Тот, кто рулит. На мелком корабле он же и капитан, на более серьезном - отдельная персона. Отвечает за движение корабля на курсе - рулёж и паруса.
горбом, чтоб вода стекала к фальшборту (ограждению верхней палубы).
первый трюм).
Еще раз — бак
не сам нос, а палуба (крыша передней настройки и она сама) от носа до фок-мачты или до полубака.
А почему за спиной рулевого
? Почему "нос" — это "зад" или "спина"?
Интернет молчит как зараза.
Что смог придумать я:
1. Рулевой при румпеле (длинное весло, высунутое у корабля сзади и используемое как руль) стоял лицом к оному румпелю (чтоб наваливаться на него всем телом и рулить обеими руками), то есть боком по ходу движения;
таким образом рулевой стоял лицом к одному борту и спиной к другому: именно отсюда штирборт (борт, где румпель) и бакборт (борт за спиной рулевого).
Когда штурвал заменил румпель, штурвал пришлось убрать с кормы и вынести вперед
(потому что штурвал тянул руль канатами, чисто механически, и тянуть в таком случае надо вперёд, а не вверх). Штурвал начали ставить между фоком и гротом
или даже между полубаком и фоком. Но почему за спиной
??
Рулевой стоит до полубака, и всё равно ничего не видит впереди — там сам полубак, фальшборт и передние паруса, один из которых (прямой, самый закрывающий обзор) носит название блинд = слепой
.
Зато есть вперёдсмотрящий (на марсе или прям на носу), который командами ртом или рындой обращал внимание шкипера на нос
, право-вперед
или лево-вперед
.
Шкипер или вахтенный метался уже по сигналам вперёдсмотрящих и докладывал капитану или шкиперу и уже тот давал команду — право руля
, лево на борт
(налево до упора) и т.д.
И если рулевой стоял лицом к капитану (спиной вперёд), то видел его, и капитан видел, что рулевой видит и реагирует. Ну и нос корабля за спиной рулевого
приобретает смысл.
До 1920-х годов, даже еще на Титанике
, команды рулевому давали наоборот: если надо повернуть вправо, командовали лево руля
, если надо влево — право руля
.
Если рулевой стоит спиной вперёд — то это даже логично, у него лево и право наоборот относительно хода корабля.
Хотя обычно это пытались объяснить перекрещиванием тяговых канатов от штурвала к рулю. Но зачем, Холмс?
С появлением рулевых машин (после 1912 года) штурвал перенесли в рубку и вскоре перестали инвертировать команды право-лево.
Хотя англичане до 1933 года (а американцы - до 1935!) не туда
поворачивали :)
2. За спиной
носовой фигуры.
перед мачтой, которая обозначает все, что связано с обычными матросами, в отличие от офицеров корабля. Матросы в кубрике спали просто на досках пола (палубы). Потом, позаимствовав у индейцев гамак, матросы стали спать в гамаках и еще более потом - в подвесных пробковых койках (они же спасжилеты).
брёвен, то нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта); над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга, на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги — крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.
взять один риф,
взять два рифа).
сухие, сиречь без рей. Гафель, держащий нижний край паруса, называется гик.
надставлен, то стеньга бушприта называется утлегарь (от нидерл. uitleggen — буквально «удлинять»). Еще бывает бом-утлегарь — продолжение утлегаря.
В XV-XVI веках использовали мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы (часто - над водой
, в этом месте не было днища
и балкон
юта нависал над морем). Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу XVII века, называлась бонавентурой.
Южный ветердует с юга. Скорость ветра моряки меряют в узлах (морских милях в час). Скорость ветра на море оценивают по шкале адмирала Бофорта. По ней ветер до 1 узла - это штиль и паруса не тянут. Ветер 3-17 узлов - отличная погода для парусов. Ветер свыше 17 узлов (свежий) и до 40 узлов (очень крепкий) можно использовать в зависимости от мореходности парусника и скорее всего с рифами (ограничить парусность, а то опрокинет). Ветра свыше 40 узлов (ветер 41-47 узлов уже срывает крыши домов) - шторм разной степени ярости, тут надо прятаться или бороться.
длиннойплоскости. Названия прямых парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся.
верхний парус) — косой треугольный или трапециевидный дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым (рейк или реёк - малая тонкая рея, обычно наклонная относительно плоскости палубы) парусом между стеньгой и гафелем. На больших парусных судах с сухой (не имеющей рей) бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом.
крюйс-бом-брам-стень-стаксель).
летучие паруса; то есть это дополнительные паруса, не составляющие постоянной парусности судов, ставятся в помощь основным парусам при слабом ветре. Еще летучими могут быть верхние косые паруса, расположенные между мачтами; в таком случае у них нет лееров и штагов, их поднимают фалом прямо с палубы.
Паруса были очень тяжёлыми. Вес паруса большого линейного корабля мог быть несколько сот килограммов только
одной парусины, не считая рея и тросов. Поэтому, кстати, парусные суда XVI-XVII века не соответствуют современным требованиям к остойчивости – ведь весомая часть массы находится наверху.
Опрокидывание парусных судов (и даже паровых, но с парусами) происходило регулярно, например, когда налетал шквал и не успевали убрать паруса.
оно само.
Ночью никакого освещения на судне не было (кроме как в компасе). Ну и мог быть фонарь на корме.
Если ночью происходили парусные манёвры, то матрос в полной темноте должен был на ощупь находить все элементы такелажа.
На самом верху (на брам-стеньгах) работали 12—14-летние юнги, потому что они были легче и быстрее добирались до верха мачты.
Косые паруса работают как крыло самолёта - с одной стороны паруса зона более высокого давления, с другой - зона разряжения (только не сверху и снизу, как у самолета, а спереди и сзади).
При этом можно достичь скорости судна выше скорости ветра (до пяти раз выше). При прямых парусах и ветре даже строго в корму - скорость корабля не выше скорости ветра :(
из теориипредположить эти свойства косого паруса невозможно. Поэтому не менее 4000 лет люди ходили под прямыми парусами и пережидали не попутный ветер. А потом кто-то случайно(?) попробовал, осознал преимущества и стал пользоваться. В Европу косой парус пришёл из индийского океана через арабов. Изобрели ли его индусы, арабы, малазийцы, полинезийцы - неведомо. Скорее всего, без косого паруса полинезийцы не смогли бы освоить свои острова.
И есть легенда, что Дедал изобрел не крылья, а косой парус. И на 2 лодках, а не на крыльях, бежал с сыном Икаром с Крита. И гребной флот Миноса не смог догнать 2 парусных суденышка, уходящих против ветра навстречу свободе.
типа сортирв отдельной комнатке на корме. Там нету риска, что и тебя заодно смоет набежавшей волной.
Моряки срать на жердочке не любили и норовили справить свои дела за пушкой, в темном углу трюма или еще куда. Все морские уставы всех стран страшно пугали моряков за антисанитарию. Проблема была всемирной.
На большинстве вышеперечисленных судах может быть парус, но это не основной их движитель.
малыйпарусник может быть больше малого
большого.
корабль. Остальные парусники следует называть
судно. Даже если они насквозь военные.
сухая, то есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.
полуторамачтовые суда) могут быть с бушпритом и без бушприта. Могут нести разное количество стакселей и кливеров. На определение типа такого судна это не влияет.
Что же касается столь часто встречающихся названий, таких как каравелла, джонка, люггер, галеон, клипер и некоторых других — данные суда можно отнести к какому-либо типу из вышеперечисленных. Так как на них могло быть установлено различное число мачт, их невозможно точно отнести к какому-то классу. Их название отдельно выделено в литературе благодаря уникальному строению корпуса, обшивки либо назначению.
Бот (от нидерл. boot — «лодка») — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 тонн, вооружённое 6-8 пушками малого калибра и служащее для перевозки значительных грузов. Ботик = бот небольшого водоизмещения.
Ссылка раз,
Ссылка два,
Классификация парусных кораблей,
Как устроен парусник XVIII века
и
википедия
В парусную эпоху ранги кораблей определялись количеством орудий на них (которое со временем росло):
Первые броненосцы (Вариор, 1860 год) несли 30-40 пушек (у Вариора - двадцать шесть 68-фунтовых гладкоствольных пушек и десять 178мм нарезных казнозарядных орудий Армстронга)
и с трудом попадали в 3 ранг (по умолчанию им присваивался четвёртый). При том что в бою они с гарантией уничтожали одновременно несколько перворанговых кораблей парусного поколения.
Последние деревянные винтовые линкоры были выведены из состава британского флота в начале 1870-х годов.
Монитори это слово стали использовать для обозначения прибрежных броненосцев, фактически, плавучих батарей. Мониторы были низкобортными и тонули при сильном волнении, зато в приличную погоду, на рейдах и в реках они были огого - цель низкая, поди попади, сама лупит так, что мало не кажется.
Аврора(20 узлов максимального хода, 10 узлов крейсерская скорость, 3300 миль дальность одного похода, 1900 года постройки).
минные крейсера, они же эскадренные миноносцы = эсминцы. Помимо торпед они имели артиллерию малого калибра для отстрела мин и торпед, высокую скорость (выше 36 узлов) и манёвреность.
Нефтяное отопление котлов
позволило легко перейти на двигатели внутреннего сгорания. КПД на единицу веса у дизеля был выше, чем у паровой машины, размеры - меньше.
С появлением в военном флоте дизелей стало возможным делать подводные лодки. Именно они приняли на себя крейсерские функции; крейсера стали не нужны.
Ну а идею дредноутов и вообще линкоры добила авиация.
Поэтому сейчас остались мелкие корабли 3 ранга (прибрежные: ракетные катера, миноносцы и минные тральщики), подводные крейсера, эсминцы, авианосцы и только под их зонтиком - крейсера и линкоры. Да и тех новых уже не строят.
Никакая броня не удержит удар крылатой ракетой с 100-200кг заряда в боевой части; и никакая ПВО (только если РЭБ) ее не отразит, если только случайно.
А уж если ракета баллистическая и с ядерной боеголовкой...
Сегодняшние ракетные катера (и все прочие ракетные - эсминцы, крейсера) могут пулять ракетами на 2000-3000 миль каждый.
А подводные ракетоносцы и на 6000+ (8000, 11000) миль могут стрельнуть.
жертвенный анод,
жертвенный электрод.
морскиесловечки
Аппарéль — площадка для перемещения на борт и обратно перевозимых грузов; в этом значении также называют «рампой».
Апсель (от нидерл. aap-zeil — «обезьяний парус») — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей.
Ахтерлюк (от нидерл. achter - сзади, корма) 1) отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля; 2) погреб на судне для хранения мокрой провизии, а также вина и уксуса.
Бакборт — задний борт
, левый борт, обозначается красным навигационным огнём.
Бакштаг (от нидерл. bakstag) — 1) ветер под углом 45 градусов с кормы;
2) снасти, держащие с боков и сзади стеньги, брам-стеньги и бам-брам-стеньги.
Балкер (англ. bulker, агенс от bulk — «навалочный груз») — специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент. Балкер является разновидностью сухогруза.
Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Банка (от лат. banco - скамейка) — в старом парусном флоте банкой называлось место работы прислуги между смежными орудиями; в корабельных лазаретах банкой называлась койка. В современном морском языке банка — это деталь корабельной шлюпки, доска, имеющая двойное назначение: предохранять корпус шлюпки от сдавливания и служить местом для гребцов.
Командир и пассажиры (не гребцы) сидят в той же лодке на тех же досках, но это уже сиденья
.
Второе значение термина - отдельный резко приподнятый участок морского дна. То есть тоже скамейка
, но на дне.
Бейдевинд — 1) курс корабля под острым углом к ветру; 2) ветер под углом 45 градусов с носа.
Брандску́гель (от нем. Brand — «пожар», нем. Kugel — «ядро») — зажигательный снаряд гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начинённого зажигательным составом.
Брейд-вымпел — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) либо венценосной особы на борту. Либо главы государства, командующего ВМФ и т.д.
Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
Помимо своего основного назначения ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определённом расстоянии друг от друга крепили выбленки: пеньковые лини, деревянные, металлические. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии 0,4 м одна от другой. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты — ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Вéнзель (от нем. Wenzel — «плоская выемка для высадки в стене причала») — лодочная пристань.
Вымбовка — деревянный или металлический рычаг.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
А еще его могли использовать как выносной туалет.
На ходу судна выстрел «заваливается» (убирают) к борту. Для вывода за борт и уборки используют выстрел-гордень.
Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.
Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.
Галфвинд (от нидерл. halve wind) или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к диаметральной плоскости. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга — равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между диаметральной плоскостью и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
Гюйс (от нидерл. geus — гёз — нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским, торговым или военно-морским флагами обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.
Чаще гюйс является принадлежностью только военных кораблей. Однако, в некоторых странах используют «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах.
Гюйс имеет и ещё одно неофициальное название «стояночный флаг», так как служит, в основном, для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как припаркованных
кораблей, так и крепостей).
Ранее гюйс поднимали как на стоянке, так и в море на ходу (в Российской империи до 1820 года).
В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля.
Обычно на гражданских судах гюйсы это национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова. В Швеции в качестве гюйсов применяются флаги регионов.
Дифферент — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Каботаж (фр. cabotage) — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Капер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.
Катер (от англ. cutter, режущий
) — та же самая шлюпка или лодка, но имеет стационарно установленный мотор (у шлюпки мотора нет, только весла, у лодки он подвесной, то есть съёмный).
Клотик — деревянный выточенный шарообразный наконечник, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Кокпит (англ. cock pit, петушиная яма
, «арена для петушиных боёв»;
сами
англичане трактуют
coque как рулевого
) — открытое или полузакрытое помещение в средней или кормовой части палубы судна для рулевого и пассажиров. На катере (маленьком судне) оно же рубка.
К 18 веку "кокпит" стал обозначать область на задней нижней палубе военного корабля, куда доставляли раненых.
Этот же термин позже стал обозначать место, с которого управляется парусное судно, потому что оно также расположено сзади и часто находится в яме
(опущено ниже бортов, бака и юта).
Колдунчики пришитые к парусу нитки, по которым можно понять, ламинарное ли обтекание ветром паруса или вихревое. Ламинарное позволяет достичь бОльшей скорости.
Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Контр-биза́нь — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику. Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее
Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетёные из троса мешки, набитые крошеной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы). В настоящее время часто используются старые автомобильные покрышки.
Крен — наклон корабля на борт.
Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кубрик — 1) жилое помещение для команды; 2) название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Лаг (голл. и англ. log — полено, чурка; в английском так же - журнал, дневник) — механический прибор для измерения скорости судна.
Для определение скорости в открытом море сбрасывали какие-нибудь плавающие предметы небольшой массы (те же поленья из камбуза)
и замеряли времени их прохождения вдоль судна, длина которого известна. Позже полено
привязывали к шнуру,
на котором через равные промежутки были завязаны узлы, сбрасывали лаг за борт, шнур пропускали через кисть и считали, сколько узлов прошло через руку за минуту или несколько (по хронометру).
Так появилась скорость в узлах
, которую меряли лагом. И поныне спидометр на судне называется лаг, хотя сейчас он чаще всего GPS.
Второе значение термина — бок, борт судна. Как показала практика, сбрасывать лаг-полено с бушприта да и вообще с
носовой части судна — неудобно: полено попадало под скулу, его отбрасывала в сторону носовая волна. Пришлось брать
в расчет половину длины корпуса и сбрасывать лаг на миделе — в средней части судна.
Отсюда выражение встать лагом
= встать бортом
, боком.
Левентик (от фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».
Паруса при этом не работают («полощут») и судно, находящееся в таком положении, постепенно "забирает" задний ход.
Непарусные суда против ветра вполне себе идут, более того, "положение левентик" считается правильным при шторме - мелкие (относительно судна) волны режут носом, от крупных уваливают на 10-15 градусов в сторону.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Линь — тонкий трос.
Лисель (от нидерл. lijzeil — «боковой парус») — летучий парус, который ставят в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах.
Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания. Лоцман - тот, кто заменяет лоцию в сложных случаях.
Мат— ковёр, сделанный из линей или тонких канатов, плетенных из двух нитей.
Мателот (от фр. matelot — «моряк») — соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.
Мористее — со стороны моря, в направлении условного центра данного моря.
Наветренная сторона - сторона, обращенная туда, откуда дует ветер. Сторона компаса, откуда дует ветер,
даёт ветру название. Северный ветер
дует с севера.
Нагель (нем. Nagel — «гвоздь») — деревянный гвоздь. В воде разбухает и держит намертво, герметизируя дырку.
Найтов (от нидерл. naaitouw) — перевязка двух тросов толстым (таким же) тросом; оно же тонким тросом — бензель.
Нактоуз (от нидерл. nachthuis — «ночной домик») — ящик или кафедра, на котором укреплен компас.
Нок — конец реи. Нок-рея — это внешняя оконечность любого горизонтального или наклонного рангоута - реи, бушприта, гика... в общем, любая оконечность, за которую можно зацепить веревку. На ней обычно и вешали.
Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом.
Ордер (нем. Order - порядок) — порядок расположения, строй кораблей; бывает походный и боевой.
Остойчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.
Внешнее воздействие может быть обусловлено ударом волны, порывом ветра, сменой курса и тому подобное.
Пароход — сначала корабль с паровым двигателем, а сейчас - коммерческое (невоенное) судно.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пирс (англ. piers — множественное число от англ. pier — «столб; мол; пристань; причал») — гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря, океана),
приподнятое над водой и, как правило, стоящее на опорах (сваях).
Многие пирсы являются плавающими, чтобы поднимаются и опускаются во время отлива вместе с привязанными к ним лодками.
В Северной Америке и Австралии, где многие порты были построены по модели с несколькими пристанями, этот термин подразумевает сооружение для принятия/отправления грузов.
В Европе этот термин чаще означает прогулочный пирс (аппендикс от набережной в водоём). С прогулочных пирсов часто ловят рыбу.
Но и прогулочные пирсы могут применяться для швартовки судов и некоммерческого грузооборота (загрузка-разгрузка лодок и прочей мелкой посуды).
Подветренная сторона — сторона, обращённая в сторону, куда дует ветер. Сторона, откуда дует ветер,
даёт ветру название. Северный ветер
дует с севера.
Полундра (от нидерл. van onderen — снизу, внизу) — восклицание, первоначально означавшее «внизу, берегись!». В настоящее время используется как синоним слова «берегись». Сохранилось со времён парусного флота, когда матросы, работая на мачтах или реях и роняя что-либо, предупреждали об этом криком всех находящихся внизу на палубе.
Рейд (от нидерл. reede, англ. raid от древнегерманской основы со значением «езда») — удобное для подхода с моря место вблизи берега, порта или военно-морской базы для якорной стоянки судов и кораблей.
Внешний рейд — обычно открытый или частично защищённый от волнения естественными преградами (выступами берега, островами, скалами). На внешних рейдах суда отстаиваются перед заходом в порт или канал. На них могут производиться рейдовые перегрузочные операции. Для внешних рейдов стараются подобрать участок со сравнительно плоским дном, состоящим из песков или суглинков для лучшего зацепления якорных устройств.
Внутренний рейд — элемент внутренней акватории порта. Он обычно защищён от волнения естественными или искусственными оградительными сооружениями: молами, волноломами. На внутренних рейдах суда отстаиваются во время шторма, ожидания свободного причала. На внутренних рейдах может производится формирование или расформирование составов судов, маневрирование при портовых операциях.
В речном судоходстве под «рейдом» понимают часть акватории вне судового хода, на которых производится формирование и расформирование составов судов, перевалка грузов, бункеровка и снабжение судов на плаву. Также, как и для морских портов, здесь суда могут отстаиваться перед подачей к причалам.
Румб (от греч. rombos — юла, волчок, круговое движение) — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.
Рундук = сундук, чаще прикрепленный к корпусу судна (чтоб не бегал в шторм) или встроенный в корпус.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Рю — наклонное рангоутное дерево для латинского типа парусного вооружения. Рю представляет собой сильно развитый, длинный реек (рю по длине намного превосходит мачту, на которой установлен). Латинский парус устанавливается на рю верхней шкаториной.
Сухогруз — грузовое судно речного или морского плавания, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и др. Грузы могут быть упакованы различными способами — в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
Тали (через нидерл. talie, от лат. tālea — «обрезок») — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
Танкер — грузовое самоходное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Наиболее распространены танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) и продукции химической промышленности. Существуют специализированные танкеры для перевозки других жидких грузов, в том числе пищевых продуктов, например вина или питьевой воды.
Тóмбуй — поплавок, показывающий то место, где на дне лежит якорь.
Траверз (фр. traverse от traverser «перебегать поперёк», также тра́верс) — линия, перпендикулярная курсу судна; на траверзе — справа или слева на 90°.
Трап — лестница на корабле.
Флагман — самый большой (лучший и крупнейший) корабль флота или эскадры, где гнездится командир всего этого. На флагмане развёртываются штабные посты, находятся офицеры связи взаимодействующих соединений и частей (кораблей) флота (флотилии), сухопутных войск и авиации.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра, ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.
Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей
Шкив (нидерл. schijf, англ. sheave) — колесо, сделанное из металла или бакаута (очень прочная древесина), насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шильдик (от нем. Schild — щит, щиток, ярлык, значок, табличка) — номерок на двери с названием помещения на судне.
Шкаторина — любая кромка любого паруса; в зависимости от формы паруса, шкаторин у него может быть три, четыре или пять. Чтобы кромки дольше служили и не разрывались, их дополнительно усиливают тонким тросом, который вшивают в парус. Такой трос имеет своё называние - ликтрос. Из ликтроса делают заодно петли, которыми вяжут парус к мачте, гику или рею.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета
Шлюпка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Шпигат (нидерл. spuigat от spuien — «сливать; сбрасывать» и gat — «отверстие») — отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый борт; архаизм; называли так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт (от нидерл. schturen — «управлять»; левый борт бакборт назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял лицом к рулю и правому борту и спиной к левому борту).
Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Шхеры (от швед. skär) — скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделённых узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады. Ширина шхер — до 100 миль.
Яхта (от нидерл. jacht - охотник) — первоначально лёгкое и быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами).
В современном понимании — любое судно некоммерческого (не грузового и не пассажирского) и не военного назначения.
Яхта обязана нести на борту спасательную вёсельную шлюпку
(тузик). Если шлюпки нет (не помещается), то это не яхта, а шлюпка (на парусе или веслах), лодка (парус, вёсла или подвесной мотор) или катер (с мотором).