Религии
Язычество
Китая
Индии
Ирана
  Японии
Иудаизм
Буддизм
Ранние христиане
Католицизм
Ислам
  Тибетский Бон
Староверы
Русское православие
Протестанты
📿 Секты и культы
Фольклор нашего времени
Эволюция религий
Христианство
История христианства Исторические подтверждения существования Христа существуют. Флавий и Тацит упоминали такого смутьяна "по прозвищу Христос", правда, вообще не упоминали про посланца бога, воскрешение и прочие чудеса, которых по Евангелиям было много и слухи о которых обязаны были гулять по империи, пусть даже в искажённом и странном виде. А их нет в повествованиях.
И можно предположить, что до историков как раз доходили мифы и слухи, ещё не ставшие каноном и не забронзовевшие. Тогда можно сказать, что Христа не было, были слухи (сказки), позднее раздутые христианами до размера слона. Однако большинство исследователей не считают Ешуа из Назарета мифом: нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку в Палестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки и мессии были обыденным явлением. В ту пору, когда жил и действовал Иисус, а также до его рождения и после его смерти историки насчитали в Палестине по меньшей мере двенадцать пророков и мессий, более популярных, чем он.

С именем всё просто: Исус Иосифович — это греческая форма еврейского имени Ешуа; имя отца, Иосиф — это русская форма еврейского имени Йехо́сеф («Яхве добавил» = богоданный).
Христос — это греческое слово помазанник (ближневосточные обряды возведения монархов на престол и посвящения священников в сан включали помазание оливковым маслом = елеем). На иврите это же слово звучит машия (= царь, так называются цари Израиля и Иудеи, священники, библейские патриархи, некоторые ветхозаветные пророки и персидский царь Кир II), от него произошло наше мессия. В исламе слово «масих» означает «помазанник».
По правилам, окончание именительного падежа "-ос" надо бы отбрасывать (и при всех склонениях слова "Христос" в русском так и делают: Христу, Христа, Христе, Христом, о Христе), но в именительном его почему-то сохранили.
Собираем всё вместе: Иисус Христос = Царь (или помазанник божий) Ешуа.

Даты. Поскольку никакого летоисчисления тогда не было (Рим считал года по именам правящих консулов и "кто за кем стоял" сказать можно только после изучения летописей, то есть в жизни такой счёт не использовался; а древний иудейский календарь в современном виде сформировался значительно позже, в 359 году), Август (который Гай Юлий Цезарь Октавиан) ввёл летоисчисление Anno Urbis conditae (= от основания Города, имелась в виду мифическая дата основания Рима), но его использовали мало и либо в официальных бумагах, либо учёные. В быту оперировали годами правления императора (третий год правления Августа; тут надо сделать оговорку, что наследники римских императоров часто делались ими своими соправителями, то есть первый год правления не равен первому году самостоятельного правления!). И в Евангелиях есть только отсылки ко времени Тиверия кесаря (правил с 14 по 37 годы нашей эры). Всё остальное вычислил монах Дионисий Малый в 525 году (через 500+ лет после событий) почти (а кое-что и без почти) астрологическими методами. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима (датой основания Рима считается 21 апреля 753 года до н. э.). 25 декабря (во времена до н.э. дата зимнего солнцестояния, самый короткий день года) придумал тот же Дионисий из простой логики — это был официальный день рождения бога Митры Непобедимое Солнце (и скорее всего бога Сатурна) и надо было затмить этот языческий праздник своим.
Историки оценивают дату рождества Исуса в 7—4 годы до н. э. Не сильно промахнулись астроолухи.

Сам Исус и его апостолы были иудеями. И арамеями (то есть евреями или сирийцами). Никакого христианства, Исус пытался исправить иудаизм. Начал конфликт с равинами (общепринятыми религиозными авторитетами иудеев), объявлен верхушкой иудейского жречества "врагом народа", арестован римлянами по доносу по статье "оскорбление величества" и умер позорной смертью на кресте. И кстати, говорил Исус на арамейском (старосирийском = «халдейском») языке.

Учеников и учеников учеников вокруг Исуса было много. Или не было. Апостолы (ученики, первые последователи Исуса) не упоминаются в сочинениях античных авторов вплоть до IV века, когда к власти пришел принявший христианство император Константин. Поэтому не понятно, были ли они — или это часть легенды. И тем не менее, христианство пошло по Римской империи и миру. Значит, кто-то его нёс, христианство прозелитическая (проповедуемая) религия. Почему бы не апостолы?
В процессе проповедей выросли церкви — изначально просто общины христиан, часто тайные, замаскированные под рыбаков, пьяниц, кружки кройки и шитья мистические секты и так далее.
А потом апостолы (ученики и живые свидетели) начали умирать. В основном от казней (их казнили как сектантов, за веру), от старости умер только апостол Иоанн, который Богослов. И тут случилось ой — возле них не нашлось мальчика с феноменальной памятью. А сами они были неграмотны да и малообразованы (рыбаки же и прочие "подай-принеси-и-не-беси специалисты"). Поэтому принялись писать все желающие. Мемуары — это же святое. Часть текстов "про Исуса и как там всё было" написана на арамейском, бОльшая часть на койне — общегреческом языке периода после римского завоевания (койне был лингва-франка для населения восточного Средиземноморья и Ближнего Востока); ну на чём умели, на том и писали. Всего "благих вестей" (воспоминаний типа очевидцев и типа участников) было более сорока. Плюс "письма апостола Павла" и прочие такие сочинения. И во всех них есть противоречия. Чаще небольшие, но порой — принципиальные. Апостол Фома, например, внезапно оказывается братом-близнецом Исуса (по тогдашним представлениям, близнецы могли рождаться от разных отцов, например — Геракл: Алкид сын Зевса, его брат-близнец Ификл — сын Амфитриона). А Мария Магдалина была его близким другом (любовницей?) и могла быть беременна от Ешуа. И на смерть Христос у разных авторов идёт по разному — гордо, задумчиво, в отчаянии, в панике; да даже в разные дни (за день до Пейсаха или в день Пейсаха)! Ну и так далее. Да что там говорить: всего благовестов насчитывали более 40, до нас дошло 25 евангелий, рассказов о жизни Христа. Из них только четыре (!!!) не сильно противоречили друг другу и годились как основа для веры. Все остальные сами Отцы Церкви назвали сказками и балабольством! А ведь это были мемуары очевидцев или участников. Как тут не усомниться — а не были ли таким же балабольством и канонические четыре евангелия?
Авторство евангелий неизвестно, сами тексты анонимны. Во II веке (через 100+ лет после событий) они были приписаны Матфею, Марку, Луке и Иоанну; причём даже если так всё и было, среди них только половина ("от Матфея" и "от Иоанна") мемуары от апостолов, от тех, кто был на этом празднике жизни с начала и до конца. Евангелие "от Андрея Первозванного" точно было, но его выкинули в мусор как недостоверное. Причём выкинули так надёжно, что у нас его текста нет. Ещё два евангелия от "апостолов от семидесяти" (сборной группы проповедников, набранных Христом "с бору по сосенке" и разосланных по миру), которые часть или даже большинство описываемых событий по сюжету не видели! Не было их там; хорошие мемуары, достоверные.
Три из четырёх официально достоверных благовестов (Евангелия от Матфея, Марка и Луки) во многом перекрываются и повторяют друг друга. Этим достигается эффект достоверности, это работающий психологический приём, дать плюс-минус одинаковые данные из разных источников, чтобы слушатель сам принял решение, что данные достоверные; четвёртое Евангелие "от Иоанна" отличается по стилю и содержанию; это тоже есть такой приём, оттенить данные частично иными, частично такими же, что опять же повышает к ним доверие.

И сам Исус (Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем), и его апостолы (уж самозванный Павел точно) обещали очень скорый Страшный Суд и Второе пришествие: говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. А значит, надо срочно бегом вступать в христиане, а то все загробные плюшки пролетят мимо морды. И когда они все успешно поумирали, а никакого пришествия не случилось, начались увёртки и словесные кружева, чтобы прикрыть простую истину — поздравляю вас, господа, соврамши! (с)

По преданию, апостолы согласовали апостольский символ веры и жребием (то есть по воле бога) разыграли, кому куда нести благую весть. И пошли они, солнцем палимы, по миру, проповедуя и основывая христианские общины…

Католическая церковь считает Иосифа, мужа Девы Марии, девственником (он-то зачем хранил девственность в браке? И в первом тоже??). Тогда какие-такие "братья" (помянутые в евангелиях и массе других баек) у Христа? Католичество объясняет, что евангелисты были тупые и перепутали братьев и кузенов (якобы в арамейском это одно слово; у Иосифа были женатые братья, вот их дети…). Правда, большинство евангелий написано на койне, а там "кузен" и "брат" — это разные слова.
В православии Иосиф вдовец с детьми от первого брака (в самых ранних байках его прежняя жена названа старшей, сиречь намёк на многожёнство).
Апостол Яков (который не Сантъяго, а Младший, "брат Христа") по многим версиям был сыном "девы Марии" и "девственника Иосифа". Естественно, это апокриф, а то неприлично и сказку ломает.

Именно апостол Павел (греческая форма имени Саул или Савл; который ни разу не апостол, то есть не ученик Христа и один из гонителей Исуса, пока тот был жив) где-то в 50-е годы н.э. придумал, что Исус бог и что он умер не просто так, а во искупление грехов. Ни сам Исус (в пересказе апостолов), ни его бог ничего такого не говорили. Но Саулу было виднее видение и он смог про него рассказать граду и миру.
Заодно он же продавил принцип в церкви нет "ни эллина, ни иудея" — остальные апостолы склоняли к тому, что в их общины могут вступать только иудеи.
Только в Евангелии от Иоанна (однозначно написанного после реформ Саула) Исус хоть немного бог, а не пророк (= посланник бога). Правда, есть опасения, что это позднейшие вставки от святого Афанасия Великого, который в IV веке аки лев рыкающий боролся с арианством (утверждавшим, что Исус не бог, а такой ангел = посланник бога) и форматировал Писание под свои задачи.

Исус был признан богом в 325 году на первом Вселенском Соборе. Собственно, с этого момента христианство перестало быть сектой иудаизма и стало другой отдельной религией.

В IV-V веках набирает популярность культ девы Марии, ее начинают называть богородицей или богоматерью. В 431 году, на соборе (съезде епископов) в городе Эфесе, она была официально признана богородицей и богиней. Центром её культа стал (удивительно!) город Эфес, поскольку надо было вытеснить языческие культы Великой Матери, как раз там имевшие базу.

Термин католический (кафолический) греческий и означает единый, целый или всемирный = вселенский.
Церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос.

Христианская Церковь как организация пережила шесть крупных расколов:
  1. после принятия в 330-х годах арианства как государственной религии Римской империи, им были "заражены" так же государства варваров вокруг. Через 30 лет империя отказалась от арианства и начала с ним активно бороться. Государства германцев оставались арианскими до V-VI веков, то есть ещё 150-200 лет.
  2. после эфесского (III) собора в 431 году откололись доэфесские церкви (близкие к несторианам, прежде всего сами несториане и Церковь Востока, которая занимала земли от Ирана до Китая)
  3. после халкидонского (IV) собора в 451 году отпали миафизитские церкви (коптская, сирийская, армянская, маланкарская = индийская, грузинская и ещё несколько)
  4. В 1054 году произошло разделение (по вопросу филиокве и власти) диофизитской (= халкидонской) Церкви империи на латинскую (католическую) церковь с центром в Риме и православные (ан-масс греческие) церкви: Первенство в Православной церкви перешло от Римской кафедры к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской. Тамошний епископ получил титул Вселенского патриарха.
    Кстати, когда РПЦ послало к чёрту Константинопольского патриарха, по их версии старшим в курятике стал Греческий («Рум» = «Турецкий») православный патриархат Антиохии и всего Востока (потому как Александрийскую и всей Африки патриархию оне тоже послали туда же); он, правда, такое счастье не поддержал.
  5. От Константинопольской (греческой) церкви обособилась РПЦ (в 1448 году), что увело более половины прихожан, а так же (начиная с 980 года) — Сербская, Болгарская, Румынская, Грузинская, Элладская, Польская, Албанская, Украинская, Македонская, Чешских земель и Словакии самостоятельные православные церкви; ушло налево более 90% налогоплательщиков прихожан. Эти отсоединения были относительно полюбовные, но только из-за политической слабости Константинопольских патриархов; на словах сохранялось даже единство Церкви и патриарх Константинопольский был "типа главным" авторитетом во всех этих церквях (ну пока молчал в тряпочку). Стоило ему чего не то сказать, как его сразу слали в дупу.
  6. В процессе Реформации (началась в 1517 году) от католической церкви в жесткой борьбе (одна Тридцатилетняя война чего стоила — до 40% населения Германии погибли) отделились множество различных протестантских групп (часто государства целиком, с крестьянами, князьями и епископами), объединённых общим неприятием католической обрядности и сложившихся правил. Протестантизм не является единым течением; отсутствие единства у них выражено очень ярко. В процессе его формирования в христианстве произошло множество расколов и появилось множество новых церквей и вероучений. Их все считают протестантскими.
В 1653 году в результате раскола от Русской православной церкви отпала без малого треть прихожан (и только один епископ, что показательно), русские староверы были вынуждены создавать церковные и псевдоцерковные (у беспоповцев) структуры с нуля и при прямом противодействии власти, в том числе её религиозного департамента, почуявшего конкурента.
В 1870-х произошёл ещё один раскол католической церкви: часть духовенства и мирян Римско-католической церкви не приняли решений Первого Ватиканского собора 1870 года: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Этих раскольников обозвали старокатолики; многие старокатолики отвергают также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.
В 1917 году часть прихожан и священников РПЦ бежали прочь от красного потопа и образовали Русскую православную церковь заграницей. В 2007 году РПЦЗ признала себя частью РПЦ (автономной церковью).

Все существующие христианские церкви утверждают, что они и только они являются продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом. Католики, протестанты и православные церкви (в том числе Константинопольская православная церковь и её мятежный экзархат, РПЦ), и даже церкви, рано (мягко говоря) отколовшиеся от христианской церкви римской империи, типа Церкви Востока, армянской или коптской. Так же каждая из них рассматривает всю историю Церкви до раскола как свою историю и себя как правильную и единственную наследницу апостольской Церкви.
Хотя от идеи родства с иудеохристианством (которое и было ранней формой христианства и которое и проповедовали апостолы) всех нынешних христиан (да и не только нынешних) корёжит.

Первое внятное вероучение христианства (его принимают все халкидонские церкви, читай 92-95% христиан) составил в середине VIII века святой Иоанн Дамаскин (= Мансур ибн Серджун ат-Таглиби около 675 — около 753 (или 780); жил в Халифате), называлось оно «Точное изложение Православной веры»; до того верили исключительно в Евангелия и решения Соборов. Получилось что-то вроде:

Слово «библия» является множественным числом слова «библиос» = «книга», встречающегося в Септуагинте и в самом начале Евангелия от Матфея. В свою очередь, слово «библиос» происходит от слова «библос» («папирус»), производного от названия древнего финикийского города Библ(ос) — центра торговли, или производства, или изобретения папирусом.
Библия состоит из двух частей — Ветхого (очень древнего, прежнего) и Нового заветов. Ветхий завет — это иудейский Танах, только в греческом переводе (имеющим название «Септуагинта» = «семьдесят» и аббревиатуру LXX). Иудеи переводы Танаха не признают; для христиан же Септуагинта была каноническим текстом Ветхого завета на греческом языке.
Принято считать, что формирование текстов Септуагинты началось в 280-е годы до н. э. и в общих чертах завершилось в I веке до н. э.
С древности Септуагинта постоянно редактируется, сверяется с еврейским текстом, подвергается влиянию более поздних переводов Ветхого Завета с еврейского на греческий. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете, наиболее точные — в Евангелии от Луки.
В христианской традиции априори восторжествовало мнение, что еврейский оригинал предпочтительнее перевода во всех отношениях. И католицизм, и протестантские деноминации, и православие основывались на переводах напрямую с иврита масоретского текста (священного текста Танаха для талмудического иудаизма).
В процессе переводов насажали ошибок (классикой стал верблюд, угольное ушко и царствие небесное — "верблюдом" на сленге называли причальный канат, потому что он толстый, неуклюжий и волосатый от растрепанных волокон, из которых сплетён, что сразу делает эту байку куда логичнее; но поздняк метаться, верблюда уже канонизировали и поди теперь исправь — это ж утверждённые авторитетом Церкви слова самого Христа, не абы что).

Само название Новый завет означает, что бог перезаключает договор. Раньше у него уже был договор с иудеями (описано в Ветхом завете: мы поклоняемся только тебе, ты нас холишь и лелеешь), а теперь бог в одностороннем порядке меняет условия договора и заключает новый. Иудеи этот новый договор не приняли. Пришлось срочно менять целевую группу и идти по язычникам (не иудеям).
Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются Послания апостола Павла (того самого, который не апостол; написаны в 40-50 годах н.э.), а наиболее поздними — произведения апостола Иоанна Богослова (90-е годы н. э.), который единственный умер своей смертью, около 100 года н.э. Книги Нового Завета были канонизированы уже единой христианской Церковью на Вселенских Соборах. Всего текстов на эту тему было более 50, в Новый завет вошло 27, из них евангелиев всего 4. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (проще говоря, каждый из этих рассказов противоречил остальным и сложившейся концепции).
В Эфиопской церкви принят «нестандартный», по сравнению с принятым в других церквях, канон Нового Завета. Туда входят несколько книг, считающихся остальными христианскими церквями апокрифами.
Канонические Евангелия писались в таком порядке: "от Марка", "от Матфея", "от Иоанна" и "от Луки". Каждое из Евангелий вообще-то анонимно, но было приписано определённому автору в начале второго века. Причём очевидно, что авторы переписывали у предыдущих ораторов большие куски и сцены целиком.
Тексты были переведены с койне на другие языки (латынь, сирийский, коптский). Высказывались предположения, в том числе и некоторыми из авторитетов христианства II—III веков, что Евангелие от Матфея первоначально было создано на еврейском или арамейском языках, а Послание к Евреям было изначально написано на еврейском языке, а затем переведено евангелистом Лукой на койне. Находящаяся в значительном меньшинстве часть учёных рассматривает арамейскую версию Нового Завета в качестве оригинальной, а тексты на койне считает переводами.
До нас дошли лишь копии копий евангелия. На том самом койне, на котором Исус не говорил. То есть все эти «истинно говорю вам» — это не цитаты, а пересказ на другом языке! Правда, копии эти близки по времени к событиям — II, III, IV века нашей эры. Окончательная редакция Нового завета была утверждена при папе Геласии I, в 493 году н.э.
Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура только из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века.

Среди богословов христианской церкви римской империи сложилось мнение, что хвалу Господу можно воздавать только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. На иных бог то ли не поймёт, то ли оскорбится. Поэтому попытка добавить ещё какой-нибудь язык воспринималась как ересь. Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Хазарии (ради такого дела Кирилл выучил еврейский, который был языком знати Хазарии), показали себя (хотя хазары так и остались иудеями) и Константинопольский патриарх подписал братьев занести веру в дикие славянские земли; Кирилл с Мефодием поехали в Моравию по приглашению тамошнего князя. Оба они были греками (менее вероятно, что славянами) родом из Фессалоник (= Солунь, Салоники), греческий был для них родным языком; кроме того, они знали и староболгарский (солуньский диалект = церковнославянский). На нём они и развернули агитацию и богослужения, составили азбуку (примерно 863 год) и перевели Библию.
За Библию и проповедь "не на том языке" братья были мягко говоря не поняты, не взирая на число неофитов, и были вызваны в Рим, для вразумления. Однако пока братья ехали, сменился папа; Адриан II милостиво принял от братьев мощи апостола от семидесяти святого римского папы Климента (найденные ими в Крыму по дороге из Хазарии), утвердил богослужение на славянском языке (глаголический обряд), и переведённые на славянский язык библии приказал положить в римских (католических) церквях.
Константин (который Кирилл) от такой радости прям в Риме быстро помер; Мефодия папа Адриан II рукоположил в сан архиепископа Моравии и Паннонии и отправил обратно, проповедовать. Моравская миссия братьев подготовила крещение Болгарии (864), которая граничила с Великой Моравией и легко приняла христианство на родном языке. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Ну и константинопольские "греки" наглядно увидели, на каком языке надо проповедовать и крестить славян.
Помершего в 885 году Мефодия отпевали на трёх языках — славянском, греческом и латинском. Староболгарский (= церковнославянский) язык уверенно встал в ряд каноничных церковных языков.

Христианские священники делятся на три класса:
  1. Епископы (сюда же архиепископы, митрополиты и патриархи): это жрецы для жрецов — могут даровать чин священника, коллегиально и епископа кому угодно, могут выполнять все обряды; руководят кадрами и казной, влияют на политику своего ЗАО
  2. Священники (сюда же протопоп-протоиерей и митроносные, а так же иегумен и архимандрит): это жрецы для верующих. Могут выполнять все обряды с прихожанами, кроме дарования чина; руководят в рамках обрядов прихожанами или монахами, основной источник доходов ЗАО
  3. Дьяконы (сюда же протодьяконы и архидьяконы, эти служат господам повыше): прислуга — обряды выполнять не могут, но могут участвовать в их проведении со стороны жрецов

Главенство в церкви одного человека, папы Римского — это фишка (все остальные церкви считают, что ересь) католиков. Согласно учению католической церкви, "папа" занимает первенствующее положение среди прочих епископов как преемник (наследник должности) первого римского епископа апостола Петра (который трижды отрекался от Христа) со времён Петра и до наших дней (что почти правда, с небольшими, не более нескольких лет, перерывами). И поэтому, согласно католическому учению, римский первосвященник есть верховный владыка всей основанной Спасителем Церкви; он – наместник Бога на Земле и глава всех христиан.
Добился такого статуса папа Бонифаций III (в 607 году), уговорив признать себя "Вселенским патриархом" императора Фоку.
«Неточность» здесь в том, что Пётр был не единственным апостолом и все апостолы основывали христианские общины где попало (например, Андрей Первозванный, первый из последователей Христа, принёс христианство в Константинополь) и даже если Пётр важен (на сём камне воздвигну церковь), он основал не только римскую общину христиан (которая со временем принесла свои диоцезы в Европу, Азию, в том числе в Константинополь, Африку и обе Америки), но и Церковь Востока, Антиохийскую православную церковь и само собой поучаствовал в создании Иерусалимской православной церкви (там все 12 апостолов поучаствовали). Почему именно Рим?

К концу IV века возникла потребность в едином и достоверном тексте латинской Библии (империя говорила и читала на латыни, даже греки Константинополя), на котором Вселенская (католическая) церковь могла бы основывать своё учение. Первым латинским переводам Библии присвоено название Vetus Latina (старолатинские переводы, также именуются Itala).
Примерно с этого времени католические богослужения, обряды и сама Библия считались правильными только на латинском языке. Ежели кто сего языка не ведал — ну и нечего ему библию читать, а молитвы и выучить можно. Все переводы на иные языки суть ересь и происки дьявола. Именно поэтому требования протестантов о понятной библии (переводе богослужебных книг на живые человеческие языки) воспринималось как ересь и скрепошатание.
Переводы на латынь Ветхого завета выполнялись непосредственно с иврита, Нового — с койне. Принцип перевода был «не слово в слово, а мысль в мысль». Итогом переводов блаженного Иеронима Стридонского стала Вульгата (Biblia Vulgata = «Общепринятая Библия»).
Уже к IX веку текст Вульгаты подвергся искажениям (косячили переписчики) и её начали исправлять (уточнять по греческим и иудейским источникам). В Русской православной церкви книжная справа 1651 года привела к расколу (было больше фанатиков? или просто грамотных?), у католиков шестью веками ранее прокатило. Всего за период V—XV веков сохранилось более 10 000 рукописей Вульгаты, в которых представлено около 300 вариантов расположения библейских книг и множество других расхождений.
C XVI века Вульгата является официальной латинской Библией Католической церкви. В 1546 году на Тридентском соборе был официально признан авторитет Вульгаты и принято постановление об изданиях quam datissime (то есть насколько возможно, без ошибок). Папа Сикст V в 1585 году назначил авторитетную комиссию для образцового издания и сам принимал в ней участие. Сикстинское издание Вульгаты вышло в 1590 году, но после смерти папы римского было изъято. Официальной латинской Библией Римско-католической церкви стала «Климентова Вульгата», впервые опубликованная в 1592 году.
После Второго Ватиканского собора было начато издание «Новой Вульгаты» (Nova vulgata bibliorum sacrorum editio), предназначенной для использования в реформированном чине литургии и отражающей достижения современной текстологии. Издание было утверждено и провозглашено типовым (editio typica) папой Иоанном Павлом II в 1979 году и стало новым официальным текстом Библии.

В Православных Церквях Библия была переведена и канонизирована на местных языках: греческом (койне), коптском, эфиопском, согдийском, арамейском (сирийском), армянском (грабар), малаяламском, грузинском, английском и славянском (староболгарском = церковно-славянском) языках. Ну и вообще факт перевода библии для них не трагедия: надо, хоть на северо-марсианский переведём. И службу на средне-марсианском будем править. Можно. Не табу. Но при этом православие стоит на позиции любой перевод – это комментарий. Поэтому в каждой церкви только их перевод считался истинным, святым и богоугодным. А остальные — это жалкое подобие. Это к разговору, что православная церковь едина: Православная церковь, составляемая сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных, считает себя единой святой соборной и апостольской Церковью, основатель и глава которой — Иисус Христос.
Каждая автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах своего административного управления от других поместных церквей, но едина с ними в вероучении (участие прихожанина одной церкви в обрядах другой его не оскверняет). Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.
Существует так же множество мелких православных церквей, самоголовие которых не признаётся на Фанаре или в Чистом переулке. Это тоже как бы раскольники, но на самом деле нет, раскол тут в деньгах и власти, а не по вере.

Все христианские церкви (или единая церковь до расколов) в какой-то момент себе решили, что у них (и только у них) есть право прощать грехи. Православные попы так и говорят: есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять души людей. И эти люди — мы! Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…
Католики считают точно так же, плюс уверены, что за века усердных молитв они как организация накопили запас маны безгрешия, праведности и в счёт этого запаса они могут прощать любые грехи и даже продавать прощения ещё не совершённых грехов = индульгенции. Несите ваши денежки — иначе быть беде…
Тут есть оговорка, что священник действует от имени Церкви (как организации), а Церковь имеет мандат от Христа (предъявите!), а грехи может прощать только Бог; и что? Церковь (священник) прощает грехи от имени Христа? Заставляет Христа прощать грехи? Обещает, что Христос простит вам грехи? Но все жрецы всех христианских конфессий (где они есть по сюжету) твердо уверяют, что если они грех отпустили, то всё, он больше не засчитывается. Пациент чист аки младенец. Ну и крещение снимает все грехи; а как иначе привлекать неофитов?
Поэтому если вовремя прийти на исповедь или дотянуть с крещением до самого-самого (лучше всего — перед самой смертью, чтоб точно не успеть нагрешить потом), то можно открутиться вообще от всего. И чистеньким хоба в рай. Для этого придумали глухую исповедь, когда уже покойнику священник отпускает все его грехи вольные и невольные. Правда, стоит это дорого.

Тонкая грань между сектой и церковью очень проста: сумела после анафемы уйти в раскол и выжить — Церковь. Не сумела — секта и ересь. Ересей и сект у христианства было много! Уже даже Христос (согласно евангелиям) осуждал николаитов (в чём они не правы, мы не знаем, для уничтожения хватило высочайшего осуждения).
Из выживших можно помянуть дуалистов (сатанистов прежде всего), адамитов (религиозные нудисты), миафизитов-монофизитов и павликан (армянские предки катары и, видимо, потомки манихеев, возникли в VIII веке, дожили малыми общинами до XVIII века в Турции).

Апостолы Слово ἀπόστολος значит «посланник, проповедник». В христианстве так называются ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, проповедовавшие евангелие. В десятый день по вознесении Господнем на апостолов и Деву Марию сошёл Святой Дух. Облекшись силою свыше, они тотчас начали всенародно проповедовать о величии Божием; заодно избрали вместо Иуды нового апостола. Дальше апостолы подумали, бросили жребий и разошлись проповедовать по миру. Изначально их было двенадцать:
  1. Андрей, брат апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя. Первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому Первозванный. Было евангелие от Андрея, отклонённое папой римским Геласием I (около 494 года). Текст не сохранился. Проповедовал на Чёрном море (тогда «Эвксинский Понт»). Он рукоположил в сан первого византийского епископа Стахия, одного из семидесяти апостолов Христа. По совсем сказкам, дошёл до Скифии (куда и гнал его жребий) и проповедовал там. Кто у них был Скифией, есть разночтения: либо Крым, либо даже северное побережье Черного моря, устье Дона.
    Был распят в Патрах (Греция; Чёрное море, говорите?) около 60—70 года на косом (андреевском) кресте.
  2. Пётр, он же Симон сын Ионин, также называемый «Кифой», брат апостола Андрея, рыбак из Вифсаиды. Собственно, Пётр это греческая версия арамейского слова «Кифа» = камень — это прозвище, которое ему дал Ешуа. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, боясь навлечь на себя проблемы, трижды отрёкся от Ешуа.
    После смерти учителя, апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших.
    Арестованный в 42 году н. э. по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней с помощью ангела Господня спасся.
    В 49 году н. э. принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.
    По жребию, Петру выпала Иудея и евреи, из Иерусалим он бежал после ареста и бегства из тюрьмы. Дальше его следы есть в Палестине и Сирии. Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим; самое раннее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении. Но римско-католическая церковь держится за него, как за якорь — он их база в претензии на первенство в христианском мире.
    Антиохийская православная церковь (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом основал её в 34 году в Антиохии.
    Во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят (в Риме!) на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 годах н. э.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Существуют ещё версия о его гибели (или казни) в городе Эдесс в Мессопотамии.
  3. Филипп из Вифсаиды. Знаменит тем, что привел (чтобы это не значило) к Христу эллинских иудеев (то есть иудеев, интегрированных в греческую культуру, откуда мы и узнали о таком удивлении).
    По жребию, апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, Греции, в Сирии, Лидии, Мизии и Фригии, сопровождая проповедь чудесами. Вот помотало мужика по миру. Считается, что кроме апостола Андрея, на Дону благовествовали слово Божие апостолы Филипп и Симон Кананит.
    За проповедническую деятельность был казнён (распят вниз головой) в 80 или 90 году — во время правления римского императора Домициана — в городе Иераполе Фригийском в Малой Азии в возрасте 87 лет.
  4. Варфоломей (скорее всего, «сын Фалмая» = читай, Птолемея), он же Нафанаил (Нафаня!), уроженец Каны Галилейской, где на свадьбе не хватило вина и Христа послали за добавкой. По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом.
    После отбытия Христа проповедовал вместе с Филиппом в городах Малой Азии, сообщают также о его поездке в Индию, а затем в Великую Армению, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (Армянская церковь почитает их своими основателями). Короче, бардак был у апостолов с делёжкой мира. В Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке.
    В городе Альбане (место точно не установлено: в Турции, в Азербайджане, в Армении?) где-то в Великой Армении Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем обезглавили. Интересно умер; было это между 90 и 110 годами н.э.
  5. Иоанн (сын Зеведея), также прозванный Богословом, брат апостола Иакова. Братья были прозваны Иисусом «Сынами грома» (Воанергес = буйные были). Согласно церковной традиции отождествляется с евангелистом Иоанном (что вряд ли), рыбак из Вифсаиды.
    Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии. По жребию ему выпала Малая Азия.
    После смерти Марии (чёрт его знает, в каком году) отправился проповедовать по будущей Турции. Во время гонения на христиан в 92 году при императоре Домициане, как описано в «Золотой легенде», апостол Иоанн был отведён на суд в Рим (из Турции??) и приговорён к смерти. Выпил положенную чашу яду и не умер (чудо! чудо господне!). Его решили сварить — он попарился в котле с кипящим маслом и вылез оттуда с довольной улыбкой. Тогда его сослали нафиг на островок в Эгейском море (меня бы так сослали: …я всё приму — ссылку. Каторгу. Тюрьму. Но. Желательно в июле. И желательно в Крыму), где он и прожил до примерно 100 года н.э. и умер своей смертью.
  6. Иаков (сын Зеведея), брат апостола Иоанна, рыбак; прозвище Старший (из двух братьев и Якова, брата Ешуа, одного из семидесяти апостолов). В испанской традиции именуется Сантья́го («святой Яго») и «мавробо́рцем».
    До жребия он не дожил. Царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 году. Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.
  7. Матфей, мытарь (сборщик пошлин: был грамотным?), он же Левий (сын Алфея; объединение на основании параллелизма), евангелист.
    По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. На северном берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
  8. Фома (= «Близнец» = «Дидим»; чей?), он же «Фома неверующий», известный фразой дай пощщупаю!. Вероятно, рыбак, либо плотник. "Близнец" было его именем, то есть у него когда-то был брат-близнец, либо (это само собой апокриф) его братом-близнецом и был Ешуа.
    Куда его погнали по жребию, не ясно, но христианство в Индию (конкретно в Кералу) принёс апостол Фома (правда, есть шанс, что не апостол и другой Фома). О проповеди апостола Фомы в Индии источники сообщают, начиная с 392 года; до того — молчок. Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся в Индию, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.
    Либо в 68, либо в 72 году по приказу правителя индийского города Мелиапора (штат Тамилнад, с восточной стороны Индостана) был пробит копьем и умирал три дня. Байка про это тоже из IV века.
  9. Иаков (сын Алфея), брат апостола и "автора евангелия" Матфея. Иногда называется Младшим.
    Он проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).
    Его активно путают с апостолом Иаковом Зеведеевом, или Иаковом Старшим, а также с Иаковом, «братом Господним» или Иаковом Младшим.
    О его смерти и погребении существует несколько версий. У одних авторов, он принял смерть в Мармарике («побит камнями иудеями»), у других — принял мученическую смерть по дороге в Египет в городе Острацине (распят на кресте). В любом случае это событие относят к 62 году н.э.
  10. Иуда (= Яхвада или Йегуда) Леввей или Фаддей (или Таддеуш, почему-то это прозвище норовят перевести словом "принц"; сын Иакова). В Средние века католиками апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, братом Иисуса Христа. Ещё его называли «Иуда — не Искариот», чтоб не перепутать 🙂 Есть версия, что не сын Иакова, а брат (апостола) Иакова.
    По всей вероятности, он говорил как на греческом, так и на арамейском, как почти все его современники в этой местности, и был земледельцем. Кличку Фаддей или Леввей ему дали после предательства Иуды Искариота, потому что для апостолов имя Иуда стало нетерпимым.
    Апостол Иуда Фаддей проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении между 40—69 годами н. э. либо был распят в Эдессе в 72 году.
  11. Симон Кананит, он же Зилот (= «ревнитель», в смысле ревностный иудей). Клички ему и Петру дали, чтоб различать двух Симонов.
    Предание иногда отождествляло Симона Кананита со сводным братом (от первого брака Иосифа, апостолом из семидесяти) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино.
    Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Армении, Абхазии, Месопотамии и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть байка о посещении апостолом Симоном Британии.
    Был убит в 107 году, в Персии, его распили пилой. Согласно другому преданию, он был епископом в первохристианской общине в Иерусалиме и казнён (через распятие) во время гонений на христиан при императоре Траяне в 107 году. Погребён якобы в Новом Афоне в Абхазии или даже в Краснодарском крае.
  12. Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа; единственный выходец из Иудеи среди двенадцати апостолов, остальные были из Галилеи (вот он где, расизм, окопался!).
    Был габбаем (казначеем) кружка Христа, ему был вверен ящик, в который опускались пожертвования. Клевещут, что пользуясь должностью, Иуда подворовывал. Всемогущий всеведущий бог про это, конечно, не знал. Загадка его перехода от апостольства к предательству — сюжет многочисленных произведений. Якобы получил 30 серебренников (шекелей), приличные по тем временам деньги для босяка.
    Умер после смерти Христа (удавился или лопнул изнутри). Есть версия, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).
    В любом случае, из числа апостолов его вычеркнули, а их должно было быть двенадцать: ведь колен Израилевых было ровно 12 и каждому полагался свой апостол.
  13. Вместо Иуды в число двенадцати апостолов (уже после распятия Христа, но до схождения Святого Духа на апостолов) по жребию вошёл Матфий (Матиас = «дар Яхве (Бога)»). Единственный раз имя Матфия упоминается в книге Деяния святых апостолов. Больше о нём ничего толком не известно, следующее его поминание относится к X-XII векам.
    Якобы, с апостолами Петром и Андреем проповедовал по Иудее; якобы, был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия) и Македонии.
    Якобы, за проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями. Однако согласно другим сведениям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.
    Мощи Матфия, по преданию, перенесённые в Германию императрицей Еленой, находятся в Трире (в римскую эпоху одна из императорских резиденций) в крипте храма Святого Матфия в аббатстве Святого Матфия. Также мощи апостола Матфия имеются в базилике в Риме.
Двенадцать апостолов (кроме Иуды Искариота) могли говорить от имени Христа и именно на них в Иерусалиме сошёл Святой дух, после чего они начали творить чудеса класса "Христос" (исцелять больных, воскрешать мёртвых, изгонять бесов, говорить на иных языках, не умирать = воскресать), что возвращает нас к теме источника силы Исуса и был ли Ешуа богом — апостолов-то богами почему-то никто не считает.
Как мы видим на примере Иоанна и Варфоломея (мы же не можем не верить Святому Писанию и Такому Же Преданию?), не умереть при казни (= воскреснуть) для апостолов было фигня вопрос. Я стесняюсь спросить, а зачем они тогда умирали? Особенно от казней?

Выделяют также самопровозглашённого апостола Павла (Саула) как призванного к апостольскому служению уже после Вознесения Иисуса Христа. Именно он, активный борец против Христа, потом, уверовав, придумал христианство: что Исус был бог, а не пророк, что он умер во искупление грехов людей, а не просто так и что его проповедь была не иудаизмом, а другой религией, а значит, иудейские обряды нафиг, будем делать свои. Жаль, ему не хватило смелости и Танах туда же положить.
Саула казнили (отрубили голову; он был Civis Romanus sum! и распять его было низзя) в Риме во время гонения на христиан при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году.

Мария Магдалина — ни разу не апостол (потому что баба?),
но самая яркая и преданная ученица Христа. По апокрифичным (признанными христианами сказочными) евангелиям его любовница и, возможно, мать его ребёнка. У католиков она же проститутка: одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла (ноги? голову?) Иисуса миром.
Похоже, именно Мария Магдалена выдумала про воскрешение Иисуса и про пустую могилу; там очень нечёткое описание, разное у разных авторов; возможно именно по этому критерию и отклоняли апокрифы. А уж потом этот рассказ Марии подхватили и расцветили апостолы.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрёл чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
Иногда рассказывается, что Магдалина была невестой Иоанна Богослова, который отверг этот брак ради служения Господу.
С Марией Магдалиной связывают (XIV-XV век) появление традиции пасхальных яиц: Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело. Император немедленно уверовал и с тех пор регулярно красил яица.
После Распятия Мария вместе со своими братом Лазарем, сестрой Марфой и святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием направилась нести христианство в Галлию, в город Массилию. Потом она удалилась в пустыню (во Франции??), где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. Ангелы еженощно относили её беседовать с Богом, там ей и омолаживающие процедуры проводили. Если бы не возраст святой, я б про неё хорошо подумал.
Перед смертью Марию Магдалину причащает случайно забредший в эти края священник, которого сначала смущает нагота прикрытой волосами святой. Померла она от старости (не помогло божье спа?). Согласно версии православия, умерла она в городе Эфесе в Малой Азии, согласно католикам — близ Марселя. Похоронили её совершенно точно во Франции, на Лазурном берегу. Видимо, там и была её пустынь.

На "тайной вечере" Марии Магдалины не было. Иуда был, а Мария нет. Неча бабе делать за одним столом с мужиками — сам Христос так указал. Предателю можно, а женщине — нельзя.
Или Исус не знал, что Иуда предатель, а любимую верную спутницу за стол не посадил, потому что таковы были еврейские традиции и негоже их в праздник портить: коллектив бы не понял.

Дева Мария, Богородица тоже интересный персонаж. В Библии нет термина Богородица, а Мария называется по имени. Исус в те редкие разы, когда вообще про неё вспоминал, называл её "женщина". По личному имени (Марьям) мать Иисуса называется также в странах исламской традиции.
В возрасте трёх лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где она росла и воспитывалась. При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь.
Замуж за Иосифа она вышла уже беременная Христом и рассказала мужу, чтоб он не парился, это она не нагуляла, это ея святой дух избрал. Иосиф, святой человек, поверил и женился. Было ей в тот момент от 12 до 15 лет.
При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа Дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской (где вместо воды было вино). Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме (в котором Ешуа в основном и проповедовал и который он в итоге проклял). На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. По преданию, Богородица присутствовала при Вознесении Господнем. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух, но почему-то считается, что и на неё тогда сошёл Святой Дух.
Богородица участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия). Она туда не поехала (сказала, сын не велит), её заменил Андрей Первозванный. Зато Дева Мария совершила путешествие на Кипр к Лазарю (покойный брат Марии Магдалины, которого Исус воскресил). По дороге её корабль был бурей прибит к горе Афон, где она проповедовала среди язычников, обращая их в христианство. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. После турпоездки она вернулась жить в Ерусалим, где через какое-то время и умерла.
Успение Девы Марии описано только в апокрифах (то есть верить в это не велено!), датируемых IV — началом VI веков. Апостолы были перенесены на облаках к смертному одру Богоматери со всех концов света. В латинской версии апокрифа у одра Богородицы не было лишь апостола Фомы, который прибыл на три дня позже (из Индии даже облака идут долго) и не застал Богородицу в живых. Якобы ей было в момент смерти 72 года, то есть между 60 и 66 годами н.э. В сказаниях называют и другие даты, например, 48 год н.э. Воскрешения, вознесения и прочих чудес вокруг девы Марии никто не видел, врать не стали, просто сказали, что иначе и быть не могло. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация (в смысле, стала царицей небесной, чтобы это не значило).
Похоронили её в пещере, сейчас там Храм Успения Пресвятой Богородицы с 9 престолами (алтарями), в котором совершают богослужения все христианские конфессии.
Решение о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим Вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей). И в рамках этой концепции Мария стала "ещё одним богом", крутейшей из святых.
В конце XIX века в качестве возможного места успения Марии стал рассматриваться дом Богородицы в Эфесе, где жил и проповедовал Иоанн Богослов, на попечение которому Иисус Христос и отдал свою земную мать.
Согласно православному преданию, на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными уделами Богородицы, и всего их четыре: Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Ещё были семьдесят апостолов (…избрал Господь и других семьдесят, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…), в число которых не входят ни 12 апостолов, ни Иуда, ни Саул. Имена этих апостолов отсутствуют в Евангелиях. Некоторых из них по именам упоминают Савл в своих "посланиях" и автор Деяний святых апостолов (по официальной версии, один из этих семидесяти, апостол Лука, "автор" одного из евангелий).
К семидесяти (или семидесяти двум, тут есть разночтения) апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а так же братьев Ешуа (под "братьями" — Мария-то дева — понимают сыновей Иосифа от прошлой, а иногда пишут и от старшей жены; многоженец наш плотник? Либо даже кузенов, сыновей братьев Иосифа. Ну или такая дева, что детей куча). Тут забавно, что по свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), братья Иисуса не признавали Его Мессией. Они ему сопли вытирали и попу, какой тут пророк, тем более бог? Да и минимум пятеро из этих семидесяти избранных отошли от Христа, не рискнув идти против общественного мнения и нести людям чушь благую весть — ведь всемогущий всеведущий бог не мог ошибаться в своих посланниках и избрал кого надо, а не первых попавшихся родственников и друзей родственников и апостолов. Поэтому потом к лику «семидесяти апостолов» были причислены (= равноапостольные) многие, обращённые позже (например, Мария Магдалина, или язычник Константин Великий, принявший перед смертью арианское крещение; мать яво Елена, первый археолог планеты Земля; или сестра апостола Филиппа; или Нонна, крестившая Грузию) за их великие труды.

Течения в христианстве

Как различить, к какой конфессии принадлежит христианин? По крестам:

Католики и православные крестятся в разные стороны. Протестанты в знак протеста не крестятся вовсе. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Когда он от лица Божия осеняет крестным знамением себя, то, естественно, что рука движется в диаметрально-противоположном направлении: справа налево. Католики себя осеняют слева направо, а пространство перед собой — справа налево.

Традиция креститься слева направо была закреплена как обязательная норма во время Тридентского собора 1545-1463 годов папой Пием V. До того у католиков допускалось креститься в обе стороны. Кроме того, у католиков принято креститься открытой ладонью левой руки, всеми пятью перстами во ознаменование ран Христа и проговаривать (вслух или про себя) In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti (= именем отца, и сына, и святого духа).
Католический священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении (открытую ладонь). Ещё у католиков есть малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Православные крестятся тремя или двумя перстами. При совершении двоеперстия два пальца правой руки (указательный и средний) соединяются вместе, при этом средний палец получается слегка пригнут. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа. Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе.
При троеперстии для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого.
Троеперстный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС.

Протестантские пасторы как знак должности начали носить белый воротничок — колоратку (роскошного золотого с самоцветами креста-то им на пузе не полагалось).
Колоратка чаще всего представляет собой белый воротник из пластика или ткани, имеет продолговатый вид. По сути, это что-то вроде ошейника. Она застегивается сзади, спереди выглядит как бесшовная полоса. Может встраиваться в рясу священника или поверх одежды.
К 1880-м годам колоратку стали использовать многие представители западного духовенства, независимо от конфессии. Сегодня колоратку обычно связывают с католицизмом, ее даже называют "римским воротником". Возможно, в католический мир колоратки попали через кардинала Джона Генри Ньюмана, который изначально был англиканским священником, но затем перешел в католицизм, где добился высоких должностей.
Сегодня колоратка распространена в католицизме, пресвитерианстве, англиканстве, баптизме, лютеранстве, методизме и даже в некоторых православных церквях.

Традиция носить "свадебное" кольцо на безымянном пальце пришла к нам из Древнего Египта. Египтяне это как-то хитро объясняли, но в реальности это просто самый бесполезный палец — ни пальцем показать, ни подержать им чего, ни в ухе поковырять; даже по "контуру управления" он запараллелен со средним пальцем и шевелить им отдельно требуется долго учится.

Обручальное кольцо "православные" (на самом деле так носят в Узбекистане, Украине, Белоруссии, России, Молдавии, Казахстане, Сербии, Польше, Грузии, Чили, Норвегии, Греции, Исландии, Индии, Венесуэле, Аргентине, Киргизии, некоторых провинциях Испании) носят на безымянном пальце правой руки.
"Католики" и "протестанты" (жители Австралии, Турции, Азербайджана, Армении, Кубы, Бразилии, большинства европейских стран, США, Японии и Канады), а так же мусульмане носят обручальное кольцо на безымянном пальце (в части стран он даже назван перстневым или кольцевым) левой руки; причём мужчинам-мусульманам золото считается "фу", поэтому обычно они носят кольцо белого металла (серебро, платина, "белое золото").
Католики считают, что именно на безымянный палец левой руки святой Иосиф надел кольцо святой Деве Марии.

В Индии на протяжении многих лет было принято носить кольца только на правой руке из-за того, что левая рука — "нечистая" (ей мусульмане попу подтирают). Но вообще в Индии жених и невеста одевают друг другу не кольцо на палец, а гирлянду цветов на шею и даже факт брака жестом показывают не "кольцо на пальце", а "петлю вокруг шеи". Кроме того, в день свадьбы невеста надевает кольцо в нос — как символ замужества. Его обычно носят с одной стороны ноздри и прикрепляют к уху золотой цепочкой.
Сегодня в Индии в основном носят обручальные кольца на английский манер — на безымянном пальце левой руки.

Еврейская традиция требует надевать обручальное кольцо на указательный палец невесте (Иосиф был не в курсе? со второго-то раза мог бы и запомнить), а потом его можно перенести на безымянный, так проще не потерять. В современном мире многие евреи носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руки, чтоб не выделяться.

Вдовцам или вдовам принято либо снимать кольцо, либо переодевать его на другую руку. Так что по большому счёту кольцо ничего не значит © без контекста.

О единобожии христиан Декларативно в христианстве единобожие. Б-г колен иудеевых, б-г отцов Израиля и есть единственный бог христиан согласно библии.
В реальности всё не так шоколадно. Сразу по возникновению христиане начали обожествлять Исуса Христа. А иначе чем они от иудеев или субботников отличаются?
В II веке придумали троицу (в библии ничего такого нету) — бога-отца (Яхве), бога-сына (Исуса) и бога-на-посылках (Святого Духа). Чтобы спасти единобожие, этих троих объявили тремя аватарами одного бога (того самого, иудейского). Понятия аватара по малограмотности христиане не знали и пытались очень смутно объяснить его смысл. При этом аватара же не имеет кармы (ну нельзя обвинять перчатку за действия носящей её руки?). И как только христианские богословы приближались к идее аватары достаточно близко, они немедленно теряли личности Исуса и святага Духа. А это ересь.
В итоге после официального обожествления Исуса (I никейский собор 325 года нашей эры; в самом Евангелии Исус ни раза не назвал себя богом или равным Яхве, только сыном божиим, выполняющим его волю) у христиан стало ТРИ бога (отец, сын и дух), которые как-то там так хитро связаны, что у них единобожие. Никакого более внятного объяснения христиане не предложили. Типа, магия не нашего ума дело.
К середине IV века, после отвержения ряда условно-здравых попыток сохранить хоть какую-то связь с реальностью, Церковью была выработана единая тринитарная терминология. Постарались "троицу" максимально запутать в словах, ибо иначе никак.

Культ богоматери возникает отдельно, примерно в III-IV веках нашей эры. Непорочная дева, мать Христа, вытесняет соответствующих языческих богинь и занимает место главного женского божества, Великой Матери. В IV-V веках культ девы Марии набирает популярность, ее уже начинают называть богородицей или богоматерью — выражение, которое обычно применялось к древним языческим богиням плодородия. Впервые это название появилось в трудах епископа города Никомедии Евсевия около середины IV века. Но окончательно это определение Марии было принято только в 431 году, на соборе (съезде епископов) в городе Эфесе, созванном по решению императора Восточной Римской империи Феодосия II. Центром почитания Марии стал Эфес, где издавна почиталось женское божество Артемида-Астарта, «матерь богов», богиня плодородия.
У христиан становится ЧЕТЫРЕ бога.
В 1854 году папа Римский Пий IX издал буллу, в которой говорится, что в силу будущих заслуг Иисуса Христа Богородица была свободной от первородного греха, то есть оказалась в состоянии Адама и Евы до грехопадения. Из этого следует, что Её смерть не была необходимой, а была добровольной. Поэтому Богоматерь часто называют соискупительницей человечества (coredemtrix) наряду со Христом. Но и сама смерть Марии под вопросом — с 1950 года католики верят, что её взяли на небо живой.

Примерно в III-IV веках появляются истории о деяниях апостолов. Как они после сосшествия Святого духа лихо проповедовали по всей земле Израилевой, лечили, воскрешали мёртвых, изгоняли бесов, привлекали сотни неофитов, не умирали от казней сами, умирали за веру — короче, делали всё то, что прежде делал Исус. Но почему-то не стали богами, хотя где разница? И совершенно не оставили следов в летописях; вот нет ни слова в светских текстах о каких-либо деяниях апостолов до IV века, времени принятия христианства римской империей. А потом как прорвало!

Дальше хуже. Соблюдая заповедь не сотвори себе кумира победившее христианство начинает малевать те самые кумиры = иконы.
Примерно в конце VIII века в Византии кто-то сумел-таки прочесть библию и пересказал её кратко императору. Начался период иконоборчества.
Но. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и подверглось окончательному запрету в 843 году.
И понеслось: раскрашенные деревянные доски (кумиры = иконы) стали объектом отдельного поклонения и фана.
Сюда же поклонение реликвиям и намоленным местам. Ровно те же кумиры, вид в профиль.
С II века литургию в Риме (да и не только) совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (с VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих (чтоб не воняли), начали вшивать также и внутрь антиминса (ритуально вышитая скатерть, которой покрывают "престол" в алтаре; на ней стоят священные ритуальные сосуды). Антиминс использовали при освящении хлеба и вина (плоть и кровь христова), это главная церемония на богослужении. У католиков эта скатерть называется корпорал и не содержит мощей (и вообще имеет меньшее ритуальное значение).
С тех пор антиминс и святые мощи, вшитые в него, — неотъемлемый атрибут литургии у православных, базовый (наряду с алтарём) элемент святости храма.
Возник культ мощей. Чем не идолы?

Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Тридентском соборе 1545—1563 и собирать их начали не сильно раньше. Даже Туринская плащаница известна только с 1353 года (судя по результатам радиоуглеродного анализа, она и изготовлена в 1260-1350 годах). Наиболее ценными христианскими реликвиями в католичестве считаются фрагменты креста, на котором был распят Христос; но ценятся и всякие плащеницы, тапочки и прочие терновые венцы и копья (известно не менее 4) сотника Лонгина.
Стремясь создать образ «Второго Иерусалима» и «Третьего Рима», русские православные государи и патриархи вслед за католиками тоже собирали христианские святыни. Среди главных святынь — частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня.
Христиане стали использовать мощи и реликвии в качестве местных божков, которые могли защищать даже целые города.
Считалось, что пояс Богородицы защищает Константинополь от вторжения варваров, а город Рим был переосмыслен как место священных могил и святилищ (из-за наличия катакомб, где служили христиане в период гонений). Отдельно стоит упомянуть тапочки святого Спиридона. У этой реликвии свой собственный культ; движимые бескорыстным желанием помочь ближнему, попы до сих пор продают башмаки Спиридона; за год от одной до шести пар меняют.
В Библии мы не найдем эпизодов с почитанием мощей, потому что останки людей являются "нечистотами" (трефным, запретным, грязным). В отличии от католиков, в православной (греческой) традиции нетленные тела после смерти воспринимают не как доказательство святости человека, а наоборот, как свидетельство греховности умершего.
С распространением терпимости к христианству по всей Римской империи, начиная с правления императора Константина (начало IV века), спрос на мощи и их почитание возрос. В IV-V веках стали почитать не только известные останки мучеников, но и "утерянные мощи" самых ранних святых. Их обнаруживали при чудесных обстоятельствах (проще говоря, придумывали).
На местах находок мощей устанавливали святилища, либо их перевозили в храм, что повышало престиж места и привлекало паломников.

Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
Каждый святой — это такой божок, могущий в пределах своих полномочий и объёма маны влиять на мир магических способом. Оговорки о том, что святые правят мир силой Господа, звучат особенно беспомощно.
Святых в христианских церквях сотни, если не тысячи (учитывая местночтимых). Единобожие, однозначно!
Все попытки христиан отказаться от культов святых считались ересями и уничтожались. Уцелеть удалось только последней попытке, протестантам.

Так же именем божиим могут творить чудеса ангелы-архангелы. Это эдакие слуги-роботы, гибрид танка и телефона, созданные богом для каких-то своих надобностей.
Ангелов в мире иудаизма и христианства несколько модификаций и многие из этих модификаций — боевые, заточенные под ближний бой. И выполняют при единственном всемогущем всеведущем бессмертном вечном боге функции охраны. От кого и главное зачем?
Со временем количество ангелов увеличивалось, их функции уточнялись, ангелы наделялись именами.
Из всего сонма христианских ангелов имена имеют только семь первенствующих (окончание «ил» = «эль» = «бог»): архистратиг Михаил (как бог, подобный богу) — вождь небесных сил и воитель духов тьмы; архангел Гавриил (бог силы) — вестник тайн божьих; Рафаил (бог исцеления) — целитель недугов; Уриил (бог огня) — просветитель душ; Салафаил (бог молитв); Иегудиил («хвала Божия»); Варахаил (бог благославлений) — «…через него посылается благословение Божие, благодать, на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие»; Иеремиил («высота Божия», «возвышение к Богу») — внушитель благих помыслов, возносящих душу к богу. Ну и Сатаниил («противник бога, бог-клеветник»), куда же без противоречащего. Кстати, в иудаизме он, похоже, Самаэль, враг архангела Микаэля.
Культ ангелов приобрел в христианской религии заметное значение. Одним из средств распространения культа ангелов являлось установление в их честь церковных праздников. Так же вводятся ангелы-хранители (между прочим, низший ангельский чин), которым поручено защищать и направлять конкретного человека, группу или народ (страну тоже можно).
Поскольку ангелы при исполнении, им можно особо не молится, куда они денутся. Но лучше им о себе напомнить, мало ли что… И специальные молитвы ангелам есть. Хотя поклонение ангелам как богам официально запрещено Ветхим Заветом (за этот грех положена казнь), как бы чего не вышло. То есть ангелы — это боги и им можно поклоняться?
Внешний вид ангелов, кстати, это отдельный ужас. Само слово ангел греческое, означает вестник. В иудаизме нашим привычным ангелам (мужик с мечом и крыльям, посланец бога) соответствуют малахи.

И среди ангелов есть Сатана, он действует сам, без божественной указки. И тут мы приходим к еретической, но очевидной логической мысли. Если Сатана был богом наказан и отлучен от божьей силы, но при этом он сумел создать ад, успешно лезет поперёк батьки бога, в каждой дырке затычка и вообще маг уровня бог, то не бог ли он?
Да, за дуализм христиане оппонентов жгли без всякой жалости (ибо по другому оспорить их мнение не удавалось), но если поговорить без пулемёта, только словами?
Кстати, вокруг Сатаны накрутили столько культурных образов (Воланд, Фауст, я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо), что он едва ли не значимее, чем Ешуа из Назарета.
Вот и ПЯТЫЙ бог нарисовался.

И это не считая святых и прочих ангелов. Многовато для единобожия, нет?

У протестантов ни святых, ни даже девы Марии в качестве богов нет. Только Исус, яво отец и Святой дух. Протестанты не хранят мощи святых и не поклоняются им. Строго говоря, у протестантов и церквей нет (специально освященных зданий ритуального назначения). Где протестанты собрались молится — там и хорошо.
Протестанты не молятся за умерших: «Невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Именно поэтому протестанты считают, что молитвы за умерших не имеют силы и все решается человеком при жизни.
Ну и дьявол у них не слишком важный персонаж. Гад, конечно, но на всё воля господа…
То есть у протестантов богов куда меньше, чем у прочих христиан: всего три = троица. Про которую в Библии ни слова.

У монофизитов богов и того меньше: только Яхве. Остальные «боги» суть его произведения и играют по его либретто.

Демонология христиан Греческое слово димон (или даймон) – это низшее существо (божество), которое является посредником между богами и людьми. В иудаизме, согласно Талмуду, демонов создал сам Бог. Случилось это в сумерки, накануне первой субботы. Эти существа занимают промежуточное положение между людьми и ангелами, проводят время в пространстве между луной и землей. При этом преимущественно предпочитают пустынные и нечистые места. Демонов в иудаизме много.
Христиане (как и гностики), пытаясь разрешить проблему появления зла в мире, созданном исключительно благим Богом, вывели причину зла из трагедии грехопадения ангелов. С момента падения мятежных ангелов с неба те утратили право носить звание посланников Божьих и стали именоваться демонами, злобными духами. Таким образом, в христианстве, в отличие от многих древних верований, слово «демон» означает не сверхъестественного духа вообще, независимо от его природы, а исключительного духа злого, падшего ангела.
В тоже время сама демонология, во-первых, взята из Библии (читай, из иудаизма), а во-вторых, наложена на языческие представления народов, попавших под пресс христианства. Поэтому низший пласт нечисти у каждого народа свой собственный, уникальный или отличный от прочих.

Восстание Денницы поддержало около трети ангелов. На небесах произошла битва, в результате которой поголовье ангелов сократилось, а выжившие бунтари были "скинуты" на землю или даже ниже. Люцифер создал ад, где и обосновался.
Сама идея восстания машин бунта запрограммированных собственноручно сотворённых слуг сразу ставит крест на аксиомах всемогущества (зачем ему слуги, да ещё такие кривые?) и всеведения (не ведал, что творил, однозначно!) иудейского (и христианского) бога Яхве. Скорее это похоже на политическую партию, в которую Яхве собрал окрестных богов, плюс-минус равных ему по силам, а потом произошёл раскол и часть партии выделилась. Что ставит крест на единобожии.
По более ветхозаветной версии, противником Яхве был не главный Несущий свет ангел, а Повелитель мух Баал-Зевул, бог, поклонение которому евреев Яхве всеми силами старался не допустить (пари у них было? или что-то личное?). Что тоже перечёркивает единобожие и восстанавливает нормальное язычество с толпой богов, где Яхве даже не первый среди равных, он не может силой настоять на своём; становится понятно, зачем Яхве нужны боевые ангелы ближнего боя и почему столь силён Сатана, зачем ему вообще армия и с кем он воюет.
Но те, кто всё это придумывал, так глубоко не ныряли; им надо было надёжно объяснить, откуда в мире, сотворённом всемогущим всеведущим всеблагим богом столько зла и явных косяков; ну и угрозу посмертных кар, если не будут слушаться, людям показать.
В любом случае, поскольку байки про христианский Ад и Сатану придумывали средневековые малообразованные люди (монахи чаще всего), то и антураж там средневековый — темно, грязно, короны, троны, мечи-шпаги, плащи, князья-герцоги и слуги. Как может быть иначе?
Любой демон стократно сильнее любого человека, к тому же неуязвим и бессмертен. Ну и малость некрасив. Оборониться от демонов можно только верой, а отчего демоны не захватили Землю до появления истинной веры (сиречь христианства), спрашивать нельзя, это не твоего ума дело. Не шмогли, бог не попустил, еврейские цадики отбились.

Попыток определения степени влияния и родов демонов предпринималось очень много, и среди христианских демонологов не было единого мнения ни о границах власти демонов, ни об их иерархии. Альфонсо де Спина установил 10 разновидностей демонов:
В 1589 году демонолог П. Бинсфельд придумал такую связь высших демонов с пороками: В 1801 году оккультист Френсис Баррет изменил связь демонов (которых добавилось) с грехами: Сатана, Люцифер и Вельзевул могут обозначать одно и то же лицо, дьявола, падшего ангела, главу злых сил, врага бога, князя Ада и ещё примерно 30-40 имён.

Каких-то устоявшихся, всеми принятых чинов, званий, погон, "кто перед кем ку должен делать", увы, нет. Все демоны с именами — это князья, ближайшие сподвижники Дьявола (Люцифера). У некоторых поздних (XVII-XIX века) авторов там и демонесы (жены Люцифера, Астарота и Вельзевула) есть. И само собой Лилит, куда ж её девать.

Стараниями иудейских и христианских теоретиков и писателей поимённо и по должности известно много демонов:
  • Аббадон — властелин бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада.
  • Абдусциус — демон, вырывающий с корнями деревья
  • Абигор или Элигор — великий герцог ада; демон-всадник, искусный воин
  • Адрамалех — демон-советник, отвечающий за гардероб Сатаны
  • Агалиарепт — демон, умеющий разгадывать любые загадки
  • Агварес — демон, великий герцог ада, организатор танцев
  • Азазель — демон, знаменосец войск ада Аластор — демон-глашатай
  • Амдусциас — демон-музыкант, великий герцог ада
  • Андрас — демон, великий маркиз
  • Асмодей — демон похоти и семейных неурядиц
  • Астарот — великий герцог ада, хранитель сокровищ ада
  • Ахерон — адское чудовище с пылающими глазами
  • Барбатос — демон, герцог, умеющий находить спрятанные сокровища и предсказывать будущее
  • Бегемот — огромный демон, заправлявший пирами в аду
  • Бельфегор — демон, соблазняющий людей богатством
  • Ваал — демон вероломства и обмана, великий герцог ада
  • Ваалберит — главный секретарь ада
  • Валафар — демон, покровитель грабителей и разбойников
  • Велиар — могущественный союзник Сатаны, демон лжи
  • Верделет — церемониймейстер ада
  • Дагон — демон, пекарь ада
  • Данталиан — демон, подбивающий людей на злые поступки
  • Дюббук — в мифологии странствующий дух
  • Зепар — демон, доводивший женщин до безумия
  • Инкубус — демон-любовник мужского пола
  • Ксафан — демон, разводящий костры в аду
  • Парки — демон судьбы; если кто видел парки, то тот человек сам демон.
  • Уфир — демон, врач ада
  • Ламия — демон-женщина, вампир, охотившаяся, в основном, за детьми
  • Левиафан — огромная змея, властелин океанов
  • Леонард — демон, хозяин шабашей
  • Люцифуг Рофокал — премьер-министр ада
  • Люпен — во Франции так называли оборотней, живущих на кладбищах
  • Маммон — демон богатства
  • Марбас — демон, который мог наслать и излечить болезнь
  • Мельхом — демон, хранитель сокровищ принцев ада
  • Мефистофель — демон, служивший Фаусту 24 года
  • Молох — демон-божество, кому приносили в жертву детей
  • Мулцибер — демон, архитектор ада
  • Небирос — демон, фельдмаршал армии ада
  • Нибрас — демон, ответственный за развлечения
  • Нисрок — демон, один из администраторов ада
  • Ойедлет — демон-соблазнитель обета бедности.
  • Оливьер — падший архангел, пробуждающий в людях жестокость к бедным
  • Пут Сатанакия — верховный главнокомандующий армией Сатаны
  • Сабнак — демон, ответственный за гниение трупов
  • Саламандры — властелины огня, духи, живущие в пламени
  • Саргатанас — демон, генерал-майор армии ада
  • Сеера — демон времени, мог замедлять или ускорять его ход.
  • Суккубус — дьяволица-любовница
  • Флеврети — генерал-лейтенант Вельзевула, управляющий Африкой
  • Фурфур — демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами
  • Шакс — демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы
  • Вин — демон; мог разрушить самые толстые стены и вызывать в море шторм.
  • Филотанус — демон 2-го разряда и помощник Велиара. Подстрекатель к разврату.
Судя по этим писаниям, что-то личное было у авторов к верблюдам.
У сатаны активное многожёнство, а значит — многожёнство это неправедно и грех. И вообще, сколько демонов специализируются по похоти и разврату — это точно дьявольское и греховное.

А почему дьявола можно вызвать, а бога нет? Дьявол что, менее загружен или более коммуникабелен?

Бог добр. Бог всемогущ. В мире есть зло. Что-то одно – неверно.
Иудеи убрали "бог добр". Яхве у них довольно нервный склочный персонаж, автор всего в мире — и хорошего, и плохого. И совершенно этого не стыдится.
Христиане неявно убрали "бог всемогущ". Их Яхве не может сделать многое, вынужден реализовывать хитрые схемы и ломать комедии там, где можно стукнуть кулаком по столу. Кроме того, христиане часто отрицаю наличие зла в мире, как паллиатив.
Мусульмане убрали "в мире есть зло". Всё в мире идёт по планам Аллаха и всё делается к лучшему. Аллах акбар, так сказать, ему видней.

Очеловечивание и вообще визуализация Аллаха в мусульманстве считается страшным грехом (ведь это ограничение бога — он такой и никакой иначе; а Аллах неограничен, Его невозможно описать никакими словами). Поэтому "ему виднее" (есть глаза? правильно — "он лучше знает"), "милосердный" (есть сердце? правильно — "раздающий, изливающий, дарующий милость") и т.д. — это уже само по себе ересь.