суднои
корабль(и еще лодка 😇, лодки меньше и у них хуже мореходность; подводные корабли называли лодками скорее всего потому, что в
детствеони были маленькими и мореходность у них
лодочная, а потом устоялось. Хотя сейчас фраза
подводный крейсервполне грамотна). И еще есть
баржав значении
несамоходное судно.
корабльбыло названием типа судна (так же, как
барза,
галераили
бригантина). Поэтому нынешние учебные парусники (фрегат
Паллададля примера) именно что корабли (если они не барки, которые больше корабля и имеют косые паруса на бризань-мачте), хотя ни разу не военные.
Ныне в Морском праве под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, то есть искусственно созданный человеком объект, предназначенный для постоянного пребывания в море в плавучем состоянии. Для признания того или иного сооружения судном не имеет значения, снабжено ли оно собственным двигателем, находится ли на нём экипаж, перемещается оно или находится преимущественно в стационарном плавучем состоянии. Такое же определение, кроме моря, распространяется и на внутренние водоёмы и реки.
Сейчас в русском языке корабль
— это любое военное судно. Хоть катер (который по сути лодка, снабженная несъёмным двигателем).
Пулемёт али пушка есть? Корабль.
То есть назвать любой линкор или подлодку судном — можно. Хотя военные моряки и огорчатся. А вот назвать рыболова кораблём — уже неграмотно.
Такой загон есть только в русском, у англичан ship, у немцев schiff, у французов navire. Если надо непременно подчеркнуть, что оно боевое, то добавляют war, Kriegs, de guerre.
Почему горшок в больнице тоже судно — я не понял. Может, это бравых военных моряков и расстраивает?
Кстати, насчётходитьи
плавать. Русские моряки под
плаватьпонимают пассивное нахождение на воде, под
ходить— активное (даже против волн, ветра и течений судно идет к цели). То есть
плаватьу них равно
дрейфовать. Из этой логики получается, что любой пловец (а так же рыба, кит, пингвин, крокодил или лягушка) это Иисус Христос ходит по воде. Но это их узкопрофессиональные термины, нас они не касаются (ХОДЬБА — это способ передвижения при помощи НОГ по твердой поверхности). И если бы судно не плавало, то шло бы оно только в одну сторону, ко дну. Хотя плавсостав может считать себя ходьсоставом (у себя в носовой комнатке любого судна 😃).
Тот, кто рулит. На мелком корабле он же и капитан, на более серьезном — отдельная персона. Отвечает за движение корабля на курсе — рулёж и паруса.
горбом, чтоб вода стекала к фальшборту (ограждению верхней палубы).
первый трюм).
Еще раз — бак
не сам нос, а палуба (крыша передней настройки и она сама) от носа до фок-мачты или до полубака.
А почему за спиной рулевого
? Почему "нос" — это "зад" или "спина"?
Интернет молчит как зараза.
Что смог придумать я:
1. Рулевой при румпеле (длинное весло, высунутое у корабля сзади и используемое как руль) стоял лицом к оному румпелю (чтоб наваливаться на него всем телом и рулить обеими руками), то есть боком по ходу движения;
таким образом рулевой стоял лицом к одному борту и спиной к другому: именно отсюда штирборт (борт, где румпель) и бакборт (борт за спиной рулевого).
Когда штурвал заменил румпель, штурвал пришлось убрать с кормы и вынести вперед
(потому что штурвал тянул руль канатами, чисто механически, и тянуть в таком случае надо вперёд, а не вверх). Штурвал начали ставить между фоком и гротом
или даже между полубаком и фоком. Но почему за спиной
??
Рулевой стоит до полубака, и всё равно ничего не видит впереди — там сам полубак, фальшборт и передние паруса, один из которых (прямой, самый закрывающий обзор) носит название блинд = слепой
.
Зато есть вперёдсмотрящий (на марсе или прям на носу), который командами ртом или рындой обращал внимание шкипера на нос
, право-вперед
или лево-вперед
.
Шкипер или вахтенный метался уже по сигналам вперёдсмотрящих и докладывал капитану или шкиперу и уже тот давал команду — право руля
, лево на борт
(налево до упора) и т.д.
И если рулевой стоял лицом к капитану (спиной вперёд), то видел его, и капитан видел, что рулевой видит и реагирует. Ну и нос корабля за спиной рулевого
приобретает смысл.
До 1920-х годов, даже еще на Титанике
, команды рулевому давали наоборот: если надо повернуть вправо, командовали лево руля
, если надо влево — право руля
.
Если рулевой стоит спиной вперёд — то это даже логично, у него лево и право наоборот относительно хода корабля.
Хотя обычно это пытались объяснить перекрещиванием тяговых канатов от штурвала к рулю. Но зачем, Холмс?
С появлением рулевых машин (после 1912 года) штурвал перенесли в рубку и вскоре перестали инвертировать команды право-лево.
Хотя англичане до 1933 года (а американцы — до 1935!) не туда
поворачивали :)
2. За спиной
носовой фигуры.
перед мачтой, которая обозначает все, что связано с обычными матросами, в отличие от офицеров корабля. Матросы в кубрике спали просто на досках пола (палубы). Потом, позаимствовав у индейцев гамак, матросы стали спать в гамаках и еще более потом — в подвесных пробковых койках (они же спасжилеты).
брёвен, то нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта); над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга, на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги — крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.
взять один риф,
взять два рифа).
сухие, сиречь без рей. Гафель, держащий нижний край паруса, называется гик.
надставлен, то стеньга бушприта называется утлегарь (от нидерл. uitleggen — буквально «удлинять»). Еще бывает бом-утлегарь — продолжение утлегаря.
В XV-XVI веках использовали мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы (часто — над водой
, в этом месте не было днища
и балкон
юта нависал над морем). Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу XVII века, называлась бонавентурой.
Южный ветердует с юга. Скорость ветра моряки меряют в узлах (морских милях в час). Скорость ветра на море оценивают по шкале адмирала Бофорта. По ней ветер до 1 узла — это штиль и паруса не тянут. Ветер 3-17 узлов — отличная погода для парусов. Ветер свыше 17 узлов (свежий) и до 40 узлов (очень крепкий) можно использовать в зависимости от мореходности парусника и скорее всего с рифами (ограничить парусность, а то опрокинет). Ветра свыше 40 узлов (ветер 41-47 узлов уже срывает крыши домов) — шторм разной степени ярости, тут надо прятаться или бороться.
длиннойплоскости. Названия прямых парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся.
верхний парус) — косой треугольный или трапециевидный дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым (рейк или реёк — малая тонкая рея, обычно наклонная относительно плоскости палубы) парусом между стеньгой и гафелем. На больших парусных судах с сухой (не имеющей рей) бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом.
крюйс-бом-брам-стень-стаксель).
летучие паруса; то есть это дополнительные паруса, не составляющие постоянной парусности судов, ставятся в помощь основным парусам при слабом ветре. Еще летучими могут быть верхние косые паруса, расположенные между мачтами; в таком случае у них нет лееров и штагов, их поднимают фалом прямо с палубы.
Паруса были очень тяжёлыми. Вес паруса большого линейного корабля мог быть несколько сот килограммов только
одной парусины, не считая рея и тросов. Поэтому, кстати, парусные суда XVI-XVII века не соответствуют современным требованиям к остойчивости – ведь весомая часть массы находится наверху.
Опрокидывание парусных судов (и даже паровых, но с парусами) происходило регулярно, например, когда налетал шквал и не успевали убрать паруса.
оно само.
Ночью никакого освещения на судне не было (кроме как в компасе). Ну и мог быть фонарь на корме.
Если ночью происходили парусные манёвры, то матрос в полной темноте должен был на ощупь находить все элементы такелажа.
На самом верху (на брам-стеньгах) работали 12—14-летние юнги, потому что они были легче и быстрее добирались до верха мачты.
Косые паруса работают как крыло самолёта — с одной стороны паруса зона более высокого давления, с другой — зона разряжения (только не сверху и снизу, как у самолета, а спереди и сзади). При этом можно достичь скорости судна выше скорости ветра (до пяти раз выше). При прямых парусах и ветре даже строго в корму — скорость корабля не выше скорости ветра :(
из теориипредположить эти свойства косого паруса невозможно. Поэтому не менее 4000 лет люди ходили под прямыми парусами и пережидали не попутный ветер. А потом кто-то случайно(?) попробовал, осознал преимущества и стал пользоваться. В Европу косой парус пришёл из индийского океана через арабов. Изобрели ли его индусы, арабы, малазийцы, полинезийцы — неведомо. Скорее всего, без косого паруса полинезийцы не смогли бы освоить свои острова.
И есть легенда, что Дедал изобрел не крылья, а косой парус. И на двух лодках, а не на крыльях, бежал с сыном Икаром с Крита. И гребной флот Миноса не смог догнать два парусных суденышка, уходящих против ветра навстречу свободе.
типа сортирв отдельной комнатке на корме. Там нету риска, что и тебя заодно смоет набежавшей волной.
Моряки срать на жердочке не любили и норовили справить свои дела за пушкой, в темном углу трюма или еще куда. Все морские уставы всех стран страшно пугали моряков за антисанитарию. Проблема была всемирной.
завтрапо нормальному календарю.
Примерно в 1950 году к описанию зоны был добавлен буквенный суффикс, присваивающий Z нулевой зоне (UTC которая), A–M (кроме J) — востоку и N-Y — западу (J может быть присвоено местному времени в приложениях, не связанных с навигацией — зоны M и Y имеют одинаковое часовое время, но отличаются на 24 часа: полные сутки). В НАТО букву Z озвучивают как Zulu, что привело к появлению термина "zulu time" = "зулуское время". Реально по zulu time живёт Мали, Мавретания и прочий Сенегал. И Исландия с Британией. А zulu живут по +2 часа :)
Установка часов по солнцу
даёт ошибку примерно в 0,9 секунды сразу, по определению и еще сколько-нибудь из-за человеческого фактора.
Принято считать, что так выставленные часы врут на 1⁄4 минуты, что даёт ошибку в местоположении в 1⁄4 морской мили (460 метров! почти полкилометра — на экваторе).
Можно пренебречь.
Галеас (большая галера) — тип парусно-гребных военных кораблей XII-XVII веков. От галеры отличался, в первую очередь, больши́ми размерами и улучшенной мореходностью, в частности — возможностью плавать в зимнее время года. Кроме того, галеасы, в отличие от галер, несли орудийную палубу, расположенную над или под банками гребцов.
Венецианские галеасы 1500-х годов имели длину до 47 метров, ширину до 8 метров, высоту борта 3,2 метра; имели 3 мачты и 3 паруса.
Каторга (катаргон, катырга)— большое гребное судно с тройным рядом вёсел, приводившихся в действие невольниками (как правило, иного вероисповедания — у мусульман христианами, у христиан — мусульманами; попытки посадить на вёсла американских индейцев кончились грустно).
Каторга была создана венецианцами в VII веке. Позже этот тип судов распространился и в другие государства, в первую очередь средиземноморского бассейна. Например, в Османской империи XV—XVII веков каторги являлись основой морского флота.
Экипажи включали 150—400 гребцов-невольников, 30—40 свободных моряков, 20 бомбардиров, 20—40 янычар, а при необходимости количество последних увеличивалось до нескольких сотен
Либурна — военное судно Древнего Рима, распространенное со времен ранней Империи. Могло принять на борт до 120 человек. Корабли этого типа прославились в морской битве при мысе Акций.
На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов.
У либурн не было палубы, только узкий мост, соединяющий нос и корму. Небольшая кабина в задней части корабля была характерна, защищая рулевого и офицеров от более легкого метательного оружия.
Экипаж состоял из 50-80 гребцов и 30-50 морских пехотинцев, в зависимости от размера корабля.
Галея — парусно-гребное судно, употреблялась с IX века до конца XVII века как военное, торговое и транспортное судно в Средиземноморском бассейне.
Имела узкий и длинный корпус шириной до 10 метров и длиной до 50 метров, треугольные паруса и обычно по 26 вёсел с каждого борта. На передней специальной площадке располагались самые тяжёлые пушки, по бортам — остальные;
в общей сложности могла вмещать матросов-артиллеристов, солдат и гребцов до 500 человек.
Дромон (от дромос — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.
Это был лёгкий, быстроходный и маневренный корабль с одним рядом вёсел (или, возможно, двумя), возникший как разновидность позднеримской либурны.
Начиная со второй половины VII века (673 г.), дромоны оснащались огнеметными устройствами — сифонами, закрытыми котлами с медными трубами для метания «греческого огня», которые под давлением выбрасывали на 10-15 метров факел горящих нефтепродуктов.
Дромоны по византийскому образцу строили и в арабском мире, и в средиземноморской Европе, например в Италии при Теодорихе (рубеж V—VI вв. н. э.). Это был не только боевой, но и торговый корабль, причём вероятно, что торговые варианты отличались от военных конструктивно.
На большинстве вышеперечисленных судах может быть парус, но это не основной их движитель.
Чуть отдельно стоят баржи. Это плоскодонное (река-море) тихоходное грузовое судно, гребное или несамоходное.
Для перемещения несамоходной баржи используют буксир, буксир-толкач, ранее людская (бурлаки) или конная тяга. Если баржа имеет двигатель, то добавляется уточнение «самоходная баржа».
Парусные баржи существовали на протяжении многих веков и использовались для транспортировки и торговли на водных путях. В XVIII и XIX веках они широко использовались в Европе и Северной Америке.
малыйпарусник может быть больше малого
большого. Малые парусники имеют одну или две мачты, но если мачт две, то это грот и бизань (первая мачта не меньше второй). Большие парусники имеют две или более мачт, но если матч две, то это фок и грот (первая меньше второй).
корабль. Остальные парусники следует называть
судно. Даже если они насквозь военные.
сухая, то есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.
полуторамачтовые суда) могут быть с бушпритом и без бушприта. Могут нести разное количество стакселей и кливеров. На определение типа такого судна это не влияет.
Что же касается столь часто встречающихся названий, таких как каравелла, джонка, люггер, галеон, клипер и некоторых других — данные суда можно отнести к какому-либо типу из вышеперечисленных. Так как на них могло быть установлено различное число мачт, их невозможно точно отнести к какому-то классу. Их название отдельно выделено в литературе благодаря уникальному строению корпуса, обшивки либо назначению.
Бот (от нидерл. boot — «лодка») — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 тонн, вооружённое 6-8 пушками малого калибра и служащее для перевозки значительных грузов. Ботик = бот небольшого водоизмещения.
Ссылка раз, Ссылка два, Классификация парусных кораблей, Как устроен парусник XVIII века и википедия
В парусную эпоху ранги кораблей определялись количеством орудий на них (которое со временем росло):
Первые броненосцы (Вариор, 1860 год) несли 30-40 пушек (у Вариора — двадцать шесть 68-фунтовых гладкоствольных пушек и десять 178мм нарезных казнозарядных орудий Армстронга)
и с трудом попадали в 3 ранг (по умолчанию им присваивался четвёртый). При том что в бою они с гарантией уничтожали одновременно несколько перворанговых кораблей парусного поколения.
Монитори это слово стали использовать для обозначения прибрежных броненосцев, фактически, плавучих батарей. Мониторы были низкобортными и тонули при сильном волнении, зато в приличную погоду, на рейдах и в реках они были огого — цель низкая, поди попади, сама лупит так, что мало не кажется.
Аврора(20 узлов максимального хода, 10 узлов крейсерская скорость, 3300 миль дальность одного похода, 1900 года постройки).
минные крейсера, они же эскадренные миноносцы = эсминцы. Помимо торпед они имели артиллерию малого калибра для отстрела мин и торпед, высокую скорость (выше 36 узлов) и манёвреность.
Нефтяное отопление котлов
позволило легко перейти на двигатели внутреннего сгорания. КПД на единицу веса у дизеля был выше, чем у паровой машины, размеры — меньше.
С появлением в военном флоте дизелей стало возможным делать подводные лодки. Именно они приняли на себя крейсерские функции; крейсера стали не нужны.
Ну а идею дредноутов и вообще линкоры добила авиация.
Поэтому сейчас остались мелкие корабли 3 ранга (прибрежные: ракетные катера, миноносцы и минные тральщики), подводные крейсера, эсминцы, авианосцы и только под их зонтиком — крейсера и линкоры. Да и тех новых уже не строят.
Никакая броня не удержит удар крылатой ракетой с 200-500кг заряда в боевой части; и никакая ПВО (только если РЭБ) ее не отразит, если только случайно.
А уж если ракета баллистическая и с ядерной боеголовкой...
Сегодняшние ракетные катера (и все прочие ракетные — эсминцы, крейсера) могут пулять ракетами на 2000-3000 миль каждый.
А подводные ракетоносцы и на 6000+ (8000, 11000) миль могут стрельнуть.
Корабли из списка выше могут быть многоцелевые, противолодочные, подводные, авианесущие, ракетные, артиллерийские, ракетно-артиллерийские.
жертвенный анод,
жертвенный электрод.
морскиесловечки
Аврал (англ. over all — «все наверх») — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой
Аппарéль — площадка для перемещения на борт и обратно перевозимых грузов; в этом значении также называют «рампой».
Апсель (от нидерл. aap-zeil — «обезьяний парус») — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей.
Ахтерлюк (от нидерл. achter — сзади, корма) 1) отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля;
2) погреб на судне для хранения мокрой провизии, а также вина и уксуса.
Бакборт — задний борт
, левый борт, обозначается красным навигационным огнём.
Бакштаг (от нидерл. bakstag) — 1) ветер под углом 45 градусов с кормы; 2) снасти, держащие с боков и сзади стеньги, брам-стеньги и бам-брам-стеньги.
Балкер (англ. bulker, агенс от bulk — «навалочный груз») — специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент. Балкер является разновидностью сухогруза.
Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Банка (от лат. banco — скамейка) — в старом парусном флоте банкой называлось место работы прислуги между смежными орудиями; в корабельных лазаретах банкой называлась койка. В современном морском языке банка — это деталь корабельной шлюпки, доска, имеющая двойное назначение: предохранять корпус шлюпки от сдавливания и служить местом для гребцов.
Командир и пассажиры (не гребцы) сидят в той же лодке на тех же досках, но это уже сиденья
.
Второе значение термина — отдельный резко приподнятый участок морского дна. То есть тоже скамейка
, но на дне.
Бейдевинд — 1) курс корабля под острым углом к ветру; 2) ветер под углом 45 градусов с носа.
Блокшив (от нем. Blockschiff или от англ. blockship) — обычно старое, уже несамоходное судно, оставленное у берега или в гавани и используемое в качестве плавучего склада, жилья (в том числе как плавучая казарма или тюрьма) или для размещения различных служб. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов.
Брандску́гель (от нем. Brand — «пожар», нем. Kugel — «ядро») — зажигательный снаряд гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начинённого зажигательным составом.
Брейд-вымпел — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) либо венценосной особы на борту. Либо главы государства, командующего ВМФ и т.д.
Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
Помимо своего основного назначения ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определённом расстоянии друг от друга крепили выбленки: пеньковые лини, деревянные, металлические. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии 0,4 м одна от другой. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты — ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Вéнзель (от нем. Wenzel — «плоская выемка для высадки в стене причала») — лодочная пристань.
Вымбовка — деревянный или металлический рычаг.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
А еще его могли использовать как выносной туалет.
На ходу судна выстрел «заваливается» (убирают) к борту. Для вывода за борт и уборки используют выстрел-гордень.
Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.
Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.
Галфвинд (от нидерл. halve wind) или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к диаметральной плоскости. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга — равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между диаметральной плоскостью и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
Гюйс (от нидерл. geus — гёз — нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским, торговым или военно-морским флагами обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.
Чаще гюйс является принадлежностью только военных кораблей. Однако, в некоторых странах используют «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах.
Гюйс имеет и ещё одно неофициальное название «стояночный флаг», так как служит, в основном, для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как припаркованных
кораблей, так и крепостей).
Ранее гюйс поднимали как на стоянке, так и в море на ходу (в Российской империи до 1820 года).
В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля.
Обычно на гражданских судах гюйсы это национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова. В Швеции в качестве гюйсов применяются флаги регионов.
Дифферент — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Каботаж (фр. cabotage) — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Капер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.
Катер (от англ. cutter, режущий
) — та же самая шлюпка или лодка, но имеет стационарно установленный мотор (у шлюпки мотора нет, только весла, у лодки он подвесной, то есть съёмный).
Кают-компания — общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле.
Кают-компании имеют практически все суда и корабли, если только позволяют их размеры. Крупные военные корабли могут иметь несколько кают-компаний.
Офицеры в кают-компаниях рассаживались за столом строго по старшинству. Во главе стола сидел старший офицер, по правую руку от него — следующий по рангу офицер, по левую — старший инженер-механик. Затем садились старшие специалисты и далее, также по старшинству воинского звания, младшие специалисты, вахтенные начальники, вахтенные офицеры и механики.
Изначально это была комната, куда выходили двери офицерских кают; она же служило столовой офицерам.
Клотик — деревянный выточенный шарообразный наконечник, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Кокпит (англ. cock pit, петушиная яма
, «арена для петушиных боёв»;
сами
англичане трактуют
coque как рулевого
) — открытое или полузакрытое помещение в средней или кормовой части палубы судна для рулевого и пассажиров. На катере (маленьком судне) оно же рубка.
К 18 веку "кокпит" стал обозначать область на задней нижней палубе военного корабля, куда доставляли раненых.
Этот же термин позже стал обозначать место, с которого управляется парусное судно, потому что оно также расположено сзади и часто находится в яме
(опущено ниже бортов, бака и юта).
Клюз (от нидерл. kluis = безопасный? на африкаанс так называют сейф) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное литой рамой или металлическим прутом, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи (каната), швартовных концов или буксирного каната.
Колдунчики — пришитые к парусу нитки, по которым можно понять, ламинарное ли обтекание ветром паруса или вихревое. Ламинарное позволяет достичь бОльшей скорости.
Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Контр-биза́нь — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю (полурея), а нижняя растягивается по гику (специальной нижней рее). Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее.
Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетёные из троса мешки, набитые крошеной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы). В настоящее время часто используются старые автомобильные покрышки.
Крен — наклон корабля на борт.
Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer от kruit — порох и kamer — комната) — помещение на военном корабле, предназначенное для хранения пороха (как бочек с порохом, так и готовых к стрельбе пороховых зарядов), сигнальных ракет и ружейных патронов. Располагался, как правило, в носу или корме корабля ниже ватерлинии. Термин появился во времена парусного флота (крюйт-камера располагалась под бризань-мачтой, возле кают офицеров) и продолжал использоваться даже после появления пароходов, но вышел из употребления в конце XIX века. Крюйт-камера должна хорошо вентилироваться; ящики с порохом и зарядами должны быть водонепроницаемыми; помещение крюйт-камеры должно быть герметичным; фонари для освещения крюйт-камеры должны находиться на такой высоте, чтобы их было невозможно случайно повредить во время работы.
Кубрик — 1) жилое помещение для команды; 2) название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Лаг (голл. и англ. log — полено, чурка; в английском так же — журнал, дневник) — механический прибор для измерения скорости судна.
Для определение скорости в открытом море сбрасывали какие-нибудь плавающие предметы небольшой массы (те же поленья из камбуза)
и замеряли времени их прохождения вдоль судна, длина которого известна. Позже полено
привязывали к шнуру,
на котором через равные промежутки были завязаны узлы, сбрасывали лаг за борт, шнур пропускали через кисть и считали, сколько узлов прошло через руку за минуту или несколько (по хронометру).
Так появилась скорость в узлах
, которую меряли лагом. И поныне спидометр на судне называется лаг, хотя сейчас он чаще всего GPS.
Второе значение термина — бок, борт судна. Как показала практика, сбрасывать лаг-полено с бушприта да и вообще с
носовой части судна — неудобно: полено попадало под скулу, его отбрасывала в сторону носовая волна. Пришлось брать
в расчет половину длины корпуса и сбрасывать лаг на миделе — в средней части судна.
Отсюда выражение встать лагом
= встать бортом
, боком.
Левентик (от фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».
Паруса при этом не работают («полощут») и судно, находящееся в таком положении, постепенно "забирает" задний ход.
Непарусные суда против ветра вполне себе идут, более того, "положение левентик" считается правильным при шторме — мелкие (относительно судна) волны режут носом, от крупных уваливают на 10-15 градусов в сторону.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Линь — тонкий трос.
Лисель (от нидерл. lijzeil — «боковой парус») — летучий парус, который ставят в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах.
Лихтер — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
В XIX веке и ранее — небольшое парусное плоскодонное судно для разгрузки и догрузки крупных судов через мелководье.
Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания. Лоцман — тот, кто заменяет лоцию в сложных случаях.
Мат — ковёр, сделанный из линей или тонких канатов, плетенных из двух нитей.
Мателот (от фр. matelot — «моряк») — соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.
Мористее — со стороны моря, в направлении условного центра данного моря.
Наветренная сторона — сторона, обращенная туда, откуда дует ветер. Сторона компаса, откуда дует ветер,
даёт ветру название. Северный ветер
дует с севера.
Нагель (нем. Nagel — «гвоздь») — деревянный гвоздь. В воде разбухает и держит намертво, герметизируя дырку.
Найтов (от нидерл. naaitouw) — перевязка двух тросов толстым (таким же) тросом; оно же тонким тросом — бензель.
Нактоуз (от нидерл. nachthuis — «ночной домик») — ящик или кафедра, на котором укреплен компас.
Нок — конец реи. Нок-рея — это внешняя оконечность любого горизонтального или наклонного рангоута — реи, бушприта, гика... в общем, любая оконечность, за которую можно зацепить веревку. На ней обычно и вешали.
Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом.
Ордер (нем. Order — порядок) — порядок расположения, строй кораблей; бывает походный и боевой.
Остойчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.
Внешнее воздействие может быть обусловлено ударом волны, порывом ветра, сменой курса и тому подобное.
Пароход — сначала корабль с паровым двигателем, а сейчас — коммерческое (невоенное) судно.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пирс (англ. piers — множественное число от англ. pier — «столб; мол; пристань; причал») — гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря, океана),
приподнятое над водой и, как правило, стоящее на опорах (сваях).
Многие пирсы являются плавающими, чтобы поднимаются и опускаются во время отлива вместе с привязанными к ним лодками.
В Северной Америке и Австралии, где многие порты были построены по модели с несколькими пристанями, этот термин подразумевает сооружение для принятия/отправления грузов.
В Европе этот термин чаще означает прогулочный пирс (аппендикс от набережной в водоём). С прогулочных пирсов часто ловят рыбу.
Но и прогулочные пирсы могут применяться для швартовки судов и некоммерческого грузооборота (загрузка-разгрузка лодок и прочей мелкой посуды).
Подветренная сторона — сторона, обращённая в сторону, куда дует ветер. Сторона, откуда дует ветер,
даёт ветру название. Северный ветер
дует с севера.
Полундра (от нидерл. van onderen — снизу, внизу или от английского fall under — падает вниз) — восклицание, первоначально означавшее «внизу, берегись!». В настоящее время используется как синоним слова «берегись». Сохранилось со времён парусного флота, когда матросы, работая на мачтах или реях и роняя что-либо, предупреждали об этом криком всех находящихся внизу на палубе.
Причал — специально оборудованное место (пристань) у берега для швартовки судна или лодки с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций.
От него образованы слова причаливать
и отчаливать
.
Корабли в гавани «чалятся» к палам и сваям канатом по имени швартов
.
Причал может быть устроен в виде пирса, набережной, пристани или дебаркадера.
Рейд (от нидерл. reede, англ. raid от древнегерманской основы со значением «езда») — удобное для подхода с моря место вблизи берега, порта или военно-морской базы для якорной стоянки судов и кораблей.
Внешний рейд — обычно открытый или частично защищённый от волнения естественными преградами (выступами берега, островами, скалами). На внешних рейдах суда отстаиваются перед заходом в порт или канал. На них могут производиться рейдовые перегрузочные операции. Для внешних рейдов стараются подобрать участок со сравнительно плоским дном, состоящим из песков или суглинков для лучшего зацепления якорных устройств.
Внутренний рейд — элемент внутренней акватории порта. Он обычно защищён от волнения естественными или искусственными оградительными сооружениями: молами, волноломами. На внутренних рейдах суда отстаиваются во время шторма, ожидания свободного причала. На внутренних рейдах может производится формирование или расформирование составов судов, маневрирование при портовых операциях.
В речном судоходстве под «рейдом» понимают часть акватории вне судового хода, на которых производится формирование и расформирование составов судов, перевалка грузов, бункеровка и снабжение судов на плаву. Также, как и для морских портов, здесь суда могут отстаиваться перед подачей к причалам.
Ролкер (от англ. roll «катить»), или судно ро-ро
— судно для перевозки грузов на колёсной базе (автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны) и пассажиров.
Принципиальное отличие данного вида судов заключается в горизонтальной загрузке/разгрузке через откидывающийся нос или (как правило) корму; такая конструкция называется «аппарель» либо «рампа».
На судах ро-ро количество перевозимого груза рассчитывается в метрах длины.
Румб (от греч. rombos — юла, волчок, круговое движение) — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.
Рундук = сундук, чаще прикрепленный к корпусу судна (чтоб не бегал в шторм) или встроенный в корпус.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Рю — наклонное рангоутное дерево для латинского типа парусного вооружения. Рю представляет собой сильно развитый, длинный реек (рю по длине намного превосходит мачту, на которой установлен). Латинский парус устанавливается на рю верхней шкаториной.
Склянки — песочные часы с получасовым ходом и соответственно, каждые полчаса. Отбивались каждые полчаса после полудня.
8 склянок
= прошло четыре часа. Через каждые четыре часа на судне сменяется вахта и счёт склянок начинается снова. Моряки парусного флота использовали их как мерило для отсчёта времени вахт и при измерении скорости судна ручным лагом.
С начала XVIII столетия в полдень вместо восьми склянок, а иногда и после них, «били рынду», то есть звонили в колокол особым звоном — три коротких отрывистых удара, следовавших один за другим.
Неизбежно накапливающуюся ошибку (на переворот песочных часов и сам отбив требовалось какое-то время) корректировали в полдень (с ним трудно ошибиться).
Сегодня отбивание склянок
— одна из бессмысленных морских традиций (часы у каждого есть).
Сухогруз — грузовое судно речного или морского плавания, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и др. Грузы могут быть упакованы различными способами — в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
Тали (через нидерл. talie, от лат. tālea — «обрезок») — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
Танкер — грузовое самоходное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Наиболее распространены танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) и продукции химической промышленности. Существуют специализированные танкеры для перевозки других жидких грузов, в том числе пищевых продуктов, например вина или питьевой воды.
Тóмбуй — поплавок, показывающий то место, где на дне лежит якорь.
Траверз (фр. traverse от traverser «перебегать поперёк», также тра́верс) — линия, перпендикулярная курсу судна; на траверзе — справа или слева на 90°.
Транец — брус, образующий корму судна.
Трап — лестница на корабле.
Флагман — самый большой (лучший и крупнейший) корабль флота или эскадры, где гнездится командир всего этого. На флагмане развёртываются штабные посты, находятся офицеры связи взаимодействующих соединений и частей (кораблей) флота (флотилии), сухопутных войск и авиации.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра, ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.
Шаланда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и тому подобное. На российском Черном море так называли плоскодонное, речное судно, паром или грузовую баржу. Шаланды, полные ткемали, в Одессу Костя приводил...
Швартов (голланд. zwaar — тяжелый, крепкий и touw — канат) — канат, которым судно вяжут к берегу, чтоб не убежало; за него же порой судно подтягивают к берегу.
Шверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом.
При движении курсом, совпадающим с направлением ветра, шверт обычно поднимают. Также поднятие шверта позволяет судну проходить по мелководью или приставать к необорудованному берегу.
Судно, в особенности парусное, сносит под ветер на любых курсах относительно ветра, особенно сильно на острых курсах, при движении в лавировку — зигзагом против ветра. Вот для борьбы с этим и нужен киль — он повышает поперечную подводную парусность.
Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей
Шкив (нидерл. schijf, англ. sheave) — колесо, сделанное из металла или бакаута (очень прочная древесина), насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шильдик (от нем. Schild — щит, щиток, ярлык, значок, табличка) — номерок на двери с названием помещения на судне.
Шкаторина — любая кромка любого паруса; в зависимости от формы паруса, шкаторин у него может быть три, четыре или пять. Чтобы кромки дольше служили и не разрывались, их дополнительно усиливают тонким тросом, который вшивают в парус. Такой трос имеет своё называние — ликтрос. Из ликтроса делают заодно петли, которыми вяжут парус к мачте, гику или рею.
Шкот (от нидерл. schoot — «пола») — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета
Шлюпка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Шпигат (нидерл. spuigat от spuien — «сливать; сбрасывать» и gat — «отверстие») — отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur — руль, boord — борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый борт; архаизм; называли так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт (от нидерл. schturen — «управлять»; левый борт бакборт назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял лицом к рулю и правому борту и спиной к левому борту).
Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Шток (нем. Stock «палка, стержень») — горизонтальная "палка" в верхней части якоря, увеличивает его сцепление с дном и служит ограничителем при поднятии якоря (застревает в клюзе).
Так же шток — это шест, имеющий специальное назначение, например, флагшток или футшток. В особо тяжких случая любая закрепленная (или годная для) палка на судне
может именоваться штоком.
Шхеры (от швед. skär) — скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделённых узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады. Ширина шхер — до 100 миль.
Яхта (от нидерл. jacht — охотник) — первоначально лёгкое и быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами).
В современном понимании — любое судно некоммерческого (не грузового и не пассажирского) и не военного назначения.
Яхта обязана нести на борту спасательную вёсельную шлюпку
(тузик). Если шлюпки нет (не помещается), то это не яхта, а шлюпка (на парусе или веслах), лодка (парус, вёсла или подвесной мотор) или катер (с мотором).
Россия (и СССР) | Британия | Погоны торгового флота | Европейские пираты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Река | Море дальнего плавания
| Расшифровка | Маломерные суда | Палубные (общие) | Механики | Электро Врачи
| Стюарды
| | | всякие большие начальники
|
| Владелец компании
|
|
|
| Начальник пароходства (Судоходной компании)
|
| Директор судоходной компании
| Предводитель пиратской эскадры | специального слова не было, порой говорили
адмирал
|
| Начальник (капитан) порта
|
| Губернатор портового города (не каждый и не каждого)
|
|
| Замначальника (капитана) порта
|
|
|
| Капитан судна
|
|
Капитан судна
|
Старший механик
|
| | | Капитанчасто единственный шарящий в навигации на борту; именно этот факт сохранял ему жизнь и должность. Кроме того, пиратский капитан часто имел личные завязки с губернаторами портов, что позволяло пиратам иметь базы на земле. Строить свой порт было накладно, а его ещё и оборонять надо.Квартер
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Старший помощник, первый помощник, главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части | капитан маломерного судна | Старший офицер | Второй механик | Главный электромеханик | Судовой хирург | Главный завхоз и казначей | | Первый помощник если был организовывал снабжение корабля провиантом и боеприпасами (четыре-пять долей добычи) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Второй помощник, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер- электрорадионавигатор, начальник радиостанции | Старший помощник капитана, старший помощник шкипера, старший механик маломерного судна | Второй помощник | Третий механик | Электромеханик | Судовой врач, дантист | Завхоз | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий помощник капитана, третий механик, второй электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части | Второй помощник капитана, второй помощник шкипера, второй механик, старший электромеханик маломерного судна; капитан совсем маломерного судна | Третий помощник | Четвертый механик | Медсестра | Помощник завхоза | | Врач если был
(не менее трёх долей добычи)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четвертый помощник капитана, третий механик, второй электромеханик, начальник радиостанции, четвертый механик, третий и четвертый электромеханики, радиотехник (радист-электрик), боцман | Второй помощник капитана, сменный помощник капитана, сменный помощник старшины, второй механик, старший электромеханик, второй электромеханик, сменный электромеханик, третий помощник капитана, третий механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, электромеханик по общесудовому оборудованию маломерного судна | Кадет | Кадет | Кадет | Боцман, машинист боцманская дудка
| Боцман
(три-четыре доли добычи)
боцманская дудка
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиооператор I класса, помощник старшины-моториста катера | Боцман маломерного судна | Боцман Просто морская форма и дудка
| Машинист Просто морская форма
| Шеф-повар на пассажирском судне
| Рулевой, канонир
хирургэто звание куда ниже врача, фактически, это брадобрей, работающий не по профилю | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | Радиооператор II класса, старшие: рулевой, матрос, моторист, электрик, проводник (стюард?) | Старшие матросы | Опытные матросы Просто морская форма
| Кочегар, ныне топливный матрос Просто морская форма
| Повар на пассажирском судне
Кок
| Старшие матросы, кочегары, матросы ходового отделения Просто морская форма
| Плотник, парусный мастер,
бондарьв бочках на корабле хранилось ВСЁ (вода, алкоголь, еда, порох, товары, пули), причём их для экономии места пустые разбирали, понадобились — собирали) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | Радиооператор III класса, рулевой, матрос, моторист-рулевой, машинист-рулевой, электрик, проводник (стюард?) | Матросы | Матросы Просто морская форма
| Уборщик Просто морская форма
| Стюарты на пассажирском судне
| Матросы Просто морская форма
| Музыканты Пираты пацан к успеху шёл...
(одна доля добычи)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юнга | Юнга (полдоли добычи) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
или | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постоянно работали на самых нижних палубах (вычёрпывали, мыли), в трюме, в темноте и вони.
Это были или пацаны, или сосланные в трюм ненадёжные или недавние члены команды.
|
Что делают европейские пираты в торговом флоте? Ну так они в основном торговали — правда, чаще всего не своим товаром и порой безакцизно.
И только изредка грабили. Пираты, вот чтоб только разбойники — это большая редкость. Даже греческие искатели удачи
сначала грабили, а потом этим самым награбленным торговали. Вон Язон со своим руном не даст соврать.
Или Одиссей. А уж
Лаэрт, отец Одиссея — это прям эталон эллинского пирата; он жил с моря. И не рыбу он там ловил.
Ну и пираты против военного корабля никак не плясали. Даже богатого купца
взять было сложно — там была и большая команда, и много пушек, и лавировать он умел не хуже.
Квартермастер это не кухмайстер квартирмейстер. Он не провиантом и ромом на корабле заведовал, а был главным на квартердеке — откуда пираты шли на абордаж, откуда подавались команды рулевому, где стоял компас. Где делили добычу. Он же отвечал за дисциплину в команде. А держать под контролем хотя бы полусотню всегда вооруженных и часто пьяных головорезов — это работа не для каждого.
Главным и основным лекарством европейских пиратов был ром, который использовался как обезболивающее и обеззараживающее средство, а смешанный с соком лайма или лимона — в качестве профилактики цинги. Ну и от скуки его тоже принимали. Ром в Карибском бассейне был очень дешёв и достаточно крепок. Пьянку сдерживало только то соображение, что если ты пьян в момент боя (а бой мог начаться довольно неожиданно) — то тебя либо убьют в бою, либо, если ты лыка не вяжешь, то ты дезертир — и тебя казнил капитан или квортермастер.
Несмотря на все предубеждения против женщин на борту, у пиратов они вполне могли быть. И не только
шлюхи, но и члены команды (хотя вообще-то пираты не брали пассажиров, любой член экипажа обязан быть готовым пойти на абордаж; была
даже одна женщина, которая стояла в первой линии абордажа) и даже атаманши. В смысле, капитанши — но чаще речные, сложно
представить себе европейскую женщину, понимающую морскую навигацию. Где и как она бы научилась? То есть ей в пару нужен штурман, который
не попытается её свергнуть и прикроет в случае бунта команды. Хотя и морские атаманши бывали.
И жёны у пиратов тоже были (обычно ждали их на берегу, в порту).
При захвате чужого корабля пираты предлагали уцелевшим альтернативу — либо к ним в экипаж, либо в рабы, либо за борт.
Исключения были только для грамотных
— капитана, шкипера, штурмана. Если эти вакансии на пиратском корабле были заполнены — то конкурентов однозначно к гуриям.
Нечего оставлять зёрна бунта.
шалилипод зеленым знаменем пророка — мусульмане же. Поскольку Средиземное море — то плавали они в основном на галерах. Там шторма не страшные, не Атлантика.
И европейские пираты через одного имели каперские патенты и порой дослуживались до адмиральских чинов в Британии, Франции или Испании. Ну или погибали (шторма, болезни, бои и раны, плохое питание).
Погоны личного состава речного флота СССР, Погоны речного флота СССР 1947 года, Погоны личного состава торгового флота Британии, Кто есть кто в Пиратской команде
на всякий случайвсячески карают. Как минимум выкатят счёт на всю стоимость спасательных работ, там будут миллионы сразу. А могут и посадить прям в тюрьму.
С 1906 года SOS принят единым сигналом запроса помощи по радио. До того ни единого сигнала не было, ни самого радио.
SOS надо передавать морзянкой, без пауз между буквами, одним потоком (ту-ту-ту-туу-туу-туу-ту-ту-ту, • • • − − − • • •) и много-много раз
(принимающие могут подключится не с первой буквы);
по нормативу радист обязан слушать аварийную волну 3-5 минут раз в полчаса, то есть SOS надо передавать не менее 27 минут! И всё это время радист не может покинуть судно (даже если оно тонет!). Сиди и стучи, как дятел.
Аварийный радиобуй куда лучше, если он есть.
Можно колоколом, гудком, сиреной, горном, свистком или даже прожектором подавать морзянкой всё тот же сигнал SOS
.
1 февраля 1999 года решением Международной морской организации была принята голосовая автоматизированная система оповещения о бедствии: тот самый радиобуй, но теперь он не только по радио вопит, но и передает спутниковый сигнал. А уж оттуда сигнал уходит спасателям. Радиобуй GMDSS включается кнопкой или от контакта с водой и сам передаёт сигнал МЭДЭ, название судна и текущие (последние зафиксированные в системе) координаты.
Голосом передают сигнал СОС-СОС-СОС или МЭДЭ-МЭДЭ-МЭДЭ (от французского m’aidez — "помоги мне"; необразованные англоговорящие переиначили в mayday, им майский день
проще запомнить), дальше название судна, координаты, что случилось; сейчас принято общаться на английском.
Если авария неустранима, но прямщас никто не умирает, то используют сигнал ПАН-ПАН (от французского panne = авария; пан-пан пан-пан пан-пан).
Дальше опять название судна, координаты, что случилось — по-английский. Морзянкой сигнал ПАН-ПАН передается буквой X ( − • • −).
Если нужен врач, то говорят Pan-pan-medico.
На пан-пан реагируют менее остро и к вам на помощь придёт судно, которому это не сложно или положено по должности (мимо проплывал, спасатель с ближайшего берега и т.п.).
Еще есть сигнал секюритэ
(опять же французское безопасность
) — это оповещение об опасности, которая тебе не угрожает, но может угрожать другим (ты видишь шторм, которого нет в метеопрогнозе, под тобой прошла большая волна, которая у берега станет цунами и т.п.).
Морзянкой сигнал секюритэ передается буквой T ( − ).
Можно подать сигнал бедствия светом или огнём: запустить красные ракеты или гранаты с парашютом; зажечь фальшфейеры (лучше с красным или оранжевым дымом) или поджечь бочку с мазутом или другую емкость (важно, чтобы пламя вне ёмкости было побольше и визуально видно; чтоб было понятно, что это не шашлыки жарят, а пожар).
чарли-новембер).
Ухоозначал
терплю бедствие, нужна немедленная помощь!.
мне требуется помощь(но ни слова про терплю бедствие). Он дополняется цифрой, которая расшифровывает, что случилось (пожар, тону, дрейфую...).
Чарли, относятся к помощи (мне надо, я могу помочь, мне не надо, я не могу помочь).
Чарли) тоже означает
терплю бедствие, требуется немедленная помощь.
мне требуется медицинская помощь(Врача, врача!). А флаг Victor означает
прошу помощи.
Отдельно стоит сигнал Человек за бортом!
. Сигнал тревоги „человек за бортом" — 3 продолжительных (5-6 с) звонка громкого боя; объявляет вахтенный помощник капитана. Сигнал повторяется 3-4 раза. Первый, кто заметит человека за бортом, обязан сбросить спасательный круг (в темное время суток со светящимся буйком), одновременно сообщить об этом на ходовой мостик и вести за человеком наблюдение, не теряя из виду и показывая направление на него спасательной шлюпке.
Флагами по международному своду он объявляется флагом Оскар
, по Советскому — флагом Червь
.
Поднятый флаг Жульет означает У меня пожар и имею опасный груз на борту
= могу рвануть в любой момент.
Стрельба из ручного оружия или даже пушки (одиночные выстрелы с интервалом около минуты) считается сигналом бедствия.
Если есть визуальный контакт, можно медленно и печально махать руками сбоку от тела вверх-вниз, типа, пытаешься взлететь, но сильно медленнее.
Так же запросом помощи является оранжевое полотнище с черным квадратом внутри; обычно такой сигнал дают в надежде, что его увидят с самолёта, то есть полотнище должно быть большим, носовой платок с самолёта не увидят, да даже на простыню не факт, что обратят внимание. По стандарту сигнальная площадка 10х10 метров. Где столько оранжевой ткани взять?
Последние лет 30 стало модно писать HELP веточкой на песке (типа, кто ж не знает английского?). Опять же для обнаружения
надписи с самолёта буквы должны быть метров 10 в длину и метр-полтора, не меньше, толщина линий букв.
В итоге в 1855 году (издан в 1857 году, имя "Международный" обрёл в 1887 году, дорабатывался до 1969 года, последнее "исправленное и дополненное" издание было в 1972 году)
был создан Международный кодекс сигналов
(чуть погодя Международный свод сигналов
).
"Целью Международного кодекса сигналов является обеспечение путей и средств связи в ситуациях, связанных в основном с безопасностью судоходства и людей, особенно при возникновении языковых трудностей".
Сигналы могут передаваться с помощью флагштока, сигнальной лампы ("мигалки"), флагового семафора, радиотелеграфии и радиотелефонии.
Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:
Sierra Quebec 1—
Вы должны остановиться или лечь в дрейф, иначе я открою по вам огонь. Гоп-стоп на море. Еще могут использовать флаги
Uniform Lima—
ваш курс ведет к опасности, немедленно остановитесь. Их сложнее непонять :)
Вы должны немедленно остановиться. Не пытайтесь уйти. Не спускайте шлюпки. Не ведите переговоров по радио. В случае неповиновения я открою огонь. Возникает вопрос — а зачем их так много? Результат многолетних доработок? Чтоб пиратам удобнее было?
В России впервые сигнальные флаги российского флота были описаны в Морском Уставе, изданном 13 апреля 1720 года. Комплект сигнальных корабельных флагов включал 54 флага и 14 вымпелов. К тому же в ряде сигналов использовался гюйс (кайзер-флаг) и бело-сине-красный флаг торгового флота. Сигналы подавались подъёмом соответствующих флагов и вымпелов. Имело значение место подъёма флага, расположение парусов, а также пушечные выстрелы. В общем система была довольно сложной (а-ля французской).
Сигналы подавал корабль, где находился генерал-адмирал (при отсутствии последнего — корабль старшего начальника). Все корабли адмиралов обязаны были повторять сигнал ("репетовать"). Также сигнал повторялся на фрегате, находящемся в распоряжении генерал-адмирала.
Каждый корабль ВМФ имеет на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.
Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги эти были секретными.
Како; это сигнал для своих
на меня больше не рассчитывайте, продолжать бой не могу),
погибаю, но не сдаюсь.
Не могу исполнить приказание, у моряков называется
идите наХер.
А вот про сигнал следую своим курсом
(типа, тонущих не подбираю, помощь не оказываю) в интернетах ходят упорные слухи, что его нет.
Ни Бушков, ни авторы одноименного фильма сигнал не показывают и не описывают, просто поминают.
Не знаю, отчего эти слухи так популярны — этого сигнала в Международном своде сигналов, наоборот, слишком много:
иду своим курсом(обычно поднимается в ответ на приказ начальника или лоцмана PI =
Идите прежним курсом). Но тем не менее...
иду впереди его более конкретная версия QD2 =
продолжаю идти вперед
не могу оказать вам помощь
не могу оказывать помощь
не могу оказывать помощь
Делай как я(
Следуй за мной) в русском коде кодируется флагом
Он, в Международном своде флагами Фокстрот-Лима.
ответный вымпел. Если вижу сигнал, то до половины мачты; потом, когда сигнал расшифрован — до верха.
ответный вымпелравен русскому (и советскому) сигналу СОС. Ну молодцы, чё. В русском (и советском) коде ответный вымпел уникален.
Ещё полезно знать книгу Вексиллологический справочник по флагам Российской Империи и СССР
Соколова В.А.
Но в инете целиком такой книги нет :(