Иудаизм
Эта вера зародилась во 2-м тысячелетии до н. э. Является самой древней из ныне существующих монотеистических религий. Центральным положением иудаизма является строго монотеистическое учение о едином Боге.
Иудеи — этнорелигиозная группа, в соответствии с галахой, иудейским религиозным законом, включающая тех, кто был рождён матерью-еврейкой, и тех, кто обратился в иудаизм согласно обряду гиюр. Ввиду неразделимости религиозного и этнического аспектов еврейской идентичности, по законам иудаизма прошедшие гиюр становятся евреями.
Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. Еврейская этническая принадлежность, религия и сообщество тесно взаимосвязаны.
Современный иудаизм восходит к яхвизму, поклонению богу Яхве, более ранней форме иудаизма, религиозному культу Древнего Израиля и Иудеи, существовавшему около VI—V веков до н. э.
Хотя сейчaс иудаизм подчёркнуто монотеистическая религия, из анализа еврейской Библии, Танаха, следует, что формирование культа единого Бога началось не ранее XI–X веков до н. э., то есть периода формирования единого еврейского государства, и продолжалось в течение длительного времени, полностью завершившись в III–II веках до н. э.
Особую роль в развитии монотеистического учения сыграло жречество Иерусалимского храма. При царе Соломоне происходит централизация культа. Храм остался единственным местом поклонения, жертвоприношений, Богу. Эти процессы привели к постепенному выделению образа Яхве, первоначально бога племени Иуды, вначале в качестве главного, а затем и единственного бога всех племён («колен») израилевых.

Иудаизм составил основу двух наиболее распространённых мировых религий — христианства и ислама.

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма — устоявшиеся в различных общинах традиции и рекомендации раввинов, основанные на Танахе («Ветхий Завет») и Талмуде («Устной Торе»). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Общепринятым в разных течениях ортодоксального иудаизма является составленный в XVI веке Йосефом Каро свод «Шулхан арух», который подвёл итог кодификативной деятельности галахических авторитетов многих поколений. Евреи-ашкеназы приняли его с дополнениями Моше Иссерлеса (Рамо), учитывающими обычаи ашкеназской общины, и рядом других, более поздних дополнений и комментариев.
Отличительными чертами иудаизма являются отсутствие чёткой догматической системы вероучения и жесткой организации, объединяющей все направления. В рамках иудаизма практически неприменимо чёткое противопоставление таких понятий, как сакральное и мирское, иерархия и миряне, догматика и предание. К основным вероучительным принципам иудаизма относится представление о единстве религии, национальной принадлежности и формам обыденного существования. Из этого положения следует, что еврейские общественные институты не делятся на сугубо религиозные и светские, религиозная идентичность проявляется в первую очередь через обыденную жизнь.

Сущностные догмы иудаизма: Иудаизм имеет своей единственной целью восстановление чистого поклонения Богу по всей земле, он во все времена самым решительным образом протестовал против любого нарушения его чистой монотеистической доктрины, не признавая дуализм гностиков и тринитаризм Христианской церкви.
Израиль, как Божий народ, должен установить вечное Царство Божие. Иудаизм не принимает учение о первородном грехе. Грех, согласно иудейскому учению, есть просто отклонение от правильного пути, главным образом из-за слабости человеческой природы.
В иудаизме духовное спасение и национальное физическое избавление еврейского народа от гнёта рассматриваются как единое целое и описывается термином геулла (избавление).
Главной заботой еврейского законодателя, пророка и апокалиптического писателя был Израиль как народ Божий и победа Его истины и справедливости на земле. Надежда на воскресение была выражена пророком Иезекиилем только в отношении еврейского народа как такового. Однако под персидским влиянием учение о воскресении претерпело изменения и стало частью Судного дня; следовательно, воскресение распространяется как на нечестивых, так и на праведных, первые «к посрамлению и вечному ужасу», последние — «пробудятся к жизни вечной».

Мир состоит из трёх этажей: шамаим ("небеса") — это место обитания Бога и других небесных существ. Эрец (Земля), дом живых. Шеол (братская могила), царство мертвых, включая обитель праведных усопших.
В Торе описывается жизнь первых людей Адама и Евы в райском саду — Эдеме. Эдем — это земной рай. Там они могли жить вечно, контролировать весь земной мир, они были хозяевами, венцом творения. Возврат в рай возможен лишь после пришествия машиаха (мессия еврейского народа), который установит праведное царство на земле, все мертвые евреи воскреснут, после Страшного суда праведники будут жить в блаженстве и изобилии, они смогут видеть райских существ, ангелов, как это было во времена Адама и Ева в Эдеме.

Центром религиозной и общественной жизни еврейской общины является синагога. Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы; Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль; Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф; Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы, и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Религиозными авторитетами в рамках общины являются раби (раввин) — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. В сефардских и восточных еврейских общинах звание «хахам» соответствует ученому титулу «рав», «раввин» (например Хахам-баши). Широкое применение этого слова в мусульманских странах вызвано созвучием слов «рав» и «ар-Рабб», что может являться причиной недоразумений, так как последнее является одним из имён Аллаха на арабском языке.
У последователей караимизма понятие «хахам» (в караимском произношении «гахам») близка к хахаму у иудеев-раввинистов, но роль гахама менее авторитарна, скорее рекомендательна. В современном иврите «хахам» — умный, образованный человек, интеллектуал.
Ещё есть цадик — в иудаизме набожный и благочестивый человек; в хасидизме цадик (или ребе) — духовный лидер хасидской общины, на котором покоится шхина (Божественное присутствие). В иудаизме за пределами хасидизма цадик, как и любой другой человек, не является объектом поклонения или особого почитания.
Согласно легендам, цадику нельзя было причинить вред, ибо он находился под непосредственным покровительством Бога. Цадик также как бы освящал ту землю, в которой жил, посему цадик служил талисманом места, отвращая от города наказание Бога.
Со временем должность цадика стала наследственной — после смерти его место занимали сын или зять. Так возникли династии цадиков: Карлинская, Любавичская, Сатмарская и др.
Таннаи («повторять; учить; зубрить») — законоучители эпохи Мишны (I—II веков; Мишна — первый иудейский сборник законов), мнения которых приводятся в Мишне и Барайте (дополнения к Мишне); учителя Устного Закона.
Ламедвовник — в еврейской мистической традиции тайный праведник (цадик), один из 36, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии: 36 записывается буквами ламед и вав. Согласно традиции, только их существование духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если станет хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесят и приведут наш мир к концу.

Сначала была Тора. Написана она на условном иврите, точнее, на его древней версии. Это что-то типа латыни — многие знают, но никто не носитель. С иврита слово Тора переводится как «учение» или «закон». Традиционно считается, что это сборник священных текстов написал лично пророк Моисей, после того, как на горе Синай получил десять заповедей от Всевышнего. Альтернативным названием для него по этой причине является Пятикнижие Моисея. Мы эту книгу (в другом переводе, не с арамейского языка, а с древнегреческого, из-за чего есть ряд расхождений в показаниях) знаем как ветхий завет, первая часть библии (в пятикнижье порядок глав не всегда такой же, как в ветхом завете и некоторые тексты евреи включили в Танах, но христиане не включили в Ветхий завет, и наоборот).
Именно из Торы современный иудаизм черпает все свои 613 заповедей. И вообще, приличный еврей должен регулярно читать Тору (а по субботам больше и почти ничего нельзя делать).
Танах – это аббревиатура от трех его главнейших разделов, которыми является уже упомянутая Тора, книга Пророков и Писания.
Талмуд («учение») это сборник мнений тех или иных учителей (раби и цадиков) иудаизма насчет событий Танаха и заповедей Торы. То есть это комментарии (общепринятые как верные) к Торе. Разные его редакции составлены во второй половине 1-го тысячелетия н.э. в разных городах. Знать талмуд для иудея необязательно, но хорошо. Последователи иудаизма считают, что Талмуд – едва ли не самая важная книга. Традиционно его называют Устной Торой, чтобы было понятно, как велика его роль.

В иудаизме есть понятия ереси, но это не течения и школы, а конкретные равины или цадики, мнение которых относительно Торы отвергнуто общиной или даже всеми иудеями. Причём уровень святости равина тут рояля не играет. Из четырёх вошедших в Пардес (то есть проникших в суть мира так глубоко, что их пустили в божий сад живьём) один сразу умер, прям в процессе, второй там сошёл с ума, третий заявил, что всё тут не так и стал «вырывать саженцы» (он у евреев считается эталоном еретика, с самим богом поспорил), и только четвёртый «вошёл с миром и вышел с миром».

Евреи деляться на Что смешно, в этом списке нет собственно иудейских (палестинских) евреев. Ибо их там долго не было, хотя сначала были, а потом случилось рассеяние (эпоха диаспоры).

Древний иудаизм имел три направления — саддукеи (отрицают ценность и смысл талмуда), фарисеи («отделившиеся», именно от них пошёл современный ортодоксальный иудаизм) и ессеи («нищие», «сыны света», образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания); плюс неталмудические школы типа караимов (тоже отрицаю ценность талмуда и не читают его).

Современный иудаизм включает различные «течения» или «направления», сформировавшиеся в XIX—XX веках:

Понятие гой пришло к нам из иврита. Это стандартное выражение в Танахе для «народа», включая евреев. Изгой — это отвергнутый из народа, отщепенец. В настоящее время слово «гой», вошедшее во многие языки (в частности, в русский и английский), обозначает нееврея. Словарное значение этого слова в русском языке — «иноверец у иудеев».
Шабесгой (субботний гой) — указывает на нееврея, выполняющего в субботу действия, запрещённые в этот день для евреев.

Кашрут (в ашкеназском произношении кашрус) — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения галахи (еврейского закона). В русском языке прилагательное кошерный образовано от каше́р, ашкеназский вариант произношения — ко́шер.
Трефа, трефной (букв. «некошерный»), это обратное к кашруту, то есть трефа — это запрещенное галахи. Свиниина, например.
Иудейский закон рассматривает заповеди про кашрут (и соответственно, трефу) как «хок» («закон») — не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла.
Видные раввины XVIII века считали помидор «свиным плодом» и запрещали его к употреблению, однако в настоящее время помидоры в пищу разрешены.
Кошерные мобильные телефоны не могут получать или отправлять SMS-сообщения и не могут подключаться к Интернету.
Кошерность определяется раввином после проверки. То есть кошерность или нет — это личное мнение рабби, а люди, как известно, могут ошибаться.

Низшая мифология в иудаизме нигде не прописана, но поскольку люди не могут без чертей и домовых по углам, то всё равно возникла.
Злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре звался диббук — это душа умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться. Диббука надо изгонять (отсюда растут экзорцизмы христиан).
Шед (множдественное число шедим) — духи в еврейской демонологии, созданные из огня и ветра, которые могут как причинить вред, так и быть дружелюбными. Считается, что они обитают вблизи могил. В русском синодальном переводе шедим передаётся как «бесы». Среди шедим, в числе прочих, выделяются сеири́м («волосатые», «косматые»), что указывает на их зооморфный облик.
Демоница Лилит упоминается в Талмуде. Как первая жена Адама, она описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев». В вульгате (латинском переводе библии) она переведена как Ламия (греческая богиня, превращенная в убивающую детей и мужиков женщину-змею). Демоницы-соблазнительницы и демоницы, вредящие роженицам и новорождённым, с чертами, позволяющими отождествить их с Лилит, упоминаются в Свитках Мёртвого моря, в некоторых ранних апокрифах христианства, и в арабских мифах.

Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
  1. хайот «живые существа»
  2. офаним «колёса»
  3. арелим
  4. хашмалим «сияющие, сверкающие»
  5. серафим «пылающие, горящие»
  6. малахим «ангелы, вестники, посланники»
  7. элохим «благочестивые существа»
  8. бене Элохим «сыны Божии»
  9. херувим «подобные цветущей юности»
  10. ишим «человекоподобные существа»
Окончание «им» означает множественное число.

Евреи носят разные религиозные головные уборы (у правильного еврея даже в синагоге должна быть покрыта голова). Прежде всего это кипы (они же ярмолки). Кипу всегда носят ортодоксы, менее религиозные – в синагогу, во время трапезы, на праздники и траур. Есть такое течение иудаизма – реформизм, там вообще нет жестких требований. Кстати, самые религиозные евреи кипу носят даже под шляпой.
В редких случаях поверх кипы одевают кепку, которая называется каскет, кашкет или дашек.
Чаще повседневно носят шляпу. Вот тут есть множество вариантов – кнейч, плуш, самета, капелюш, гамбург. Все виды шляп отличаются наличием заломов, формой полей и самой шляпы, качеством фетра. Каждый вид носят чаще всего выходцы из одной местности или одного религиозного течения. Например, участники Хабада носят чаще кнейч, капелюш – хасиды из Польши, самет – венгры, плуш – чаше местные иерусалимские евреи, а вот гамбург – это скорее знак социального статуса в общине, изготавливается из очень дорогого фетра черного цвета.
Дальше идёт штраймл. Это очень специфичный головной убор, носимый, как правило, на праздники (в субботу, на свадьбу, на встречу с цадиком, на религиозные праздники). Хотя хасиды носят его почти постоянно. Это то самое колесо от троллейбуса из меха, которое так смешно смотрится в израильскую жару на голове у человека. Его обшивают хвостами лисы или соболя – в зависимости от статуса и достатка владельца шапки. Чернобыль, сподик, цойбл, колпик – это тоже все штраймлы, немного отличающиеся формой, покроем, мехом и назначением.

При создании государства Израиль возник вопрос языка. Идиш (язык ашкенази), ладино (язык сефардов), русский, немецкий, итальянский, арабский были языками лишь части пересенцев. Но язык торы знали все; иврит не был разговорным языком, однако евреи по-прежнему изучали его, читали на нём религиозные книги, писали труды, переписывались с евреями из других стран. В X-XII веках вышел из употребления основной «конкурент» иврита — арамейский язык. Остался только один.
И вот было решено, что язык, бывший исключительно книжным в течение 18 столетий, становится языком повседневного общения, государственным языком Израиля. Это стало возможным благодаря усилиям ряда энтузиастов (надо было заново придумать его звучание; за основу был взят упрощённый вариант сефардского произношения). «Мы приехали в Эрец-Исраэль не для того, чтобы копировать жизнь Варшавы, Пинска или Лондона. Идея сионизма — изменение всех ценностей, которые евреи усвоили под давлением чужих культур».
Грамматика современного иврита значительно отличается от грамматики древнееврейского. Она испытала влияние ранее распространённых еврейских языков — в основном, идиша и ладино.
В первые годы существования Государства Израиль политика внедрения иврита носила исключительно жёсткий характер. В дальнейшем, когда иврит окончательно вытеснил другие еврейские языки, отношение к этим языкам со стороны еврейского государства значительно смягчилось. В 1996 году были приняты законы о сохранении культурного наследия на идише и ладино.
В Израиле формально нет государственной религии, но религия и не отделена от государства. Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе. Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.
Cфера семейного права (браки, разводы и связанные с ними вопросы) находятся в юрисдикции религиозных судов. Но не только иудейских. Имеют полномочия в вопросах семейного права мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Вместе с тем признаются заключённые гражданами Израиля за границей браки, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.
Существенная особенность правовой системы Израиля — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.

Харедим (Израиль) «трепещущие [перед Богом]» — самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин. Строго говоря, они не секта, они как раз поборники настоящего древнего иудаизма, но их меньшинство среди иудеев.
Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Одежда мужчин среди харедим похожа на униформу. Круглый год мужчины одеваются в большинстве в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы.
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем насчитывают 7-8 детей. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами шадхана (профессионального сваха).
Добрачные связи строго запрещены.
Иудейский календарь — лунно-солнечный. По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие главы Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Вместо наблюдения за фазами Луны сейчас используют расчёты. Начало летоисчисления соответствует 7 октября 3761 года до н. э.
Год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется дополнительный месяц. Как простой, так и високосный год может быть: правильным (ке-сидра), когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней; достаточным (шлема), когда месяц хешван, обычно имеющий 29 дней, имеет 30 дней; недостаточным (хасера), когда месяц кислев, обычно имеющий 30 дней, состоит из 29 дней. То есть год может быть 354, 355 или 353 дня (високосный — 384, 385 или 383 дня).
Так как праздник Песах празднуется 15-го нисана, который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных. Номера високосных годов в 19-летнем цикле — 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния (новолуние мироздания), которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э., в 5 часов и 204 части пополудни (то есть 17 часов 11 минут 20 секунд).

Час в еврейских календарных расчётах делится на 1080 частей (число, кратное всем однозначным делителям, кроме 7), а каждая часть — на 76 мгновений.
Караимы также используют еврейский календарь, с тем различием, что они делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.

Месяцы (взяты у вавилонян и соотвествуют движению солнца по зодиаку):
  1. Нисан (Авив) 30 дней (начинается в первое новолуние после весеннего равноденствия, то есть после 20 марта)
  2. Ияр (Зив) 29 дней
  3. Сиван 30 дней
  4. Тамуз / Таммуз 29 дней
  5. Ав 30 дней
  6. Элул 29 дней
  7. Тишрей (Эйтаним) 30 дней (в этот месяц у них начинается новый год. Л — логика)
  8. Хешван (Мархешван, Буль) 29 или 30 дней в достаточном году
  9. Кислев (Хислев) 30 или 29 дней в недостаточном году
  10. Тевет 29 дней
  11. Шват 30 дней
  12. Адар 29 или 30 дней в високосном году
  13. Адар бет 29 дней (високосный месяц)

2024 год соответствует 5784—5785 годам у иудеев. По библейскому (религиозному) календарю год начинается в середине или конце октября (гражданский год начинается как у всех, 1 января) — 1 тишерея.
Праздники у иудеев весьма самобытные:
В 2018 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,6 миллиона человек. Около 44,9% всех иудеев проживает в Израиле, около 41,7% — в США и Канаде; большинство остальных проживает в Европе — 9,2%.