Морские термины
военно-морским способом (c)

Традиционно морские термины в русском языке взяты из голландского языка. Здесь я буду давать значения в голландском, а так же значения в английском для сравнения и просветления.
Общие понятия Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине XIX века).
И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу.
Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется бушприт; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед.
Очевидные или общеизвестные термины (борт, якорь, канат) я расписывать не стал. Якорь, кстати, торчит в клюзе, а тянут его или лебедкой, или кабестаном.
Иерархия человеков на корабле может быть такая:
  1. Владелец. Может ничего не сечь в мореходстве, но корабль его, команду нанял он - имет право всем рулить.
  2. Арендатор. Взял судно в аренду и теперь временный владелец.
  3. Капитан. Типа, первый после бога. Отвечает перед владельцем (полицией, таможней) за всё на корабле.
  4. Шкипер. Тот, кто рулит. На мелком корабле он же и капитан, на более серьезном - отдельная персона. Отвечает за движение корабля на курсе - рулёж и паруса.
  5. Первый (старший), второй, третий помощники капитана. Отвечают каждый за свою область работ (груз, пассажиры, трюмы, машины...). Среди них шкипер, главный механик, штурман, артиллерийский офицер, карго-мастер и т.д.
  6. Боцман. Отвечает за всех мастросов или за тип матросов (палубных, машинных, швартовочных и т.д.).
Палуба (голланд. brücke, англ. deck) — горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта и по всей длине корабля Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части её, называется «платформой».
Пространство между двумя палубами называется «твиндеком». Исторически палуба имела деревянный дощатый настил. Никакого покрытия краской или лаком на досках настила не было. Палубу постоянно драили, то есть, абразивом (куском песчаника) насухо соскабливали верхний слой древесины, и скатывали, то есть заливали забортной водой и протирали швабрами. После нескольких лет активной службы настил подлежал замене.
В настоящее время палуба, как правило, имеет стальной настил, иногда поверх него укладываются легкосъёмные резиновые покрытия с перфорацией для стока воды.
Пространство под нижней палубой — трюм.
Бимс (от англ. beams — «брусья») — поперечная балка, поддерживающая палубу, платформу, крышу надстройки. Часть набора корпуса корабля. Предназначен для придания жёсткости перекрытиям, распределения нагрузки палубы на борт, конструкции и переборки, обеспечения поперечной прочности корабля. Если бимс установлен в районе отверстия в палубе — грузового люка, шахты, трапа — он не занимает всю ширину корпуса и имеет разрыв. В таком случае каждую часть его называют «полубимсом».
Палуба (и ее опорные бимсы) выгнута горбом, чтоб вода стекала к фальшборту (ограждению верхней палубы).
Дек (от нидерл. dek; англ. deck; нем. Deck — «пространство между двумя палубами на корабле, где ставят пушки») — артиллерийская палуба парусных военных кораблей Корабли, на которых артиллерия была установлена на двух палубах-деках, называли «двухдечными», а если на трёх палубах — «трёхдечными».
Обычно на парусных линейных кораблях на одном деке устанавливали от 20 до 36 пушек различных калибров: от 4- до 80-фунтовых.
«Деком» называли и верхнюю открытую палубу, которую делят на бак, шкафут, шканцы и ют. Шканцы принято называть также «квартердеком».
В военных флотах морских держав XVIII столетия 3-дечные линейные корабли, нёсшие свыше 100 пушек, стали обычным явлением. В 1847 и 1855 годах во Франции спущены были на воду 4-дечные 120-пушечные парусные линейные корабли «Вальми» и «Бретань».
Трюм (от нидерл. 't ruim = het ruim — «помещение») — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой «Трюмом» могут также называть открытое пространство для груза у баржи — применяют словосочетания: открытый грузовой трюм, сухогрузный трюм.
Трюм используют для размещения грузов (на грузовых судах), запасов, балласта, а также судовых механизмов. В зависимости от типа судна и его размера число трюмов и их назначение может изменяться. Длину трюма на пассажирских судах определяют условиями непотопляемости. На грузовом судне трюм разделён поперечными переборками на несколько отсеков, число которых зависит от длины судна.
На военных кораблях трюм разделён водонепроницаемыми перегородками и заполнен снарядами и запасами. Загрузка и разгрузка трюмов происходит обычно через грузовые люки.
Нумерацию грузовых трюмов производят от носа к корме (у носа первый трюм).
Помещения внутри судна, расположенные выше трюма, называют «твиндеками».
Бак (от нидерл. bakboord — «сторона, находящаяся за спиной рулевого»; нем. Backbord; англ. back) — передняя часть палубы или носовая надстройка корабля (судна) В удлинённом баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах — каюты.
На баке или внутри полубака обычно располагают якорное и швартовное устройства.

Еще раз — бак не сам нос, а палуба (крыша передней настройки и она сама) от носа до фок-мачты или до конца полубака.

А почему за спиной рулевого? И если даже не за спиной (bakdoor вообще-то "за доской"), то всё равно, почему "нос" — это "зад"? Интернет молчит как зараза. Что смог придумать я:

  1. Когда штурвал заменил румпель (длинное весло, высунутое у корабля сзади и используемое как руль), штурвал пришлось убрать с кормы и вынести вперед (потому что штурвал тянул руль канатами, чисто механически, и тянуть в таком случае надо вперёд, а не вверх). Штурвал начали ставить между фоком и гротом или даже между полубаком и фоком. Но почему за спиной?? Рулевой стоит до полубака, и всё равно ничего не видит впереди — там сам полубак и паруса. Зато есть вперёдсмотрящий (на марсе или прям на носу), который командами ртом или рындой обращал внимание шкипера на нос, право-вперед или лево-вперед. Шкипер или вахтенный метался уже по сигналам вперёдсмотрящих и докладывал капитану или шкиперу и уже тот давал команду — право руля, лево на борт (налево до упора) и т.д. И если рулевой стоял лицом к капитану (спиной вперёд), видел его, и капитан видел, что рулевой видит и реагирует. Ну и нос корабля за спиной рулевого приобретает смысл.
  2. До 1920-х годов, даже еще на Титанике, команды рулевому давали наоборот: если надо повернуть вправо, командовали лево руля, если надо влево — право руля. Если рулевой стоит спиной вперёд — то это даже логично, у него лево и право наоборот относительно хода корабля.
    Хотя обычно это пытались объяснить перекрещиванием тяговых канатов от штурвала к рулю. Но зачем, Холмс?
С появлением рулевых машин (после 1912 года) штурвал перенесли в рубку и вскоре перестали инвертировать команды право-лево. Хотя англичане до 1933 года (а американцы - до 1935!) не туда поворачивали :)
Полубак или кубрик (нидерл. и англ. forecastle) — надстройка над верхней палубой в носовой части корабля (судна) Верхняя палуба парусного судна перед фок-мачтой, или, исторически, передняя часть судна с фок-мачтой. В полубаке располагались жилые помещения рядовых моряков (кубрик). С последним связана фраза перед мачтой, которая обозначает все, что связано с обычными матросами, в отличие от офицеров корабля.
Удлинённый полубак может занимать до 2/3 длины судна.
Основное назначение полубака заключается в увеличении высоты борта в носовой части корабля, что важно для обеспечения хорошей мореходности, защиты верхней палубы от заливания при встречной волне и повышения непотопляемости. В удлинённом баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах — каюты.
На баке или внутри полубака обычно располагают якорное и швартовное устройства.
Форпик — помещение, расположенное в носовой части корабля. Это место было не совсем пригодным для хранение каких-либо припасов, и начиная оттуда, располагались рундуки и лежаки матросов.
Карцер представлял собой обычную часть палубы кубрика, закрытой кованной железной решеткой, реже, отдельной каютой с крепкой дверью.
Шкафут (от нидерл. schavot — «стеллаж, эшафот») средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты либо от носовой надстройки до кормовой Шкафут на деревянных парусных кораблях — широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов для прохода с бака на шканцы (кватердек).
Шкафут на речных металлических баржах — деревянный брус, идущий вдоль борта и служащий для установки леерных стоек.
Шканцы или квартердек (от нидерл. schans; нем. Schanze — «вязанка хворосту»)  — помост либо палуба в кормовой части парусного корабля На парусном корабле шканцы расположены на один уровень выше шкафута; на шканцах обычно находился шкипер, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливали компасы.
Позднее «шканцами» называли середину верхней палубы военного корабля от грот-мачты (центральной) до бизань-мачты (задней).
На шканцах перед строем зачитывали: законы, манифесты, приказы, приговоры. Размещение шканцев на корабле каждого типа определяли приказом по Морскому ведомству. Дерзость начальнику на шканцах усугубляла наказание, так как шканцы на военном корабле считают священным местом.
Ют (от нидерл. hut — «каюта») — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы Ют, частично утопленный в корпус судна, называют «полуютом».
Ют, как надстройка, может быть удлинённым или коротким. В нём располагаются грузовые помещения, каюты для экипажа и пассажиров или служебные помещения, а также элементы кормовых швартовного и якорного устройств.
На парусных судах ют, как часть палубы, выделяли от кормы до бизань-мачты (кормовой мачты). Ют, как надстройка в этой части палубы, служил для укрытия рулевого устройства и рулевого от непогоды, а также для размещения кают капитана и его помощников.
На современных крупных судах вместо юта устраивают кормовую рубку.
Рубка  — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна, корабля или на палубе надстройки Рубка на корабле (судне) имеет ширину, которая явственно меньше ширины корпуса судна. Предназначена для размещения командных пунктов и боевых постов, систем и приборов управления кораблём, оружием и техническими средствами корабля. В зависимости от назначения различают следующие рубки: Рубки редко располагают на носу судна, в частности это: грузовой транспорт, буксиры, рыболовные суда.
Рубки оборудованы аппаратурой, приборами и техническими средствами в соответствии с их функциональным назначением, а также средствами связи с центральной или ходовой рубкой.
Мостик  — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую (откуда, собственно, и название).
Мостики различают по назначению — ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.
Всю палубу ходовой рубки называют «ходовым мостиком», а её открытые площадки по бортам от рубки — «крыльями ходового мостика». Ходовой мостик также носит название «капитанского» (pilot bridge).
На ходовом и навигационном мостиках располагают основные посты управления судном.
Изначально управление кораблём осуществляли со шканцев (квартердека) — кормовой части палубы, чаще всего возвышенной для лучшего обзора. После появления первых пароходов такое расположение оказалось неудобным, капитану и офицерам постоянно докучал дым из труб, кроме того, обзор сильно загораживали кожухи гребных колёс. Впоследствии, благодаря распространению сервоприводов и устройств внутрисудовой связи, появилась возможность вынести мостик вперёд, в носовую часть корабля, обеспечив с него лучший обзор — в особенности после упразднения парусов.
Рангоут (от нидерл. rondhout — «круглое дерево») — общее название устройств для постановки парусов  На судах парусного флота рангоут изготавливали из дерева (в связи с чем и называли «рангоутным деревом»), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов). К рангоуту относят:
Мачта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле); здесь же реи, стеньги и марсы Мачта, обычно поддерживаемая оттяжками, т. н. вáнтами, часть парусного вооружения на парусниках.
Первоначально мачта представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами. С увеличением числа парусов мачта стала составной.
Фок-мачта (foremast, передняя мачта) — первая от носа мачта корабля. Может отсутствовать. Парусный корабль без фок-мачты (если первая мачта больше второй) называется судно.
Грот-мачта (mainmast, главная мачта) — обычно вторая, точно наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. Если мачт на корабле больше трёх, то все кроме первой и последней номерные: «первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д. Свободное пространство под грот-мачтой, если имелось, отводили для больных и раненых. Потому что это место на корабле с минимальной качкой.
Бизань-мачта (нидерл. bezaan, англ. mizzenmast) — кормовая (последняя) мачта на трёх- и более мачтовом судне. Приставка «крюйс» означает принадлежность элемента рангоута или такелажа к бизань-мачте, например, «крюйс-стеньга». Под бизань-мачтой, поближе к каютам офицеров, находилась и крюйт-камера (место, где хранили порох).
Если мачта составная и состоит из нескольких брёвен, то нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта); над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга, на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги — крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.
Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.
Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки — реи. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна.
К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее или уменьшается его площадь (взять один риф, взять два рифа).
Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения.
Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.
Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.).
Гáфель (нидерл. gaffel, буквально — «вилы», в другом источнике вила) — половинчатый рей (полурей), упирающийся развилиной в мачту, по которой подымается гарделью (карделью), а конец (нок) вздергивается топенантом, наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.
В носу судна установлен бушприт (нидерл. boegspriet, от boeg — «нос», spriet — «пика, вертел») – наклонная мачта. Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а так же для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна. Угол наклона бушприта по отношению к остальным мачтам очень большой и приближается к горизонту (на старинных судах бушприт имел 36 градусов от горизонта, на современных парусниках – вообще 20 градусов).
Бушприт раскрепляют тросовыми бакштагами, проводимыми через специальные распорки — блинда-гафели к бортам судна, и ватер-штагами, идущими к форштевню через мартин-гики. Непосредственно на носу судна бушприт крепят при помощи мощного найтова или ватер-вулинга.

Клотик — оконечность верхней части любой мачты.

Паруса  — ткань или пластина, используемая для движения под действием силы ветра на парусных судах Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся.
Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель.
Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель.
Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках XX века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель.
На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд (ибо за ним ничего не видно); а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.
Прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, поэтому издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение.
Га́фельный парус — вид косого четырёхугольного паруса, называемого еще «трисель», в форме неправильной трапеции, получивший своё название от гафеля, наклонного рангоутного дерева, поднимаемого по мачте и упирающегося в неё одним концом — пяткой, по которому крепится (растягивается) верхняя кромка (шкаторина) такого паруса.
То́псель (нидерл. top-zeil: верхний парус) — косой треугольный или трапециевидный дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым парусом между стеньгой и гафелем. На больших парусных судах с сухой (не имеющей рей) бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом.
Кли́вер (нидерл. kluiver) — косой треугольный парус, прикреплённый к снасти, идущей от мачты к бушприту. На больших парусных кораблях может быть несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди, и крепящийся к утлегарю, называют «бом-кливером», а находящийся ближе всего к мачте называют «фор-стень-стакселем». Используемый на яхтах при малом ветре треугольный парус увеличенной площади называют «балункливером».
Кливер работает как флюгер, разворачивая судно по ветру.
Стаксель (нем. stagsegel — «штаговый парус») — треугольный косой парус, поднимаемый по штагу (оттяжке матчы) между мачтами или впереди фок-мачты. Сходный по виду и назначению парус, поднимаемый по лееру на бушприте, называют «кливером».
Отличие между стакселем и кливером в расположении нижней шкаторины (обметанной кромки). Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер. К названию стакселя так же добавляются имена мачты и ее части (крюйс-бом-брам-стень-стаксель).
Нижняя растяжка паруса (если там не трос, а палка) называется гик.
Фрегат — вид парусного вооружения (на всех мачтах прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус) морского трёхмачтового торгового судна или военного корабля, обладающего определёнными характеристиками; в дальнейшем стал названием класса военных кораблей.
Такелаж (от нидерл. takelage, от takel — «оснастка») — обобщенное название всех снастей на судне Такелаж разделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
«Такелажными работами» называют работы по отделке такелажа, постановке частей рангоута на место, оснащение его и, кроме того, все работы с тросом, например, приготовление матов, грузовых сетей и тому подобного для судов.
Фал (от нидерл. vаl) — снасть, служащая для подъёма некоторых рей, парусов, сигнальных флагов. В каждом случае к этому слову прибавляется термин, соответствующий предмету, поднимаемому фалом, например, марса-фал — фал, поднимающий марса-рей, кливер-фал — снасть, поднимающая верхний угол кливера, фал для флага или флаг-фал — снасть, на которой поднимаются флаги.
Гальюн (нидерл. galjoen — «нос корабля») — первоначально свес на носу парусного судна для установки носового украшения судна Традиционно на носовом свесе устраивали отхожие места для экипажа (встречная волна всё смоет и вонять не будет), поэтому в настоящее время «гальюном» называют туалеты на кораблях.
Гальюн штормовой морской отличается наличием сетки и сиденья. У офицеров сразу (как появился ют) был туалет типа сортир. Там нету риска, что и тебя заодно смоет набежавшей волной.
Моряки срать на жердочке не любили и норовили справить свои дела за пушкой, в темном углу трюма или еще куда. Все морские уставы всех стран страшно пугали моряков за антисанитарию. Проблема была всемирной.
Камбуз (нидерл. kombuis) — помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня) В зависимости от размера судна размещается в отдельном помещении или представляет собой выделенный участок большего пространства. В XV веке камбуз был деревянным навесом, располагавшимся на верхней палубе корабля.
Камбуз специально оборудован для смягчения качки, которая может затруднить процесс приготовления пищи и сделать рабочее место кока более опасным. В частности, могут быть использованы печи на кардановом подвесе, ограждения печей, препятствующие падению на них. Также, газовые баллоны камбуза располагают на верхней открытой палубе.
Галеры (итал. galera) — деревянный военный корабль, использующий для передвижения преимущественно вёсла Унирема или монера (лат. uniremis от unus — один и remus — весло; др.-греч. μονήρης) — боевой гребной беспалубный корабль с одним рядом вёсел. Униремы использовались во флотах античных греческих полисов, Финикии, Карфагена и Древнего Рима.
Бире́ма (лат. biremis, от bi- — «двойной, двоякий» + remus — «весло»), дие́ра (др.-греч. δι-ῆρες, от δύο — «два» + ἐρέσσω — «грести») — античный гребной военный корабль с двумя рядами вёсел, который оснащался тараном. Бирема могла иметь боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Длина биремы, зачастую, составляла 30—38 метров, а её водоизмещение колебалось от 60 до 100 т.
Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria — «три» + remus — «весло»), трие́ра (др.-греч. τρι-ήρης, от τρεῖς, τρία — «три» + ἐρέσσω — «грести») — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами. Триремы получили своё название из-за трёх рядов вёсел, которые, предполагается, располагались одно над другим в шахматном порядке; каждым веслом управлял один человек.
Квадрире́ма (лат. quadriremis, от quatuor, quattuor — «четыре» + remus — «весло»), греческое название — тетре́ра (др.-греч. τετρήρης, от τετράς — «четыре» + ἐρέσσω — «грести») — античный гребной военный корабль, подобный триреме, но несколько более крупный. Число «4» в названии имеет отношение либо к количеству гребцов на комплект из трёх весёл (самым длинным из которых оперировали двое), либо к количеству вёсельных рядов вдоль борта. Водоизмещение квадрирем составляло более 250 тонн, а экипаж — 260 человек, носовая часть оборудовалась тараном, на вооружении квадрирем состояли абордажные вороны и разнообразные метательные машины.
Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло») или пентера (от греч. πέντε «пять») — боевой корабль с пятью рядами вёсел, либо корабль, большего размера, чем триера, вёсла которого управляются двумя, двумя и одним гребцом (2+2+1).Число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2.5 м, экипаж около 250 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. В настоящее время считается что название связано не с числом весел, а с числом гребцов. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах. Часто оснащались абордажным вороном. В отличие от более лёгкой триремы, квинкверема могла на большой скорости пробить вражеский корабль насквозь.
Виды парусных судов и кораблей
Ссылка раз,
Ссылка два
и википедия
Всякие морские словечки
Бакбортзадний борт, левый борт, обозначается красным навигационным огнём.

Бакштаг — 1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра; 2) снасти, держащие с боков и сзади стеньги, брам-стеньги и бам-брам-стеньги.

Бейдевинд — курс корабля под острым углом к ветру.

Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Вымбовка — деревянный или металлический рычаг.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
А еще его могли использовать как выносной туалет.
На ходу судна выстрел «заваливается» (убирают) к борту. Для вывода за борт и уборки используют выстрел-гордень.

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.

Галфвинд (от нидерл. halve wind) или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к диаметральной плоскости. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга — равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между диаметральной плоскостью и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

Дифферент — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Каботаж — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Капер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Кокпит (англ. cock pit, петушиная яма, «арена для петушиных боёв»; сами англичане трактуют coque как рулевого) — открытое или полузакрытое помещение в средней или кормовой части палубы судна для рулевого и пассажиров. На катере (маленьком судне) оно же рубка.
К 18 веку "кокпит" стал обозначать область на задней нижней палубе военного корабля, куда доставляли раненых.
Этот же термин позже стал обозначать место, с которого управляется парусное судно, потому что оно также расположено сзади и часто находится в яме (опущено ниже бортов, бака и юта).

Крен — наклон корабля на борт.

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.

Левентик (от фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».
Паруса при этом не работают («полощут») и судно, находящееся в таком положении, постепенно забирает задний ход.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линь — тонкий трос.

Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания. Лоцман - тот, кто заменяет лоцию в сложных случаях.

Мателот (от фр. matelot — «моряк») — соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.

Нагель — деревянный гвоздь. В воде разбухает и держит намертво, герметизируя дырку.

Найтов (от нидерл. naaitouw) — перевязка двух тросов толстым (таким же) тросом; оно же тонким тросом — бензель.

Нактоуз — ящик или кафедра, на котором укреплен компас.

Нок — конец реи. Нок-рея — это внешняя оконечность любого горизонтального или наклонного рангоута - реи, бушприта, гика... в общем, любая оконечность, за которую можно зацепить веревку. На ней обычно и вешали.

Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом.

Пароход — сначала корабль с паровым двигателем, а сейчас - коммерческое (невоенное) судно.

Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Рейд (от нидерл. reede, англ. raid от древнегерманской основы со значением «езда») — удобное для подхода с моря место вблизи берега, порта или военно-морской базы для якорной стоянки судов и кораблей.
Внешний рейд — обычно открытый или частично защищённый от волнения естественными преградами (выступами берега, островами, скалами). На внешних рейдах суда отстаиваются перед заходом в порт или канал. На них могут производиться рейдовые перегрузочные операции. Для внешних рейдов стараются подобрать участок со сравнительно плоским дном, состоящим из песков или суглинков для лучшего зацепления якорных устройств.
Внутренний рейд — элемент внутренней акватории порта. Он обычно защищён от волнения естественными или искусственными оградительными сооружениями: молами, волноломами. На внутренних рейдах суда отстаиваются во время шторма, ожидания свободного причала. На внутренних рейдах может производится формирование или расформирование составов судов, маневрирование при портовых операциях.
В речном судоходстве под «рейдом» понимают часть акватории вне судового хода, на которых производится формирование и расформирование составов судов, перевалка грузов, бункеровка и снабжение судов на плаву. Также, как и для морских портов, здесь суда могут отстаиваться перед подачей к причалам.

Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.

Рундук = сундук.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Траверз (фр. traverse от traverser «перебегать поперёк», также тра́верс) — линия, перпендикулярная курсу судна; на траверзе — справа или слева на 90°.

Трап — лестница на корабле.

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра, ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

Шкив — колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Ши́льдик — номерок на двери с названием помещения на судне.

Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета

Шлю́пка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

Шпига́т — отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт

Штирбо́рт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый борт; архаизм; называли так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт (от нидерл. schturen — «управлять»; левый борт бакборт назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял лицом к рулю и правому бррту и спиной к левому борту).
Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.

Шхе́ры (от швед. skär) — скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделённых узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады. Ширина шхер — до 100 миль.

Яхта (от нидерл. jacht - охотник) — первоначально лёгкое и быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами).
В современном понимании — любое судно некоммерческого (не грузового и не пассажирского) и не военного назначения. Яхта обязана нести на борту спасетльную всельную шлюпку (тузик). Если шлюпки нет (не помещается), то это не яхта, а шлюпка.