Таухид (строгое единобожие) является основным, фундаментальным догматом ислама.
Ограничение это настолько важное, что ставить слово бог (тот самый Аллах) во множественное число уже богохульство. Много может быть бесов (шайтанов, джиннов),
а Аллах ничем не ограничен, и Он Самодостаточный. Любой равный был бы ограничением. Поэтому с точки зрения ислама христиане многобожники — у них равных богов три. Течения в исламеМусульманин должен быть прилично одет. Разрешено оставлять открытыми кисти рук, стопы
(для мужчин; женщинам необходимо скрывать стопы и нельзя молится босиком) и лицо.
Требования скрывать лицо у женщин в исламе нет!
Мусульманин должен молится пять раз в день (намаз).
Пятничная молитва (джума-намаз) — обязательная коллективная молитва мусульман. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране.
Мусульманину надлежит носить бороду. «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы». У талибов она должна быть "природная", нестриженная;
большинство конфессий дозволяет ухаживать за бородой (стричь, умащать маслом). Однако, отсутствие бороды для мусульманина не грех. Это просто "нехорошо".
У мусульманина должна быть покрыта голова. Арафаткой, шапкой, тюбетейкой или тюрбаном (чалмой).
Чалма, кстати, отличает муллу от обычного мусульманина. У муллы (имама, муфтия) она обязательна.
Вот быть с непрокрытой головой на улице — это грех.
Цвет чалмы меняется от страны к стране.
У суннитов зеленая чалма — признак родства с Пророком.
У шиитов чёрная чалма — признак родства с Пророком, а зеленая — признак совершения хаджа.
Белая чалма — это всегда мусульманин, но и цветная и даже украшенная (висюльками, вышивкой орнамента или строк Корана) — всё может быть.
Мусульманина нужно похоронить до заката, завернув в чистое светлое полотно; в крайнем случае сойдёт его же тюрбан (там 5-9 метров ткани; только вот чёрный тюрбан тут не сгодится).
Для этого же мусульманин должен носить серебряный перстень с полудрагоценным камнем — тот, кто будет его хоронить (если вдруг что) возьмёт этот перстень себе за услугу.
Никаких знаков различия, тем более общепринятых, всемпонятных, у мусульман нет.
Исламский календарьМусульманский лунный календарь используется мусульманами для определения дат религиозных праздников. До 2016 года использовался также как официальный календарь в Саудовской Аравии. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину.
Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры.
Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Началом месяца считается неомения, то есть тот день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолуния. Обычно неомения наступает через 1—3 дня после новолуния.
Дни недели названы без выдумки: первый день, второй день, третий, четвертый, пятый, день собрания, день отдыха. Первый день равен европейскому воскресенью, день собрания — пятница (день обязательной коллективной молитвы мусульман. В исламских странах этот день является выходным), день отдыха — суббота.
Второй и пятый дни недели желательно постится.
Продолжительность синодического (лунного) месяца составляет в среднем приблизительно 29,53 суток, поэтому в месяце исламского календаря может быть 29 или 30 дней. Если Луна видна на небе вечером после 29-го дня, то наступающие сутки считаются первым днём нового месяца. Если Луны не видно, то новые сутки являются 30-м днём текущего месяца. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и географическое положение наблюдателя. Поэтому сложно заранее предсказать, когда начнётся новый месяц.
В настоящий момент существуют два подхода к вопросу определения начала месяца. В некоторых странах наступление нового месяца определяют по фактической видимости молодой Луны. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать наступление неомении заранее. В разных странах используются разные правила. Из-за отсутствия общих правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели. Месяцы
Мухаррам («запретный», «запрещённый»). В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
Сафар («жёлтый»). По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
Раби аль-авваль. Хотя в современном арабском раби означает «весну», в древности так называлась «осень». Этот месяц также был осенним.
Раби аль-ахир («второй раби»).
Джумада аль-уля. Слово джумада происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.
Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани («второй джумада»).
Раджаб. Слово раджаб в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий.
Шабан («разделяться»). В этот месяц племена отправлялись в походы.
Рамадан («быть раскалённым»). В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность. В этот месяц мусульмане постятся в светлое время суток от начала утренних сумерек до захода солнца, а по окончании месяца отмечают праздник Ураза-байрам (Ид аль-Фитр).
Шавваль («сниматься с места»). Месяц кочевий. Имеет эпитет «аль-мукрем», то есть «щедрый». Первое число месяца Шавваль — праздник разговения (после постов рамадана), Ураза-байрам. В этот день раздают милостыню неимущим, вспоминают близких и родных.
Зу-ль-када («сидеть, находиться на месте»). Месяц оседлости.
Зу-ль-хиджа («совершать паломничество»). Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-када, мухаррам). Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца (желательно держать пост в эти дни).
В этот месяц совершают хадж и в Мекке столпотворение (несколько миллионов человек паломников).
Запретные месяцы — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными.
Причиной запрета было стремление обезопасить паломников, прибывавших к Каабе (паломничество было и до ислама) и обеспечивавших высокую торговлю и большие прибыли.
Исламские правоведы (факихи) считают, что нельзя первыми начинать военные действия во время запретных месяцев, но разрешено продолжать и завершать их, если они начались в другое время. Запрет не касается случая, когда враг вторгся на территорию страны с целью агрессии.
Год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.
В разных странах используют различные циклы чередования обычных (содержащих 354 дня) и високосных (355 дней) лет. Необходимость введения високосных лет объясняется тем, что длительность 12 синодических месяцев не равна в точности 354 дням. «Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.
Так как продолжительность года исламского календаря на 10 или 11 дней меньше солнечного года, его месяцы довольно быстро смещаются относительно сезонов. Например, те месяцы, которые в какое-то время приходятся на лето, через некоторое время будут приходиться на зиму и наоборот.
За каждое тысячелетие разность между календарями сокращается примерно на 27 лет. В итоге, 1—15 мая (пятый месяц) 20874 года по григорианскому календарю приблизительно будут совпадать с 1—15 джумада-аль-уля (пятый же месяц) 20874 года Хиджры. Потом календари снова разойдутся. Но вряд ли оба календаря доживут до этих дат. Писаной истории человечества меньше 7 000 лет, а тут 20 000.
Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах =
Нет бога, кроме Аллаха и Магомед пророк его. Шииты еще добавляют «и Али — наместник Аллаха». Собственно, это всё, во что обязан верить мусульманин.
Это формула называется шахада и это слово однокоренное со словом шахид.
Хадж (ритуальное посещение Мекки) проводится начиная с 8 и заканчивая 12 днём месяца Зуль-хиджи.
Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком в некоторых мазхабах может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).
Название
Пояснения
Вали, Авлия
друг бога: святой, праведник. Может при жизни творить чудеса.
Халиф
заместитель Пророка. Высший авторитет в исламе; в зависимости от конфессии, халиф может быть только один в один момент времени (старший в роду наследник Али у шиитов) или несколько, если
их зоны ответственности, халифаты, не граничат друг с другом. Опять же в зависимости от конфессии, титул
может быть выборным или передаваться в роду.
Марабут
связывающий, посредник: святой, праведник у суфийских мусульман.
Так же есть термины Абрар («исполняющий обеты»), Автад («колья»), Ахьяр («самые лучшие»), Ашик («влюбленный»), Нуджаба («превосходящие»), Нукаба («предводители»)
Муфтий
производное от афта «высказывать мнение» (заместитель халифа по вопросам веры); обладает
правом самостоятельно выносить фетвы – богословские заключения по тем или иным вопросам.
В современном мире муфтии, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской общины.
Кутб
(«ось», «полюс», «точка опоры») — высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава суфийского братства, «Мастер».
Аятолла
«знамение Аллаха»; шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) – богословские заключения по религиозным вопросам.
Исламская революция в Иране привела к некоторому обесцениванию титула, поскольку его стали раздавать слишком часто. Поэтому было придумано новое звание – великий аятолла.
Пир
(старец) название руководителя суфиев в Иране и Индии.
Шейх, Садр
У арабов шейх — это вождь племени.
Шейхом именуется лидер религиозной общины. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам.
Медресе, похоже, тоже руководит шейх.
В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны.
Мавлави
почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Имам
«стоящий впереди»; заведует мечетью, достаточно крупной и имеющей центральный статус. Также имамом могут назвать выдающегося духовного авторитета, достаточно образованного, чтобы издавать обязательные для исполнения постановления.
Так же имам — это духовный управляющий области, епископ.
Исторически сложилось, что некоторые имамы обладали не только религиозной, но и светской властью – тут можно вспомнить Шамиля и его Кавказский имамат, а также правителей средневековых Омана и Йемена.
Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Ахун(д), имам-ахунд
Высшее учёное звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов.
Ахунд по своему положению был старше имама мечети и примерно равен имаму области.
У азербайджанцев широко распространена фамилия Ахундов.
Кади, казый
Титул шариатского судьи, выносящего решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны.
В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.
Улем, Алим
«знающий» или «ученый»; верующий, превосходно знающий исламское учение и религиозный закон.
Главная их задача – толкование священного писания и выдача заключений, обязательных для всей их конфессии.
Ишан
у суфийцев религиозное звание, которое имеют духовные наставники.
Ишаном может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада или его ближайших сподвижников.
Шериф, шариф
«знатный», «благородный», «честный»: потомок пророка Мухаммеда по мужской и женской линиям через внука (сына Али и Фатимы, дочери пророка) Хасана.
Позднее шарифами стали называть всех потомков Пророка. С X века и по 1916 год в Аравии «шерифом» (точнее — «Великим шерифом») титуловался правитель Хиджаза и Мекки.
Мусульмане различали законных шерифов – прямых потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму, шерифов-джафаритов – потомков его дядей, и фальшивых шерифов-самозванцев, которые были святыми только на словах.
Сеид, саид
«вождь», «господин», «глава»: почётный титул для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму (и Али) и внука Хусейна.
Саиды имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни.
Отличием сеида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сеиды пользуются особым почитанием.
Муршид, устаз
(руководитель) — в суфизме руководитель тариката, наставник, учитель.
Сахаба
«Сахабы сыграли особую роль в становлении ислама, так как после смерти Мухаммада они стали передатчиками хадисов (рассказов о делах, поступках и помыслах пророка), которые до сих пор являются одним из основных источников исламского религиозного и этико-правового учения».
После смерти Мухаммада сахабы стали носителями хадисов.
Впоследствии создаются биографические словари, посвященные исключительно сподвижникам. Один из крупнейших таких словарей, составленный Аскалани (XV век), содержит сведения о более чем 12 тысяч лиц, лично знакомых с пророком Мухаммедом.
Сахаба подраздеяются на три группы:
Мухаджиры — сподвижники, совершившие вместе с пророком Хиджру — переселение из Мекки (или из других мест) в Медину. Они оставили своё имущество, родственников и родину ради ислама.
Ансары — мусульмане, проживавшие в Медине или поблизости от неё и принявшие ислам по проповеди пророка.
Другие сподвижники — те, кто принял ислам в разных местах, в том числе и в самой Мекке после её взятия. Их не называют ни мухаджирами, ни ансарами, а только сахаба.
Мухтасиб
шариатский полицейский: служащий специальной организации, руководствующийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции.
Мулла, молда
«господин» или «хозяин»; мусульманский священнослужитель, который является настоятелем отдельной мечети.
Предполагается, что мулла должен иметь высшее образование в области исламского богословия и шариата, т.е., духовного права. Но это не всегда было достижимо, иногда муллами становились люди, которые знали Коран и исламские обряды лучше, нежели иные члены общины.
В его задачи входит проповедь и ведение молитвы в своей мечети, а не обучение людей или выдача юридических заключений.
Муфассир
толкователь Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята.
Баба
религиозный бродячий проповедник; старец-наставник, глава обители турецкого ордена.
Муджтахид, моджтахид, Гази
«совершающий духовное усилие»; участник джихада. Довольно быстро это слово стало синонимом крестового похода по-мусульмански.
В Коране указано, что необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
(не обязательно Насреддин) переводится примерно, как «уважаемый человек». В исламском мире этот титул может использоваться в двух смыслах. Так могли называть потомков мусульманских миссионеров, которые были ответственны за распространение ислама в тех или иных регионах и странах. Кое-где так звали любых людей, которые возводили свой род к арабам. Либо же так величали важных чиновников феодалов, учителей.
Хафиз
мусульманин, знающий Коран наизусть. Именно благодаря хафизам Коран дошёл до нас в первоначальном виде.
Вообще говоря, хафиз знает, как звучит коран — стих за стихом. Понимать этот набор звуков он не обязан, равно как и знать арабский язык.
Заучивают Коран чаще всего в медресе (там норматив 1 стих в день), если память хорошая, то можно стать хафизом.
Зато он сможет забрать с собой 10 человек в рай. Бонус за заучивание Корана.
Хаджи
почетный титул мусульманина, совершившего хадж (паломничество в Мекку).
(бедняк, нищий) — термин, обозначающий членство в мистическом братстве (тарикат).
Шахид
мусульманин (гази), павший за веру, мученик.
Мюрид
(последователь, ученик) — в суфизме, ученик, находящийся на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении этот термин может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.
Муэдзин
Им может стать любой добродетельный прихожанин с достаточно зычным голосом, которого мулла
той или иной мечети попросил совершать азан – то есть пятикратный призыв верующих на молитву. Сейчас это чаще всего происходит в громкоговоритель.
Говорят, что хороший муэдзин мог доораться сквозь крепостные стены (метры камня).
Также муэдзин следит за поддержание чистоты в своей мечети.
Сам термин имеет доисламское происхождение – так называли людей, которые в арабских племенах созывали соплеменников на совет.
Правоверный
В Российской империи мусульман называли магометанами, а ещё раньше — басурманами (басурмане).
Муртад
Муртадами называют вероотступников, которые отреклись от Ислама и перешли либо в другие религии, либо же в другие формы неверия. Все прошлые благодеяния и богоугодные дела этого человека стираются. Если муртад вернется в Ислам, то он не должен совершать возмещения молитв и постов того периода, пока он был в неверии. Однако в хадж он должен поехать заново (прошлый аннулирован предательством).
Фраза ас-саляму алейкум (краткие варианты салям алейкум или салям) означает мир вам;
арабское приветствие, укоренившееся в исламе и используемое мусульманами и не только; при обращении к мусульманину или арабу — прям в порядке вещей.
Ответ ва `алейкуму салям «и вам мир».
Мухаджирство — массовое и целенаправленное, нередко вынужденное, переселение мусульманских общин в мусульманскую страну из стран, где мусульмане являются религиозным меньшинством, становятся им в результате военных действий (например, аннексия мусульманской территории христианским государством), подвергаются каким-либо формам религиозной дискриминации.
Идея переселения (хиджра) имеет в исламе теологический контекст и связывается с разделением всего мира на дар аль-ислам (территория ислама) и дар аль-куфр (территория неверия).
Разделения:
По большому счёту, мусульмане делятся на суннитов (~84%), шиитов (~14%) и считанные доли процента прочих конфессий:
Шииты«партия», «последователи», «приверженцы», «сторонники» Али
направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата, зятя и сподвижника пророка Мухаммеда) и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
Распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане. Также широко распространено в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Кувейте, Пакистане, ОАЭ, юго-западном Таджикистане.
Согласно теологии шиитов, на земле всегда существует имам, который обладает правом власти в исламском сообществе. Но с 868 года имамы прячутся, они скрытые.
Когда-нибудь очередной имам явит себя как черт из табакерки и поведёт покорных к сияющим вершинам процветания.
Правда, непонятно, один имам живёт в подполье эти 1000+ лет или там цепочка имамов. Или их сейчас нет (скрыты), а потом,
когда надо, бог отправит Махди на Землю.
Сабаиты
последователи Абдуллаха ибн Сабы, идейные предшественники «крайних» шиитов (= гулат).
Мусульманские историки сообщают, что он был иудеем, который принял ислам, но мусульманином не стал. Абдуллах ибн Саба был одним из главных организаторов смуты в Арабском халифате, которая привела к убийству халифа Усмана ибн Аффана.
Именно Абдуллах ибн Саба избрал (= назвал единственным преемником Мухаммада) Али ибн Абу Талиба. То есть прицельно вёл дело к расколу мусульман.
Когда Али услышал о том, что Абдуллах ибн Саба объявил его воплощением Бога, он решил казнить этого человека. Однако Ибн Аббас отговорил его от этого шага.
Тогда Али выслал Абдуллаха ибн Сабу в Мадаин (Ктесифон).
По преданию, Али ибн Абу Талиб приказал сжечь группу сабаитов, провозгласивших его богом, на что те заявили: «Теперь мы знаем, что ты действительно бог, ибо только бог наказывает огнём».
После смерти Али, Абдуллах ибн Саба заявил о том, что на самом деле он не умер, а подобно пророку Исе (Иисусу Христу) вознёсся на небеса и вернётся на землю для установления справедливости. По его словам, вместо Али убили другого человека.
Шииты-двунадесятники (иснаашариты)
преобладающее направление в шиизме;
признают существование 12 имамов (из рода Али ибн Абу Талиб).
Они верят, что двенадцатый имам ушёл в сокрытие (= подполье) в малолетнем возрасте после смерти своего отца в 873—874 годах.
В вероучении они следуют Джафаритскому мазхабу.
Шииты-тринадесятники
вымершая шиитская секта, верившая в то, что число имамов равно тринадцати (Али ибн Аби Талиб и ещё 12 имамов), а не двенадцати.
Исмаилиты (семеричники; сабийя)
они последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца.
термин сабийя («семеричники») не встречается в средневековых арабских текстах. По-видимому, он был придуман современными учёными по аналогии с иснаашарийя («двунадесятники»).
Карматы
Откололись от исмаилитов В IX веке и создали в 899 году утопическую общину в Бахрейне;
полагали, что имамов должно быть семь.
В 930 году Абу Тахир аль-Джаннаби (брат правящего в Бахрейне главы карматов), давно уже не дававший паломникам право проезда в Мекку, решил окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, он произвёл страшную резню и похитил Чёрный камень. Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам.
Принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище «батиниты», то есть аллегористы).
В конце XI — начале XII веков карматы исчезли.
Низариты
Выделились из среды воинствующих исмаилитов в конце XI века. Низариты считали, что имамом является старший сын фатимидского халифа аль-Мустансира Абу Мансур Низар.
Именно они создали государство с центром в иранской крепости Аламут, которое было уничтожено в 1256 году монгольским завоевателем Хулагу-ханом.
Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.
Учение низаритов говорит о таких вещах, как разумность (иджтихад), плюрализм (расовое, этническое, культурное разнообразие и допустимость внутрирелигиозных различий) и социальная справедливость.
Мусталиты
были умеренной ветвью исмаилизма, создав свои поселения в Египте. В XI веке большинство мусталитов эмигрировали в Индию.
После падения Фатимидского халифата духовный центр мусталитов переместился в Йемен (сулайманиты), а в начале XVII века — в Индию (даудиты).
После образование независимого Гуджаратского султаната в начале XV века, положение мустаилитов значительно осложнилось. Братья-единоверцы считали их еретиками и всячески не любили.
В настоящее время глава общины даудитов живет в Мумбаи, их численность составляет примерно 700 тыс. человек.
Друзы
одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов; в XI веке откололись от неё и прекратили конфессиональные контакты с исмаилитами.
Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.
Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама.
Название секты восходит к имени миссионера Дарази (умер в 1017 году), которого сами друзы считают отступником, предпочитая называться аль-муваххидун (унитарии, или исповедующие единобожие).
В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы.
Многие мусульмане не считают друзов мусульманами.
Гулат «преувеличение»
термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности. В основе идея, что ангел был послан дать пророчество Али, но перепутал и отдал послание Мухаммаду:
Алевиты
верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад.
Гурабиты «ворон»
верили, что Али был внешне похож на Мухаммада, «как один ворон на другого», поэтому посланник божий Джибраиль ошибочно предоставил пророчество Мухаммаду. Ошибка вышла, вот об чём молчит наука! (с)
Алавиты (нусайриты)
являются представителями «крайних» шиитов. Верят в троицу 'айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммада и Сальмана Перса. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции. В Сирии они составляют до 12% населения страны.
Все алавиты делятся на привилегированную группу «хасса» («посвящённые»), которые являются обладателями священных книг и особых знаний, и основную массу — «амма» («непосвящённые»), которым отводится роль послушников-исполнителей.
К алавитам принадлежит семья Асадов, бывшие президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад.
Дамийты
верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
Базигиты
верили, что Шестой имам Джафар ас-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
Яфуриты верили, что некий Му’аммар из Куфы был богом.
Кайсаниты
сформировались в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафии, но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор.
Течении кайсанитов распалось на ряд мелких сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты.
Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века и примкнули к сабаитам.
Ахл-е Хакк крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.
Зейдиты
ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена и в Иране.
Образовались в VIII веке. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов.
От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме», практику «такыйя» и т. д.
Признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой алид, открыто выступивший с оружием в руках. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах.
На части территории Йемена имамы зейдитов правили до революции 26 сентября 1962 года.
Навуситы
полагают, что шестой имам Джафар ас-Садик, потомок Магомеда (765 год) не умер, что он не может умереть, пока не явится, чтобы объявить о своей власти, и что он — Махди:
даже если вы увидите мою голову, скатывающуюся с горы на вас, вы не должны верить этому, ибо я ваш господин, владыка меча.
Также некоторыми ересиографами передается, что навуситы верили в то, что Али умер, но в день воскресения земля разверзнется, чтобы он вернулся наполнил мир справедливостью.
Шейхиты
шиитская секта, основанная в начале XIX века шейхом Ахмедом аль-Ахсаи (около 1750 — около 1827), который проповедовал в Ираке и Иране.
Главная идея шейхизма состоит в неизбежности скорого пришествия мессии — скрытого имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называют «вратами» — «баб» — посредником между махди и людьми.
Шейхиты отрицают воскресение тленного тела человека после смерти, полагая, что воскреснет другое, нематериальное тело, которым также наделён человек.
Бабизм (учение шейха Сейида Али Мухаммада Ширази)
Сунниты
самоназвание «ахль ас-сунна валь-джама‘а» («люди сунны и согласия общины»). Первая часть (ахль ас-сунна) подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова сунна — «путь».
Сейчас сунниты основное и наиболее многочисленное (85-90% мусульман в мире) направления в исламе. У суннитов наименее выражено дробление по фракциям.
Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, именуемые «мазхабами»:
маликитский,
шафиитский,
ханафитский и
ханбалитский. Пятый суннитский мазхаб —
захиритский — ныне полностью исчез. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ.
Поначалу, на заре ислама, мазхабов было много больше, но выжили самые достойные.
Верховная власть в системе теократического исламского государства (халифате), по воззрению суннитов, должна принадлежать правителям (халифам), избираемым или назначаемым из числа курайшитов (племя Пророка).
Салафиты
суннитское направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков.
К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты», идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун»; в западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».
Ваххабиты
суннитское направление в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являвшегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
В XVIII веке эмир города Эд-Диръия Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад ибн Микрин аль-Мурайди принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират, бывший небольшим государством, за короткое время стал обладать почти всей территорией Аравийского полуострова. Преемником Дирийского эмирата является сегодняшняя Саудовская Аравия.
Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются салафитами.
Деобанди
исламское суннитское движение, возникшее в Британской Индии и в основном распространённое среди мусульман-ханафитов в странах Южной Азии, а также среди выходцев из этих регионов в странах Западного мира.
Отличительной особенностью деобандитов является пуританство и нетерпимость к представителям других течений в исламе.
Деобандизм, который проповедовали пакистанские исламские партии в лагерях афганских беженцев,
стал идеологическим ориентиром для движения Талибан.
Талибы«студенты, учащиеся в медресе»
исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение, запрещённое во многих странах мира; организация, зародившаяся в Афганистане среди пуштунов в 1994 году, правившая Афганистаном с 1996 по 2001 годы и вернувшаяся к власти в 2021 году.
Джабариты
представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые — в противоположность кадаритам — признавали Аллаха единственным подлинным действователем (фаил хакики), причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов в Басре (VIII век).
Джабриты были сторонниками абсолютной Божественной предопределённости.
Они считали, что в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» — Аллах, который творит эти действия, и человек, который их «присваивает».
Джахмиты
утверждали, что рай (джаннат) и ад (джаханнам) не являются вечными и рано или поздно исчезнут, и отрицали возможность лицезрения Аллаха в раю. Они также считали Коран сотворённым.
Джахмиты являются последователями Джахма ибн Сафван, который значительно развил учение Ибн Дирхама.
Наджжариты
аль-Хусейн ан-Наджжар считал, что способность человека к «присвоению» и сам акт «присвоения» творятся Богом в человеке вместе с сотворением действия. По этой причине, у наджжаритов человек — инициатор поступков лишь в «переносном смысле».
Дирариты
Дирар ибн Амр полагал, что способность человека к «присвоению» и сам акт «присвоения» являются производными от свободной воли человека. В этом смысле человек является подлинным инициатором своих поступков.
Асария«след», «отпечаток», «предание», «цитата»
исламская суннитская школа вероубеждения (акыды), отличающаяся приверженностью строгому традиционализму и текстуализму в толковании Корана и Сунны. Приверженцы асарии отрицают иносказательное толкование Корана (та’виль), оставляя смысл неясных аятов о божественных атрибутах и не размышляя о них и при этом не придавая им буквальный смысл.
Асария как отдельное течение восходит к IX веку по христианскому летоисчислению.
Асариты считают, что человеческий разум слишком ограничен, и человеческие рассуждения не могут быть удостоверены и приняты в вероубеждение, поэтому калам (рационалистическое богословие), принимается ими частично:
«Коран — это речь Бога, которой он выразился, и она является несотворённой. Тот, кто утверждает обратное, является неверующим джахмитом. И тот, кто говорит „Коран — речь Бога“, не добавляя „несотворённая“, говорит слова хуже, чем предыдущие».
Неразъяснённые места принимаются без искажений, считается, что их полную сущность знает лишь Бог.
Хариджиты «вышедшие», «возмутившиеся», «мятежники»
самоназвание — аш-Шурат;
исламское религиозно-политическое течение, возникшее в ходе Первой фитны (656—661 годы). Первоначально наименование «хариджиты» взяли бывшие сторонники праведного халифа Али, которые в 657 году восстали из-за недовольства его решением провести третейский суд после безрезультатной Сиффинской битвы против основного претендента на халифат Муавии. Согласно хариджитам, судить смертных позволено лишь Богу. Это утверждение в дальнейшем стало их боевым девизом. Али разгромил мятежников в битве при Нахраване год спустя, но течение продолжило своё существование.
Учение стремительно идеализировалось и радикализировалось. Так, уже в 80-е годы VII века в Ираке выделилось крыло
азракитов, а в восточной Аравии —
надждитов. В 20-е годы следующего (восьмого) века в Аравии оформились течения
ибадитов и
байхаситов, а на территории современного Афганистана —
аджрадитов, от которых откололись впоследствии
саалабиты.
По теологическим мотивам группировки дробились и далее, так что в X веке в разных регионах Халифата существовало около двадцати хариджитских общин.
Жестокость, с которой хариджиты вели боевые действия, отпугивала от них местное население.
В настоящее время ибадиты («умеренные» хариджиты) составляют большинство населения в Омане.
Ибадиты
часто рассматривается как умеренная разновидность хариджизма, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами.
Во время войны с мусульманами разрешается брать в качестве добычи только лошадей, оружие и военное снаряжение. Всё остальное запрещено. Ибадиты считают свидетельство остальных мусульман на судебных процессах правомочным и допустимым. Разрешается также вступать с ними в брак.
Ибадиты составляют 1% от всех мусульман, они живут во многих частях мусульманского мира.
Суфизм
аскетически-мистическое направление в исламе, включающее как учение, так и духовные практики, направленные на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности.
Йоги есть везде.
Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Именно суфийские обряды породили
дервишей (монахов-отшельников, ущемляющих свою плоть, живущих подаянием).
Факир (араб. "бедняк") — изначально странствующий приверженец суфизма, позднее (в разговорной речи) термин стал означать бездомного аскета в индуизме. Факиры также суфийские религиозные нищие в Индии, род бродячих монахов — дервишей.
Традиционно считается, что в течение XII—XIV веков в суфизме сложилось 12 основных братств:
рифаия, ясавия, шазилия, сухравардия, чиштия, кубравия, бадавия, кадирия,
мевлеви, бекташи, халватия, накшбандия-хваджаган, возникшие в рамках хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций.
Некоторые исследователи включали такие тарикаты (школы) как: дисукия, садия, байрамия, сафавия.
Эти братства дали начало всем многочисленным ветвям, сложившимся впоследствии в самостоятельные тарикаты
(религиозные направления, школы; слово тарика в значении «путь» употребляется в Коране).
Тарикаты практикуют отшельничество и аскетизм, а также проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху. Суфийские ордена сыграли большу́ю роль в деле распространения ислама среди различных народов в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира.
Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Будучи изначально проповедью смирения и ухода от мирской суеты, он на протяжении своей истории не раз становился сначала идеологией повстанческих и махдистских движений, а позднее — антиколониальной борьбы.
У вайнахов (чеченцев и ингушей) принят обряд зикр (от арабского зикар — "упоминание Аллаха").
Суть "громкого" зикра довольно проста — верующие бегают по кругу, повторяя нараспев слова сокровенной исламской шахады — "нет Бога кроме Аллаха" (ла иллаха ил алла). Движение в круге помогает им не думать ни о чем кроме имени Аллаха, сосредотачивая на молении словно бы всем телом. Считается, что почти вгоняющий молящихся в транс зикр служит мощной энергетической перезарядкой для человека.
Разработали и внедрили этот ритуал суфийские мистики. Громкий зикр чеченцы исполняют в даты непростых событий, на религиозные праздники, в скорбное время похорон. Круги громкого зикра могут включать до несколько сотен верующих. И длиться хоть несколько часов, хоть до бесконечности - одни молящиеся выходят, другие входят. Руководит при этом кругом особый шейх-туркх, со специальной палочкой или посохом в руках.
Езиды (курды)
Кадариты «судьба, рок, предопределение»
приверженцы мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.
Учение кадаризма возникло в VII веке в Ираке. Учение основано бывшим христианином. Кадариты являлись сторонниками абсолютной свободы воли человека. По мнению кадаритов Аллах знает о совершении того или иного деяния только после его совершения. Человек в концепции кадаритов является творцом (халик) своих действий.
В период правления Омейядов кадаризм получил широкое распространение в халифате, в особенности в тех группах, которые в доисламский период были приверженцами дуализма и признавали наличие двух субстанциальных начал — добра и зла.
Мутазилиты «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»
рациональная исламская теологическая группа, возникшая в Басре и Багдаде в 656 году; группа, которая не поддерживала и не осуждала Али, Айсию или Муавию в Первой фитне (мусульманской гражданской войне), но занимала нейтральную политчиескую позицию.
Их называли даже «экспертами монотеизма и справедливости».
Муктазилиты также известны развитием формы исламского рационализма; они отдают приоритет роли разума в интерпретации религиозных текстов, таких как Коран и хадисы. Это привело к тому, что многие мысли Муктазила были отвергнуты суннитскими улемами.
Идеи мутазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зейдитов, а в XII—XIII веках получили распространение в Хорезме.
На протяжении всей истории данного направления в мутазилизме существовало множество соперничавших между собой группировок.
Кораниты
исламское течение, представители которого считают Коран единственным каноническим текстом в исламе. Кораниты отвергают религиозный авторитет хадисов — преданий о словах или действиях пророка Мухаммада.
Сами кораниты предпочитают именовать себя «мусульманами».
Кораниты считают, что Коран — ясен, полон и что его можно полностью понять без обращения к хадисам и сунне. Поэтому они используют сам Коран для толкования Корана, — экзегетический принцип, известный как тафсир аль-Коран би аль-Коран.
В XXI веке коранистская позиция в отношении хадисов приобрела популярность среди мусульман-модернистов, которые отвергают хадисы, которые, по их мнению, противоречат Корану. По утверждению религиоведа Резы Аслана, коранизм является одним из самых быстрорастущих движений в исламе.
Ахмадие
исламское религиозное движение, основанное в Британской Индии в конце XIX века. Ахмадийская мусульманская община возникла на основе исламского вероучения Мирзы Гулама Ахмада (1835—1908), который выдвинул притязание на божественное реформирование последней эпохи, которое согласно исламской эсхатологии и традиционным верованиям различных мировых религий, в конечном итоге приведёт ислам к окончательной победе.
Основатель движения утверждал, что является «Муджаддидом» (божественным реформатором) XIV века ислама, Обетованным Мессией и Махди, которого ждали мусульмане всего мира. Сторонники движения Ахмадийя называют себя мусульманами или мусульманами-ахмади.
Мусульмане-ахмади веруют в то, что ислам является окончательной религией для человечества. Ислам был ниспослан пророку Мухаммаду и с течением времени утратил свою первоначальную форму. Согласно верованиям Ахмадийское вероучение было ниспослано Мирзе Гуламу Ахмаду с тем, чтобы восстановить истинную сущность ислама.
Члены Ахмадийской мусульманской общины подчинены единому центру во главе с халифом времени и являются организованным и сплочённым движением. Община в целом имеет одно направление.
С начала зарождения Ахмадийского движения в исламе, многие мусульмане считали и считают, что верования мусульман-ахмади противоречат современным исламским верованиям. По этой причине мусульмане-ахмади стали преследоваться и подвергаться насилию.
Паранджа (она же бурка, она же чадра) — изначально мужская широкая верхняя одежда, обычно с длинными рукавами. Защищала от жары, песка и горячего ветра.
В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины.
Сейчас чадра — женская верхняя одежда в некоторых мусульманских странах (Афганистан, Пакистан и Центральная Азия),
представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой — чачван.
То, что мы представляем при слове паранжда (женский скрывающий лицо головной убор с прорезью для глаз) называется никаб.
Появился в доисламские времена, однако в современности никаб носят почти исключительно мусульманки. Консенсус исламских теологов заключается в том, что скрывать лицо женщинам не требуется, и большинство мусульманок предпочитает головные уборы другого типа.
Обязательным для мусульманки является ношение хиджаба («преграда, завеса»).
Это накидка, скрывающая тело (и фигуру) и/или лицо.
В изначальном смысле слова «хиджаб» — сама традиция покрытия тела и любая накидка, покрывающая тело и/или голову.
Чадра, паранджа, никаб, абайя — это всё версии хиджаба.
В исламе любое отклонение от религиозного учения («бида») строго осуждается. При этом отклонением считается любое нововведение в религии. К сторонникам «бида» применяются термины «мубтади», «зиндик», а также нередко «кафир» (в значении неверный) или «мунафик» (то есть тайный неверный).
Традиционно еретиками называли друг друга сунниты, ибадиты, шииты, а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества, где представлены государства с доминированием каждого из трёх течений, правительства мусульманских государств обычно признают все эти течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными.
В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, где официальная конфессия ислама — суннизм. Некоторые новые религии, выросшие из ислама
(например, сикхи, бахаи и
Нация ислама = негритянский культ в США), первоначально считались еретическими.
В настоящее время чаще всего еретическими объявляют Исмаилизм, Друзов и Алавитов.
Гурии в исламском раю — это специально созданные богом секс-ангелы. Поэтому их можно обещать герою, умершему за веру (а только таким и положен рай)
сколько угодно. Но (согласно хадисам, то есть толкованиям, сам Коран об этом молчит) и женщины-мусульманки могут попасть в рай. Причём им вернут молодость (ну условную, 33 года им будет всегда)
и девственность и они будут в раю со своими мужьями (при этом гурии мужьям будут положены тоже) и по виду и положению они будут красивее и богаче гурий.
Если же у женщины не было мужа и она всё-таки умудрилась попасть в рай, ей лично бог создаст гурия(ий?) мужеска полу для утех.
«Гурия — это красивейшая молодая женщина с прозрачным телом. Её костный мозг просвечивает, как прожилки внутри жемчужин и рубинов. Она напоминает красное вино в белом бокале.
Её цвет белый, и она свободна от обыденных физических изъянов повседневной жизни женщины: от менструаций, менопаузы, необходимости мочиться и облегчать кишечник, от деторождения и связанной с ним скверны.
Гурия – девушка нежного возраста, у неё пышные груди, они округлы и не отвисают. Гурии обитают во дворцах, стоящих в роскошных предместьях».
Насчёт количества гурий на каждую райскую личность тоже не всё однозначно. Коран обещает двух, замуж, то есть навечно. Каждому мужику, умершему за веру. Но в последующих хадисах дошли до семидесяти.
Так в легенды и вошло 70 гурии на нос.
Мужчинам, чтоб 70 гурий были не в тягость, обещают вернуть 33 года и мужскую силу («мужчина в раю получит потенцию, равную потенции сотни мужчин»).
Правда, есть вопросы, годится ли гурия ещё на что-нибудь? Умеет ли она разговаривать? Прислуживать за столом? Обнимать и утешать? Да и в постели что она умеет, если ты у неё первый, до того она мужика и не видела?
И есть недосказанности в их размерах.
Где-то они упоминаются как 25 метров ростом и 3 метра шириной. Возможно, ошибка переписчика или при переводе из одной системы мер в другую.
Халяль (разрешённый, разрешённое) — «всё то, что разрешено и допустимо в исламе». Наиболее часто это понятие используется для обозначения правильно приготовленной и дозволенной мусульманам пищи.
Термин «халяль» применительно к финансовой сфере предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов и ограничений:
запрет ссудного процента (ростовщичества);
разделение выгод от получения прибыли и рисков несения убытков между участниками отношений;
запрет на рискованные вложения;
запрет на финансирование деятельности, активов и производства, запрещённых Шариатом (порнография, алкоголь, наркотики и так далее).
Харам («грех», «заповедный», «священный») в шариате — греховные деяния, запрещённые в исламе.
Наиболее очевидные примеры харама для мусульман — это действия, запрещённые Кораном.
Кстати, христиане и иудеи, в отличие от последователей других религиозных учений и атеистов, не считаются в исламе неверными, а называются «людьми Писания», и насильное обращение их в ислам является харамом;
равно как харам их убийство даже во время джихада (неверных тогда можно убивать).
Харамом является и убийство животных со злыми намерениями, либо без всякой цели.
Поздние мусульманские богословы детально разработали концепцию харама. Они выделили два вида харама: харам зульми, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме совершающего (например, кража) и харам гайри-зульми, совершение которого приносит вред только совершающему (например, употребление недозволенных продуктов).
Согласно канонам ислама, совершивший харам зульми и поклявшийся впредь не совершать его будет прощён Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Если человек, совершивший харам гайри-зульми, покаялся в содеянном и зарёкся не повторять, то Аллах, возможно, простит его.
Афганские талибы объявили харамом шахматы.
Коран — священная книга мусульман, написанная на арабском языке. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
Согласно исламскому вероучению, Коран был передан путём откровения пророку Мухаммеду и является словом Божьим.
Передача Корана была осуществлена через ангела Джибриля (архангела Гавриила) и длилась 22 года, с 610 по 632 год, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь предопределения (месяц Рамадан).
Современная редакция Корана является собранием записей, проанализированных в седьмом веке специальной коллегией во главе с Зейдом ибн Сабитом, по повелению Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба, проверенная и утверждённая в качестве единственно правильной версии при третьем халифе Усмане.
Каноническая версия Корана была утверждена в соответствии с единогласием оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам пророк Мухаммед, и именно так он был продиктован.
Коран считается достоверным только на арабском языке. Всякие переводы — это уже не речь Аллаха, а пересказ оной. В силу этого Коран написан
со всеми огласовками и прочими необязательными в арабском языке символами, чтобы даже малограмотный или чужеземец мог его прочесть правильно (слова Аллаха, как-никак). И поэтому сегодня Коран используется как букварь для изучающих арабский язык — его легко читать.
Коран насчитывается 114 сур (глав) разной длины (от 3-х до 286-ти аятов, от 15 до 6144 слов). Все суры разделены на аяты (стихи).
Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». В первой суре Корана эти слова включены в текст в качестве первого аята.
Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране не хронологически, а в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.
Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершённого Мухаммедом после хиджры.
Коран также разделён на семь равных частей (манзилей) для удобства чтения Корана в течение недели. Деление Корана на 30 частей (джуз) позволяет прочитывать Коран равномерно в течение одного месяца.
Содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня.
В исламе Коран объявлялся главным «чудом» (му’джиза), главным доказательством превосходства мусульманской религиозной доктрины (и’джаз аль-Кур’ан), главным божественным «знамением» (аят), подтверждением (бурхан) истинности пророчества Мухаммада.
К Корану написано множество тафсиров (разъясняющих комментариев, толкований), сделанных мусульманскими учёными-богословами.
Первоначально тафсир в основном бытовал в устной форме. Имамы мечетей часто комментировали отдельные аяты и суры после пятничной проповеди (хутбы). Странствующие сказители и проповедники (куссас) обогащали толкования параллельным материалом, восходящим к иудео-христианской культурной среде.
Примерно в VIII-XI веке тафсиры были записаны (вроде бы по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана).
Становление «науки тафсира» происходило в тесном взаимодействии с развитием учения о «чтениях» (кираат) Корана и в рамках становления общей догматической системы ислама.
Идеологическая борьба между суннитами и шиитами нашла свое отражение в разделении общины на сторонников буквального толкования Корана (захир) и сторонников «скрытого», «тайного» смысла (батин).
Есть так же хадисы («новый» или «беседа», «предание», «рассказ») — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммеда, сумма которых образует сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
Хадис имеет две составные части: иснад (санад) и матн.
Исна́д — это цепочка людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммед.
Матн — это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммед.
По степени авторитета хадисы делятся на:
Сахи́х — хадис, цепочка которого не оборвана, передатчики от первого до последнего отличаются беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет отклонений (шазз) и недостатков (илля).
Ха́сан — хадис, степень которого чуть ниже уровня хадисов сахих, но все его передатчики заслуживают доверия и его иснад не содержит отклонений и недостатков.
Мутаватир — хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации.
Хадис аль-Кудси отличаются от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Мухаммеда.
Ахад — хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура. Это достоверные (сахих) хадисы, только переданные по одной цепочке (иснад) передачи.
Даи́ф — хадис, который не удовлетворяет условиям приемлемости и не может быть зачислен в категорию хасан или сахих.
Мауду́ — подложный хадис, который является измышленной ложью на Мухаммеда.
Таватур («следование один за другим») — хадисы и сообщения, в которых исключена возможность фальсификации, то есть передатчики таких хадисов не имеют возможности для сговора.
Сомнения в достоверности хадисов в исламе возникают из-за нескольких ключевых причин:
во-первых, появление хадисов почти через два века после смерти пророка Мухаммада подвергает сомнению точность передачи информации, аналогично «испорченному телефону».
Во-вторых, хадисы использовались в идеологической борьбе между разными течениями внутри ислама, что приводило к изменениям смысла и даже фабрикации хадисов.
В-третьих, доверие к сунне подрывается из-за многочисленных сборников хадисов, в которых содержится множество несовпадающих и противоречащих друг другу «достоверных» (сахих) хадисов. Даже в одном и том же сборнике иногда встречаются хадисы, которые не соответствуют друг другу.
Кроме того, различные школы ислама и отдельные верующие могут по-разному оценивать достоверность хадисов, что добавляет неопределённости в их признание.
Наконец, есть хадисы, признанные достоверными, но сегодня ислам их стесняется (типа рекомендации окунать упавшую в суп муху в тарелку с головой, потому что на одном её крыле яд, а на другом противоядие; или императива, что в любой чёрной собаке сидит Шайтан).
Полное единобожие ислама породило фразу иншалла = «если Бог пожелает», которая используется как заменитель нашего
после дождичка в четверг и отражает полное смирение перед богом.
В современном арабском языке фактически выступает в качестве маркёра будущего времени. Приблизительно равно русскому «(если) будем живы» или «(если) бог даст».
Также может указывать на желание того, чтобы что-либо произошло или надежды на благословение от Бога в каком-либо предприятии в будущем.
Иногда произносится как вежливый отказ, в ответ на вопрос или просьбу, которую трудно или невозможно выполнить.
Грехи в исламе
Судя по всему, грехи в исламе, это очень большой и несовпадающий у разных авторов список, составляемый и пополняемый улемами.
Никакого "истинно говорю вам" не просматривается, сур Корана на этот счёт много.
Большими грехами (аналог смертных?) чаще всего считаются:
неверие: когда ты не знаешь про ислам, когда ты знаешь и не хочешь стать мусульманином и вероотступничество (когда ты был мусульманином и перестал)
убийство (тут не всё так однозначно, гази убивать обязан, но неверных), а вот аборт сюда
присвоение имущества сироты
однополый секс и трансвеститы сюда же
ложное обвинение в прелюбодеянии
пропуск поста в Рамадан без причины
организация совершения греха, например, организация публичных домов и т. п.
отказ от выплаты закята (обязательный для мусульманина ежегодный налог)
сутенёрство
обман в операциях купли-продажи
дача ложной клятвы
времяпрепровождение с грешниками (в том числе с пьяными, неверующими, развратниками и т.д.)
разрыв отношений с родителями и родственниками
пропуск намаза (молитвы) без уважительной причины
дезертирство с поля боя, когда идёт война в защиту ислама
использование процентов (ростовщичество)
занятие колдовством и магией
пьянство: Аллах проклял пьющего, подающего ему, продающего и покупающего, изготовителя, носильщика, помощника носильщику и делающего прибыль от этого
расточительство
И есть ещё куча грехов (типа многобожия, татуирование тела, ношение мужчиной золотых изделий и шёлка, похотливый взгляд, секс вне брака и т.д.).
Та́уба — покаяние, молитва Аллаху о прощении грехов.
Покаяние, совершаемое часто, после каждого греха называется тауба аль-истигфар.
Покаяние от какого-либо греха, совершаемое одновременно с намерением более не совершать его, называется тауба ан-насух.
Покаяние является обязательным действием после любого совершенного греха, и опаздывать с ним нельзя.
При выполнении всех условий (вслух, быстро, искренне и более не повторять именно этот грех) покаяния мусульманин может надеяться на то, что Аллах простит его за этот грех.
Так же грехи "перебиваются" благими деяниями, в первую голову молитвой.
Поэтому пятикратный ежедневный намаз позволяет много чего творить неположенного в промежутках.
Если в конце жизни благих дел будет больше, чем грехов — попадешь в рай.
Меньше — угодишь в ад. Примерно поровну — попадёшь в чистилище, отсидишь там срок и уж потом в рай.