(от лат. protestatio — «протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение»)
представляет собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и течений. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Зарождение протестантизма обычно относят к октябрю 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер выступил с критикой в адрес злоупотреблений католических священнослужителей, обнародовав свои «95 тезисов».
Но и до Лютера были возмущения против произвола священников и диктата римских пап.
Точное количество верующих, причисляющих себя к тем или иным протестантским направлениям, неизвестно. Исследование конца 2011 года показало, что количество протестантов в мире составляло около 800 миллионов человек.
В некоторых странах протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных».
Протестанты считают Библию и Евангелие единственным источником откровения о Боге и руководством к жизни, не признавая Предание.
Также протестанты считают, что спастись можно исключительно верой в Христа, а «заслужить» спасение добрыми делами невозможно, так как это всегда милость и дар от Бога. Хотя важность добродетели не отрицается, но не в качестве «умилостивления» Бога.
И протестанты отрицают священноначалие, так как полагают, что Христос – первый и единственный Посредник между Богом и людьми. Потому и поклонение, и почитание подобает только Христу. У протестантов нет чина канонизации святых, так как согласно их учению, святость – это не удел избранных, а всех, кто истинно уверовал во Христа. Потому нет в протестантизме и почитания святых, хотя в классических протестантских церквях, таких как англиканство и лютеранство, существуют следы этой традиции — например, дни памяти общехристианских подвижников древности, некоторых лидеров Реформации.
На основании Библии наказаниями у протестантов являются (в порядке нарастания):
увещевание
замечание
наложение епитимии (отсутствует у баптистов и Ко)
извержение из священного сана (отсутствует у баптистов и Ко)
отлучение от церкви (по решению всей общины)
предание сатане во измождение плоти
Меры взыскания зависят от тяжести совершённого проступка, мнения служителей Церкви и мнения большинства членов общины (последнее — в евангельском христианстве).
У лютеран плюс к епитимье и более лёгким были ещё наказания:
лишение причастия
права входа в церковь
запрет крещения
снятия с невесты при венчании брачного венца
устранение от церковных должностей и от участии в выборах на церковные должности
Если человек искренне расскаивается в содеянном, в некоторых случаях возможно прощение без наказания.
Вальденсы (Франция)Пьер Вальдо не желал довольствоваться существовавшими в его время изданиями Библии на французском языке и заказал персональный перевод с латинского некоторых мест. Изучение этих текстов привело его к идее о необходимости раздать нищим своё имущество, чтобы добровольной бедностью восстановить первоначальную чистоту христианских нравов.
Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.
Так как последователи Вальдо отвергали саму идею собственности, они получили название лат. «pauperes de Lugduno» («лионские нищие», а также «леонисты»). Ломбардские вальденсы (лат. pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами («нищими духом»), именовавшимися так за своё смирение.
Папа римскй Александр III в 1179 году запретил им проповедовать своё учение (ну ещё бы — отказаться от собственности! может ли быть бОльшая ересь?).
Преемник Александра III, папа Луций III на соборе в Вероне в 1184 году отлучил их от церкви, а Иннокентий III на Латеранском соборе в 1215 году подтвердил это отлучение. В 1211 году в Страсбурге более восьмидесяти человек из числа вальденсов были схвачены, обвинены в ереси и сожжены на кострах.
Учение вальденсов распространялось по Италии, Франции и Чехии (Богемии). Из Франции они направились главным образом по южным склонам Котических Альп, долины Пьемонта и Савойи служили их главным приютом.
Важным моментом в деятельности первых вальденсов стала их борьба с катарами через публичные проповеди и полемические трактаты.
Вальденсы вплоть до XVIII века повсюду подвергались жестоким гонениям.
Папа Сикст IV даже объявил крестовый поход против них.
Во время Реформации многие вальденсы приняли новое учение. На Шанфоранском синоде (1532) вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, двоюродному брату Жана Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 году с двумя предисловиями Кальвина, ставшими его первыми протестантскими сочинениями.
Благодаря заступничеству протестантских государств, в особенности Пруссии, король Сардинии Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу и гражданские права.
В 1833 году во всей Италии было не больше 14866 вальденсов, которые образовывали 68 общин и 16 миссионерских станций.
Во время Второй мировой войны итальянские вальденсы активно помогали евреям и содействовали их спасению.
В 1975 году итальянская вальденсианская церковь объединилась с местной Итальянской методистской церковью, создав Союз методистских и вальденсианских церквей.
В настоящее время в мире насчитывается около 45 тысяч вальденсов.
Гуситы (Чехия)
Гуситы родились из круга сторонников магистра Пражского университета Яна Гуса, после
сожжения которого в 1415 году они массово распространились в Чешском королевстве и Моравском маркграфстве.
Гуситы называли себя «верными» (то есть Правильно верующими) чехами или же божьими воинами. Термин «гуситы» изначально являлся уничижительным, и, в основном, его использовали их противники, считавшие их учение еретическим, позже оно приобрело нейтральное значение.
На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Джона Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание, как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.
Непосредственно со времён Гуса продолжают действовать «чешские братья», хотя официально не называют себя гуситами, а также Моравская церковь, изначально ответвление «чешских братьев», но позднее приобретшая большее влияние.
Гуситы распались на таборитов (радикалов) и чашников (умеренных; название в честь чаши Грааля).
Типичным символом гуситов, также называемых каликстинцами, была, естественно, чаша святого Грааля. Знамёна с изображением гуся, иногда пьющего из кубка символическую кровь Христову, встречаются и в зарубежных летописях.
Лолларды (Германия и Нидерланды)
средневековая религиозная христианская община социально-уравнительного характера, возникшая на основе учения
Джона Уиклифа (классика жанра: перевод библии на понятный язык, неприятие привилегированного статуса духовенства и его светской власти, а также роскоши и пышности местных приходов и их церемоний;
неприятие монашества и папы, а так же идолопоклонства; последним он называл хлеб+вино на причастии)
из религиозно-благотворительных братств, появившихся в начале XIV века в Германии и Нидерландах. Лолларды отрицательно относились к католической церкви и подвергались преследованиям.
Лолларды выступали за социальное равенство, считали неприемлемой власть.
Согласно их вероучению, Сатана был изгнан из рая на землю за неприятие царившей на небесах иерархии и власти, и потому на земле, где именем Бога покрывают несправедливость, Сатана выступает покровителем обездоленных, тогда как Бог защищает сильных мира сего.
Верили в обретение рая на земле и надеялись построить его собственным трудом, не ожидая помощи от королей.
К мятежам лоллардов часто примыкали бродяги, отверженные и все, кто не находил себе места в ту эпоху укрепления государственной власти.
Выступления лоллардов были отнюдь не бунтом малочисленных одиночек или даже разрозненных сект, тогда казалось, что против правительства восстала вся Англия.
Группа фламандских ткачей, примкнувших к лоллардам, укрылась от преследований в Англии, где они оказали влияние на движение Уиклифа.
Английские лолларды принимали участие в восстании Уота Тайлера (1381), отстаивали социальное равенство.
После подавления восстания лолларды подверглись в Англии преследованиям и вынуждены были бежать в Шотландию и на континент.
Лютеранство (31 октября 1517 года, Саксония)
Началось с того, что католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов в пользу отмены "Богатой церкви". Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. В 1520 году Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521).
Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык.
Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпейере в 1529 году и получили название протестантов.
В результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага.
Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз.
Смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране терпят поражение. В 1548 году следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками, которое закрепляло основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами). За Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский, подписанный Филиппом Меланхтоном. Однако деятельность герцога Морица позволила заключить Аугсбургский мир (1555), легализовавший лютеран в Священной Римской империи.
Джинн протестантизма вылетел из бутылки.
В 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия (включая Выборг).
В 1536 году король Кристиан III установил лютеранство в качестве государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.
В 1555 году был заключён Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).
XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.
Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времён прийти вновь для суда над живыми и мёртвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолён исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог всё знает, но не всё предопределяет).
Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания допускает отнесение к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII).
Священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами.
Лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам.
К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единую религиозную организацию.
В 1999 году представители Всемирной лютеранской федерации и Католической церкви подписали совместную декларацию об оправдании.
Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 году Лейенбергский конкордат, установлено евхаристическое единство.
Кальвинизм (реформаторство; 1529 год, Швейцария)
В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял
Цвингли.
Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа.
Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин).
В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.
Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха.
Всю вторую половину XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза.
В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе Варфоломеевской ночи.
Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменен в 1685 году.
Очень рано проник кальвинизм в два крупнейших государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполиту. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.
В 1570 кальвинисты Польши попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.
Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившем начало Нидерландской революции.
Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем
пуритан.
Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции.
В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран — Евангелическо-лютеранская церковь Пруссии объединилась с отдельными кальвинистскими конгрегациями Пруссии в Евангелическую церковь Пруссии, аналогичные объединения произошли между лютеранскими церквями и кальвинистскими общинами Анхальта, обеих Гессенов, Бадена, Пфальца, Нассау и Франкфурта.
В XX веке продолжилась тенденция сближения кальвинизма с лютеранством — в 1922 году лютеранские поместные церкви Германии образовали Союз немецких евангелических церквей в который также вошли кальвинистские Липпская церковь и Евангелическо-реформатская церковь Ганновера.
Также возникла тенденция сближения кальвинистов с другими направлениями протестантизма, вместе с ней появилась также и тенденция сближения внутри кальвинизма между пресвитерианством и конгрегационализмом.
Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос.
В кальвинизме существует признание погрешимости любых церковных соборов. Мнение любого человека (папы, епископа, патриарха, святого) — это только мнение человека, а человеку свойствено ошибаться.
У кальвинистов нет монастырей и монахов: Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей;
ликвидирована церковная обрядность (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях чаще всего отсутствуют настенные изображения).
Поскольку Бог всемогущ, то всё предопределено. Вообще всё. Если ты богат и здоров — это знак поддержки тебя Богом. Если ты болен и беден — это наказание божие.
Спасение подаётся только по вере во Христа: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.
Кальвинистами были буры-африканеры. И Великий Трек тоже что-то такое кальвинисткое олицетворял. Хотя на самом деле голландские
колонисты бежали из-под скипетра британского монарха, когда в 1834 году на территории британских колоний запретили рабство.
Но
битва на Кровавой реке (потери: три тысячи только убитых зулусов против трёх раненых буров)
была явным подтверждение милости к бурам Всевышнего. И огнестрельное оружие (которое было у буров и которого не знали зулусы) тут совсем не при чём.
Меннониты (1530-е годы, Голландия)
Называно по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561 годы), голландца по происхождению.
В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие.
Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста: каждый раз, когда государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию.
Менно издал два сочинения: «О вочеловечении Спасителя» и «О крещении».
Результаты собора, созванного им для обсуждения вопроса о церковной дисциплине меннонитов, Менно изложил в сочинении «Об отлучении от церкви Христовой».
В Прибалтике Менно написал своё главное догматическое сочинение «О Троице» (против последователей унитарианства, унитариев), в котором утверждал, что взаимное отношение лиц Святой Троицы составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения.
В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других. Именно община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся общины в целом, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является представителем общины перед правительством.
В меннонитстве возникло несколько течений: речные братья, которые распались на «Церковь братьев во Христе», «Речные братья старого порядка (йоркеры)», «Объединённая церковь Сиона», «Товарищество братьев во Христе» и другие;
гюпферы (на молитвах прыгали, плясали, хлопали в ладоши, бравурно исполняли молитвенные песни, обосновывая это ссылками на царя Давида) они тоже
распались на несколько течений;
вюстизм (разочарование в «лютеранской ортодоксии», религиозный мистицизм), он стал предвестником баптистов;
наконец, амиши — самое консервативное направление в меннонитстве.
Ныне крупная община меннонитов проживает в Белизе. Численность общины — около 12 тыс. человек (3,6% населения страны), из них немецкоговорящие европеоиды — около 10 тыс., а также смешанного происхождения — около 2 тыс., в основном метисы (испано-индейского происхождения) и креолы (англо-африканского происхождения).
Есть община меннонитов в Мексике.
Англиканство (1534 год, Англия)
Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana, первое упоминание которой относится к 1246 году, и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются «англиканами», а также «епископалами».
Учение Церкви Англии, старейшей из церквей Англиканского сообщества, основывается на Писаниях, традициях Апостольской Церкви и согласующемся с Писанием учении ранних Отцов Церкви.
Реформация в Англии проводилась, в отличие от других стран, «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Римской курией, чтобы укрепить свою власть. Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от папы
(папа не давал Генриху согласия на очередной брак, а королю свербело).
В 1549 году, в правление юного короля Эдуарда VI, комитет богословов, председателем которого был Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, завершил первое издание «Книги общих молитв». На основании Акта о единообразии, она вошла в обязательное употребление начиная со Дня Пятидесятницы 9 июня 1549 года, в качестве единственной законной формы богопоклонения.
При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе Церкви (с некоторыми оговорками). Церковь на некоторое время превратилась в важную опору абсолютизма, её внешними делами управлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютной монархии.
В июне 1643 году парламент утвердил без санкции короля акт о созыве ассамблеи богословов в Вестминстере. Догматы и обряды, разработанные Вестминстерской ассамблеей, легли в основу пресвитерианской религии. Но после прихода к власти в 1648 году Оливера Кромвеля и индепендентов пресвитерианские преобразования были заморожены, а Реставрация Стюартов в 1660 году похоронила надежды пресвитериан на реформирование Английской Церкви.
В конце XVII — начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления: «Высокая церковь», которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений, и «Низкая церковь», евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения.
В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов формально порвали с англиканством, основав Методистскую церковь, однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри Матери-Церкви.
В конце XIX века к либеральным теологам, которые пытались интерпретировать вероучение с учётом достижений науки и сгладить тем самым противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять название «Широкая церковь».
До 1974 года Церковь Англии не имела возможности сама принимать решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. В 1919 году была создана Национальная ассамблея Церкви Англии, получившая полномочия готовить законодательные предложения по вопросам церковной жизни, которые, однако по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом.
Сохранив в силе Книгу общих молитв в редакции 1662 года, Национальная ассамблея приняла в 1965 году утверждённое затем парламентом постановление о допущении альтернативных форм богослужения (Alternative and Other Services Measure, 1965). В 1968 году была издана Книга молитв альтернативной службы.
Церковь Англии настаивает на невозможности однополых браков и на необходимости хранить целибат, если священник имеет гомосексуальные наклонности
Унитарианство (Трансильвания и Речь Посполита)
Антитринитарное движение в протестантизме. Отвергает догмат о Троице, некоторые теологи не принимают также учение о грехопадении. В широком смысле термин «унитарии» исторически использовался как синоним термина «антитринитарии».
Истоки унитарианства восходят к арианству, адопционизму и другим раннехристианским течениям, оспаривавшим положение о «Божественной Троице» и не признававшим равнобожественную сущность Иисуса Христа.
В Речи Посполитой в 1565 году унитариане были исключены из Польской реформатской церкви и создали в том же году так называемую Малую реформатскую церковь, а в 1605 году опубликовали унитарианский по своему характеру Раковский катехизис.
Наибольшую роль в новой церкви стала играть община, образованная в 1579 в Ракове, которую вскоре возглавил прибывший в Польшу
итальянец Фаусто Соццини (1539—1604), по имени которого польских унитариев стали называть социнианами (другое употреблявшееся название — польские братья).
Расцвет движения унитариев в Польше и Литве был в 1580—1620 годах, затем они стали подвергаться преследованиям, а в 1658 году были изгнаны из страны. Многие из них бежали к своим единоверцам в Трансильванию.
Трансильванскую ветвь унитариев возглавил венгр Ференц Давид (1510—1579), который стал в 1558 году епископом Реформатской церкви Трансильвании, внутри которой образовалось сильное унитарианское крыло.
После того как князем Трансильвании стал Стефан Баторий, положение унитариев там ухудшилось. Испытав преследования, унитарианская церковь в Венгрии всё же добилась своего признания. Её приверженцы и ныне сохранились в Румынии, в состав которой в 1918 году вошла Трансильвания, а также в Венгрии.
Основателем унитарианства в Англии считают Джона Биддла (1615—1662), написавшего ряд богословских трактатов в его поддержку.
Унитарианские ассоциации были созданы в Англии и США в 1825 году.
В 1865 году в США была предпринята попытка объединить унитарианские общины, но она оказалась неудачной из-за разногласий по ряду вопросов. Лишь в 1925 году произошло слияние наиболее значительных унитарианских организаций США.
В унитарианстве в настоящее время нет какого-либо зафиксированного вероучения и допускается большая свобода мнений по догматическим вопросам. Разрешено свободное толкование Библии «в пределах разума».
Таинства у унитариев отсутствуют. Традиции в разных унитарианских общинах различается. Во время собраний читаются проповеди, поются гимны. В праздники на собраниях часто даются концерты и театральные представления.
Некоторые унитарианские общины ввели у себя оформление однополых браков.
Каждая унитарианская церковная община полностью самостоятельна. Все общинные дела решаются коллективно её членами.
Пресвитерианство (1560 год, Шотландия)
Основоположником пресвитерианства является ученик Кальвина Джон Нокс, который возглавил Реформацию в Шотландии в 1560 году, когда шотландский парламент принял «пресвитерианский символ веры».
В основу новой церковной организации были положены автономные церковные приходы («конгрегации»), подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам. Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян.
Под влиянием Эндрю Мелвилла (1545—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей,
была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства.
Пресвитерианское устройство Церкви Шотландии было формально узаконено в 1592 г.
«Вестминстерское исповедание», принятое в 1647 году, зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 года Акт о веротерпимости (1690 год) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.
В Англии первым пресвитерианином считается Томас Картрайт, который начал проповедовать пресвитерианскую форму организации церкви с 1570 года. Это вызвало негативную реакцию со стороны властей. В 1582 году в Англии был собран первый пресвитерианский синод. За английскими протестантами-диссидентами закрепилось общее обозначение пуритан, к которым относились как пресвитериане, так и индепенденты (из последних выделились баптисты).
В годы Английской революции в 1642 году пресвитериане заняли прочные позиции в английском парламенте и на некоторое время упразднили англиканство, в 1647 году было принято Вестминстерское исповедание. Однако после Реставрации Стюартов в 1660 году пресвитериане в Англии были разгромлены, а англиканство восстановлено.
В период правления Якова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию, прежде всего в Ольстер, где основала в 1642 году Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии, насчитывая более 130 тысяч членов.
Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причём отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине.
Обрядовая жизнь сводится к молитвам, проповеди пастора, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва.
Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников.
Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.
В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов. Также существует ряд других, например Свободная пресвитерианская церковь Шотландии.
Конгрегации (1580 год, Англия)
Появилась около 1580 года в результате раскола с пресвитерианами.
Основателем индепендентства можно считать Роберта Броуна (ум. в 1630 году).
Конгрегационалисты отрицали необходимость не только вселенской, но и общенациональной церкви, поскольку подобные организации подразумевают затратную бюрократию.
Иерархии у индепендентов нет: ссылаясь на пример первых христианских общин, они не признавали между мирянами и духовенством той разницы, какую признавали другие церкви. Священнослужители избираются поместной церковью (конгрегацией).
Конгрегациональные церкви возглавляют старейшины (священники, проповедники, так называемые правящие старейшины из числа мирян). Имеются также диаконы. Священников и диаконов избирают члены конгрегации. В священнический сан может быть посвящена и женщина.
Все конгрегации равны между собой и полностью самостоятельны. Они поддерживают взаимную связь с помощью синодов.
Конгрегационалисты ежегодно созывают ассамблею, куда каждая местная церковь посылает своих представителей. Она избирает председателя на один год, он может быть как священником, так и мирянином.
В догматическом отношении конгрегационалисты примыкают по большей части к кальвинизму (исповедуют безусловное предопределение и монергистское понимание спасения = спасение только волей божией, без своих усилий).
Основной вероучительный документ конгрегационалистов — это Савойская декларация, принятая в 1658 году, которая является модификацией кальвинистского Вестминстерского исповедания и носит умеренный характер.
Конгрегационалисты избегают жёстких доктринальных формулировок, и вера ими рассматривается как личный контакт человека с Богом.
Конгрегационалисты признают два таинства: Крещение и Причащение. При этом крещение не является обязательным условием членства в конгрегации, для членства достаточно одного заявления о вере в Христа как Спасителя и Господа.
В настоящее время в мире насчитывается около 3 млн конгрегационалистов. Самое большое их количество проживает в США (свыше 0,6 млн вместе со сторонниками близких к ним церквей).
Баптизм (1609 год, Голландия)
Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с
Джоном Смитом.
Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей.
В 1639 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом
была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви.
В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века. Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии.
В 1905 году на 1-м Всемирном съезде баптистов в Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.
Принципиальное значение в баптизме имеет учение о добровольности и сознательности при совершении крещения («крещения по вере»), то есть при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение детей отвергается, членами баптистских церквей должны быть только «рождённые свыше» взрослые люди, принявшие водное крещение.
Баптисты придерживаются конгрегационализма, когда церковь (поместная) — это самоуправляемая община «святых».
Баптистам важен принцип всеобщего священства, поэтому пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных («братских») советах либо общих собраниях членов церкви.
Общебаптиские принципы веры:
Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни.
В веру берут не каждого, а только духовно возрожденного. Иные недостойны таинств (крещения и вечерни).
Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.
Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм).
Свобода совести для всех верующих и неверующих.
Отделение церкви от государства.
Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.
На 2013 год число баптистов оценивали в 42-43 млн человек по всему миру (больше половины, 23+ млн — в США).
Квакеры (1652 год, Англия)
(буквально «трепещущие»; более фонетически правильная транскрипция с современного английского — квейкеры).
Официальное самоназвание Религиозное общество Друзей,
изначально протестантское христианское движение, возникшее в годы Английской революции (середина XVII века) в Англии и Уэльсе. Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда — 1648 год, когда
Джордж Фокс впервые выступил с проповедью).
Религиозное общество Друзей представляет собой объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов колеблются в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма.
Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в той или иной степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.
Число последователей квакерства в мире, согласно данным на 2012 год, составляет около 377 000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении), Европе (в Великобритании), Боливии и Гватемале.
Исторически в основе теологии квакеров лежит доктрина о внутреннем непосредственном откровении Святого Духа, авторитет которого выше «Священного Писания».
Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» — часть божественной природы, заложенная в человеке и являющаяся частью человеческой природы.
Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. Понятие «Света» является синонимом следующих понятий: «Семя» (Seed), «Искра» (Spark), «Благодать» (Grace), «Дух Христа» (Spirit of Christ), «то, что от Бога в каждом» (that of God in everyone), «Внутренний Христос» (Christ Within).
Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие определённого символа веры, все квакеры разделяют определённые убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и другие), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом.
Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой.
Амиши (амманиты; 1693 год, Германия, потом Новый Свет)
Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но довольно быстро (1700-е годы) большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами.
В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде.
Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства.
Вероучение амишей основано на буквальном и строгом толковании Библии. Как и другие анабаптисты, они допускают крещение только в сознательном возрасте.
Большинство общин амишей не строят культовых сооружений и проводят богослужения на дому, не занимаются миссионерством и редко принимают к себе новообращённых со стороны.
По правилам амишей, в каждой конгрегации должны быть как минимум один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.
На протяжении многих поколений амиши вступают в брак только с единоверцами (иногда с меннонитами).
Семьи амишей были и, в основном, остаются многодетными и приверженными традиционному сельскому образу жизни. Высокая рождаемость и при этом низкая младенческая смертность делают популяцию амишей одной из самых быстрорастущих в мире.
Религиозные группы амишей стремятся к определённой изоляции от остального общества.
Амиши обычно создают собственные однокомнатные школы и заканчивают формальное образование в восьмом классе. Ценят сельскую жизнь, ручной труд, скромность и простоту. В трудных ситуациях предпочитают полагаться на помощь семьи и общины, а не государства или страховых компаний.
После эмиграции из Европы в Америку религиозное движение амишей не сохранило своего единства. Церковь амишей многократно разделялась на подгруппы:
Амиши старого обряда, Амиши нового обряда, Амиши-меннониты Бичи, Шварцентруберовские амиши, Амиши Тройера.
Численность амишей составляет более 350 000 человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы — потомки примерно 200 основателей, эмигрировавших из Европы в Северную Америку в XVII — начале XVIII века.
В 1961 году Служба внутренних доходов США признала, что, поскольку амиши по религиозным соображениям не пользуются благами социального страхования (и вообще социального обеспечения), они не обязаны платить соответствующие налоги, а в 1965 году это правило было кодифицировано в законодательстве.
Когда ребенку в семье амишей исполнится 16 лет, он становится «румспринга». В течение определенного времени ему разрешено делать вещи, которые, как правило, запрещены в общине амишей
(ничего ужасного — свободно гулять, экспериментировать с прической, водить автомобиль, не ходить на молитвы, бухать и даже курить марихуану, заниматься сексом).
В течение этого времени подросток должен определиться, примет ли он крещение и станет членом Церкви амишей или навсегда покинет общину.
После свадьбы каждый амиш сразу же начинает растить бороду.
Те, кто хочет вступить в Церковь амишей, столкнутся с определенными трудностями. Во-первых, нужно выучить немецкий диалект, на котором говорят пенсильванские амиши (некоторые говорят только на немецком языке), а также отказаться от современных удобств, которых попросту нет у амишей. Новообращенного селят в семье амишей, чтобы он адаптировался к их образу жизни. После достаточного периода акклиматизации в церкви проводится голосование по вопросу целесообразности признания потенциального новообращенного членом общины.
Данкеры (1708 год, Германия, потом Новый Свет)
Секту основал в 1708 году в деревне Шварценау Александр Мак (1679—1735).
Её название (от англ. Dunk — погружать, макать) связано с тем, что при обряде посвящения новых членов общины стоящего на коленях человека троекратно погружают лицом в воду реки. Сами члены секты называли себя «новыми баптистами».
Данкеры стремились неуклонно следовать заповедям Нового завета. Они практикуют «священный поцелуй» при встрече, омовение ног перед причащением хлебом и вином.
Спасаясь от преследований со стороны властей и населения, которые были возмущены их пуританским ригоризмом, данкеры бежали сначала в Нидерланды, а в 1719 году начали переселяться в Пенсильванию.
В настоящее время в США имеются различные течения данкеров —
Церковь братьев,
Братская церковь,
Данкерские братья,
Церковь Бога (Новые данкеры),
Старонемецкие баптистские братья,
Братство Чарис,
Консервативные братские церкви благодати,
Старые братья,
Немецкие баптистские старые братья,
Немецкие баптистские братья старого порядка.
Церковь братьев, Консервативные братские церкви благодати, Данкерские братья, Братство Чарис, Старонемецкие баптистские братья и Братская церковь входят в Ассамблею братского мира (Brethren World Assembly).
Наиболее крупное течение данкеров, «Церковь братьев», в 2010 году насчитывало 122 810 членов и имело 1 047 общин в США и Пуэрто-Рико.
Данкеры стремятся максимально отделиться от мира. Они являются твёрдыми пацифистами, не приносят присягу, не пользуются услугами банков, носят простую одежду, не носят украшений.
Методизм (20-е годы XVIII века, Англия)
Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость.
Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.
Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века.
По состоянию на 2005 год к методистам принадлежало около 75 миллионов человек более чем в 130 странах мира. Крупнейшая из методистских церквей на 2016 год — Объединённая методистская церковь, США, более 7,5 млн человек.
Реставрационизм (примерно 1800 год, США)
Идеи Реставрации (этот термин обозначает восстановление новозаветной церкви и церковного единства на основании библейской истины) возникли в конце XVIII века в США в ряде методистских, пресвитерианских и баптистских общин. Их лидеры выступали за единство и возвращение к исключительному авторитету Писания. Самая крупная из «реставраторских» групп возникла в среде пресвитериан в штатах Кентукки и Теннеси.
Их лидером был Бартон Стоун (1772—1844).
Последователи Стоуна начали называть себя просто «христианами», основывая «церкви Христа». К 1820-м годам движение Стоуна выросло до двенадцати тысяч человек.
Проповедник Раккун Джон Смит сделал одно из самых известных заявлений движения Реставрации:
«Так давайте же, братья мои, не будем больше кэмпбеллистами или стоунистами, Новыми Светочами или Старыми Светочами, или какими бы то ни было особыми светочами. Но давайте обратимся к Библии и только лишь к Библии, ведь это единственная книга, способная дать нам весь тот Свет, в котором мы нуждаемся».
Суть идеи заключается в требовании восстановить церковь (как веру и как организацию) в соответствии с
тем, что известно об апостольской ранней церкви, которую последователи данного учения рассматривают
как более чистую форму христианства.
Понятно, что с такими идеями им в католичестве нет места, только в раскол.
Многие реставрационистские деноминации верили, что они восстановили христианство в первоначальном, аутентичном виде, хотя успешность реставрации в этих деноминациях воспринималась другими церквами и группами критически. Реставрационистские верования побуждали своих адептов стремиться возвратиться к структуре, этике и опыту раннего христианства, однако такой опыт зачастую приводил к выходу ряда движений и групп за пределы христианской ортодоксии в целом и протестантизма в частности.
К реставрационистским движениям в рамках протестантизма относят следующие течения:
Christian Connexion
Ученики Христа
Церкви Христа
Христианские церкви и церкви Христа
Истинная церковь Иисуса
Церкви Бога
Иногда к протестантским реставрационистским движениям относят также некоторые группы пятидесятников (например,
единственники, Международная объединённая пятидесятническая церковь и ранний адвентизм). Такие дореформационные
течения, как вальденсы, лолларды, анабаптисты, гуситы и их преемники моравские братья, тоже рассматриваются
как реставрационистские.
Начинали как реставрационные, но потом пошли своим путём многие известные секты:
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны)
Сообщество Христа
Свидетели Иеговы
Международный путь
«Христианская наука»
Плимутские братья («бретрены», «дарбисты», 1829 год, Британия)
Начало движению дала работа англиканского священника Джона Нельсона Дарби
(1800—1882), считающегося одним из основателей диспенсационалистской теологии. Первая постоянная община была создана в 1829 в Плимуте (Англия), в короткие сроки аналогичные общины образовались в Лондоне и Дублине (Ирландия). В середине XIX века первые общины плимутских братьев появились в США, где движение получило не только широкое распространение, но и оказало влияние на вероучение ряда других протестантских деноминаций.
Присутствуют представители движения и в Западной Европе и, например, в Индии.
Плимутские братья придерживаются позиции библейского фундаментализма и диспенсационалистских взглядов. Так, практически все ныне существующие направления этого движения признают всецелую боговдохновенность Библии и верят в предстоящее второе пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства (премилленаризм). Организационно общины (церкви) плимутских братьев полностью автономны, клир отсутствует.
Вероучение основано на учении Жана Кальвина, в том числе широко распространен тезис: "Кто однажды спасен, тот навеки спасен". Главное направление проповеди в их общинах: оправдание исключительно по вере (без дел), и проповедь покаяния для грешников (то есть тех, кто еще не спасен). Богослужения и проповеди проводятся как братьями, так и сестрами, исповедуется равноправие. В общинах Плимутских братьев можно встретить людей из разных христианских деноминаций (пятидесятников, баптистов, лютеран и пр.). Карта общин Плимутских братьев в основном совпадает с картой колониальных владений бывшей Британской Империи.
В силу децентрализованности движения, оценка его численности представляет сложность и разнится от 0,4 млн
человек (так называемые замкнутые плимутские братья) до 2,4 млн человек.
Католическая Апостольская церковь (Ирвинисты; 1831 год, Шотландия)
Название в честь отлучённого в 1830 от пресвитерианской церкви шотландского священника
Эдварда Ирвинга (1792-1834), которому приписывают организацию движения.
Церковь возникла в 1832 в результате консолидации в ходе молитвенных собраний группы, близкой идеям Э. Ирвинга и искавшей более глубокого толкования Священного Писания. Одним из основателей церкви считают банкира и члена британского парламента от консервативной партии
Генри Драммонда (1786—1860).
В 1832 в этой религиозной общине был назначен первый «апостол», а вскоре и остальные 11. Эти 12 «апостолов» должны, как полагают приверженцы Католической апостольской церкви, занять вместе с 12 апостолами — учениками Христа 24 места вокруг Божьего престола.
В число «апостолов» вошёл Г. Драммонд, но не вошёл Э. Ирвинг, которому был предложен лишь скромный сан диакона.
Помимо «апостолов» в иерархию входят «пророки», евангелисты, пасторы, учителя, «ангелы» (епископы), диаконы (2 последних сана были введены позже других). Имеются также иподиаконы.
В результате раскола внутри Католической Апостольской церкви возникли другие ирвингские христианские конфессии, включая Староапостольскую церковь, Новоапостольскую церковь, Реформатскую Староапостольскую церковь и Объединенную Апостольскую церковь; из них Новоапостольская церковь сегодня является крупнейшей ирвингской христианской конфессией, насчитывающей 16 миллионов членов.
Основой своего вероучения сторонники Католической апостольской церкви считают Апостольский, Афанасьевский и Никейский символы веры. Они верят в бессмертие души, искупительную жертву Иисуса Христа на кресте, воскресение и вознесение Христа, допускают наличие у человека свободной воли. 7 христианских таинств понимаются ими как знаки Божественной благодати.
Ирвингизм имеет сложные литургии; он учит трем таинствам: крещению, Святому Причастию и Святому запечатыванию (принятие во всей полноте Святого Духа членами церкви, достигшими зрелого возраста).
Практикуются также таинства покаяния (которое носит добровольный характер), священства, брака (которому предшествует обряд помолвки), таинство помазания больных маслом.
Ирвинг учил, что Христос пришёл бы давно, если бы церковь соблюдала 11-й стих четвёртой главы Послания к Ефесянам — о пяти видах служителей в церкви: апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей.
В своих проповедях Ирвинг обрушивался на «вавилонскую» испорченность церкви, проповедовал скорое пришествие Христа.
После смерти в 1901 г. последнего «апостола» численность ирвингиан начала неуклонно уменьшаться.
Последователи Католической апостольской церкви насчитывают всего несколько десятков тысяч человек, и численность эта постоянно сокращается. В основном приверженцы Католической апостольской церкви сосредоточены в Германии (20 тыс.), Великобритании (8 тыс.), США (2,5 тыс.).
Новоапостольская церковь (1863 год, Германия)
Возникла в результате раскола в Гамбурге в 1863 году, когда она отделилась от Католической Апостольской церкви, которая сама зародилась в 1830-х годах как движение обновления, среди прочего, в англиканской церкви и Церкви Шотландии.
Церковь считает себя восстановленным продолжением Ранней Церкви и что ее лидеры являются преемниками двенадцати апостолов.
Богослужение протекает как свободная проповедь, построенная на одном или нескольких стихах из Библии.
Кульминацией богослужения является причащение (представляет собой облатку из пресного теста с тремя каплями вина). Последователи причащаются на каждом богослужении.
В церкви приняты три таинства (священнодействия):
запечатление Святым Духом;
крещение водой;
причастие.
В церкви отмечаются следующие церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, День благодарения.
Евангельские христиане (прохановцы) (российский баптизм; 1878 год, Россия)
Началось с проповедей английского миссионера лорда Редстока, приглашённого генеральшей Е. И. Чертковой в Петербург в 1874 году.
В 1878 за миссионерство Редсток был выслан властями из России.
В результате его проповедей уверовали ряд высших аристократов Петербурга: церемониймейстер царского двора граф Модест Корф, отставной полковник гвардии граф Василий Пашков, министр путей сообщения граф Алексей Бобринский, великосветские дамы княгини Вера Гагарина и Наталья Ливен, генеральша Елизавета Черткова.
Лидером общины стал Василий Александрович Пашков, Редстока заменил швейцарский пастор Отто Штокмайе.
Миссионерская деятельность охватила Московскую, Тверскую, Тульскую, Нижегородскую, Псковскую и другие центральные губернии России.
1 апреля 1884 года по инициативе Пашкова был созван I объединительный съезд евангельских христиан, куда были приглашены и прибыли также представители баптистов, штундизма, братских меннонитов и молокан-захаровцев (всего около 100 участников).
Мероприятие было прервано полицией 6 апреля, многих делегатов арестовали.
Евангельские и баптистские общины были юридически признаны государством в 1879 году «Маковским циркуляром», что позволило верующим узаконить церковные браки, рождение детей и наследование.
В 1882 году на средства Пашкова Британское библейское общество напечатало несколько тысяч экземпляров русской Синодальной Библии.
В 1909 году в России в Санкт-Петербурге был проведён Первый съезд евангельских христиан, а в 1911 году — Второй, на котором был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) председателем которого стал
Иван Проханов.
На том же съезде было принято составленное Прохановым Вероучение евангельских христиан, являющееся вариацией баптистского вероучения. В частности, «прохановское» вероучение декларировало недействительность крещения по отношению к детям.
На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 году ВСЕХ вошёл во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.
В 1928 году общественная активность союза была под давлением властей практически полностью свёрнута, а его руководитель Иван Проханов был вынужден эмигрировать.
В период 1930-х годов и до начала Второй мировой войны евангельские христиане подвергались репрессиям, многие члены ВСЕХ были осуждены к различным срокам лишения свободы.
В 1944 году под нажимом советского правительства евангельские христиане и баптисты объединились в одну конфессию, — евангельских христиан-баптистов, остающейся единой до настоящего времени.
Роль пресвитеров (первосвященника) в общинах евангельских христиан была заметно меньше, чем в общинах баптистов. Даже рукоположению пресвитеров и диаконов евангельские христиане уделяли меньшее внимание.
Строго сформулированное вероисповедание движения длительное время отсутствовало в виду его внеконфессиональности.
Принятое же Втором Всероссийском съезде евангельских христиан вероучение не противоречило общебаптистскому.
в 1913 году было опубликовано вероучение Ивана Каргеля — неофициальное, но авторитетное в среде верующих.
Христианская наука (1879 год, США)
основана Мэри Бейкер-Эдди (16 июля 1821 — 3 декабря 1910).
Последователи этого учения организованы в Церковь Христа-Учёного.
Официально Материнская церковь в Бостоне (основанная Эдди) называется The First Church of Christ, Scientist.
Её отличие от традиционного христианства в том, что в жизни Иисуса она видит пример божественного сыновства, которое принадлежит всем мужчинам и женщинам как детям Бога. Его исцеления и победа над смертью рассматриваются как доказательства того, что ограничения смертного состояния могут быть постепенно преодолены по мере того, как человек обретает «разум Христа», то есть понимание истинного духовного статуса.
Священными книгами христианской науки считаются Библия и «Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию». Автором последней является Мэри Бейкер-Эдди.
Христианская наука не верит в реальность или неизбежность смерти, а считает смерть одним из материальных явлений, реальность которых она отвергает.
Слова «небеса» и «ад», хотя и употребляются для описания того, что происходит после смерти, считаются не местами, а «состояниями ума».
«жизнь, Бог, — везде, а следовательно, смерть нигде, ведь для неё места нет».
Её последователи составляют около 85 тысяч человек, большинство из них в США.
Пятидесятники (1886 год, США)
в настоящее время самое многочисленное из всех направлений протестантизма.
Непосредственное начало пятидесятнического движения связано с Чарльзом Фоксом Парэмом.
Он был священником и, читая библейскую книгу Деяния святых апостолов, пришёл к выводу, что христиане в прошлом обладали секретом, который они утратили.
Его школы назвали «Пробуждение на Азуза-стрит».
Со всех США туда съезжались люди, испытавшие там «крещение Святым Духом». Многие из них впоследствии стали основателями
пятидесятнических церквей не только в США, но и в Скандинавии, Великобритании, Индии, Чили. Так было положено начало движению пятидесятников.
Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого, по учению пятидесятников, на возрождённого верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван пятидесятницей, то отсюда и название «пятидесятники».
Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках.
Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление).
Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, омовение ног (во время причастия).
На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.
Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу».
В 1995 году Дэвиж Барретт оценивал численность традиционных пятидесятников в 217 млн человек.
Неохаризматизм (1970-е годы, США)
от лат. neo — новый и греч. χαρισμα — дар, дарование), еще называют неопятидесятники — течение в пятидесятничестве, появившееся в США в 1970-е годы. Неохаризматов называют также независимыми харизматами и неопятидесятниками.
Неохаризматизм возник как развитие харизматического движения и включает в себя значительное количество независимых церквей и групп, которые не могут быть классифицированы ни как классические пятидесятнические, ни как харизматические.
Численность верующих неохаризматических церквей оценивается в 200—300 млн человек.
Начиная с 1980-х годов религиоведы стали наблюдать феномен возникновения и распространения новых церквей, которых нельзя было отнести ни к пятидесятническим, ни к харизматическим.
С одной стороны, данные общины не возводили свою историю к Пробуждению на Азуза-стрит (начало всемирного распространения современного пятидесятничества, самое большое на сегодня направление протестанизма)
и не принадлежали ни к одной классической пятидесятнической деноминации, чем отличались от традиционных американских пятидесятников. С другой стороны, данные общины более не состояли ни в одной исторической христианской конфессии, что не позволяло их идентифицировать с харизматами.
Была придумана более широкая категория «неохаризматы» (англ. neocharismatics), которая стала включать как неопятидесятников «третьей волны», так и огромное количество независимых туземных церквей и групп по всему миру.
К таковым были отнесены африканские независимые «пророческие» церкви, китайские и прочие азиатские «домашние церкви», латиноамериканские неохаризматические церкви, «апостольские» церкви и др.
Пятидесятники (подвидом которых являются неохаризматы) убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках.
Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков.
«Слово жизни» (1983 год, Швеция)
позиционируют как протестантское движение умеренно-харизматического направления, а также как неопятидесятническое движение.
Церковь основана в Уппсале, Швеция, пастором и теологом Ульфом Экманом.
Сам Ульф Экман руководил церковью в качестве главного пастора до 2000 года, когда он сложил с себя этот пост, передав его Роберту Эку и начав работу в области расширения международного влияния церкви в частности и протестантизма в целом.
Церковь подчёркнуто стремится соответствовать Слову Божьему во всех деталях учения и применять на практике всё, о чём говорит Библия.
Проповеди в церкви часто обращены к практическим жизненным вопросам, таким, как отношение к трудным периодам в жизни человека, укреплению семьи, исцелению от болезней; одновременно с этим даётся информация о том, как именно на каждый конкретный вопрос отвечает Библия.