган вынесены в море, в мелкие лагуны, подальше от пляжей.
Поскольку эти посёлки стоят "на воде", то они не жители государства, рядом с которым живут. Налогов нет, школ и грамотных нет, медицины нет, помощи нет — свобода!
Подводная рыбалка — главный и часто единственный источник пищи и дохода, а для питья жители собирают дождевую воду.
Баджао прокалывают барабанные перепонки, чтобы сбалансировать давление между наружным и средним ухом, что помогает им избежать дискомфорта при нырянии на большие глубины.
Однако прокол барабанной перепонки может также снизить слуховую способность и сделать их восприимчивыми к ушным инфекциям.
Это компромисс, на который идут баджао, чтобы охотиться под водой.
Крайне необычно, что они могут находится под водой до 13 минут и нырять на глубину 60 метров.
Оказывается, у них селезёнка в полтора раза больше, чем у обычных людей. Она обеспечивает бОльшее количество эритроцитов в крови,
что позволяет накопить в крови больше кислорода (+2..3 минуты под водой только за счёт этого можно получить).
Уникально то, что эта особенность есть почти у всех членов племени, включая детей, которые никогда ещё не ныряли глубоко. У других народов такое свойство есть у некоторых дайверов-профессионалов.
Это означает, что у баджао есть генетическая адаптация для подводной охоты.
Для защиты от солнечных лучей девушки натирают лицо молотой корицей с рисом. Таким образом кожа на лице защищена от солнечных лучей и преждевременного старения.
У Баджао всегда большие семьи, часто больше семи человек. Это связано с высокой смертностью детей. Семьи создают очень рано — в 14-16 лет пары женятся, строят собственный дом и заводят детей.
Так как Баджао живут в домах на воде, то передвигаются они между домами и сушей с помощью небольших деревянных лодок, а вместо весел используют длинный деревянный шест.
Из-за бедности и отсутствия денег на одежду многие дети ходят без неё, при этом не чувствуют стеснения (что в их климате нормально).
Власти стран, на границах которых живут Баджао, регулярно пытаются переселить кочевников на побережье.
Но морские цыгане не спешат селиться на берегу, опасаясь менять образ жизни. Ведь кроме рыбалки, мелкой торговли, воровства и мореходства они ничего не умеют.
Последнее время баджао обвиняют в варварских способах добычи рыбы — якобы они используют динамит и яды для рыбалки, уничтожая в процессе кораллы атолла и много-много "лишней" рыбы. Где и почём они берут динамит и яды и как едят отравленную рыбу — никто не поясняет.
Никакой организации сложнее семьи у баджао нет, они кочевники, чуть что не по них, схватились за остроги и решили проблему или собрали манатки и откочевали на соседний атолл.
Как они без карт кочуют — это отдельный вопрос.
Ведь острова есть не везде. И расстояния между островами десятки и сотни миль, то есть переходы на такие расстояния могут занимать десятки и сотни дней.
Многократно помянуты в Меганезии Розова.
Туристам часто вместо баджао, с которыми сложно договориться, показывают временные поселения (вахты) малазийских рыбаков. Отсюда расхождение во впечатлениях от этих посёлков.
Тем не менее, антропологи утверждают, что именно так заселяли весь Тихий океан.