С именем всё просто: Исус
Иосифович — это греческая форма еврейского имени Ешуа;
имя отца, Иосиф — это русская форма еврейского имени Йехо́сеф («Яхве добавил» = богоданный).
Христос — это греческое слово помазанник
(ближневосточные обряды возведения монархов на престол и посвящения священников в сан включали помазание оливковым маслом = елеем).
На иврите это же слово звучит машия
(= царь
, так называются цари Израиля и Иудеи, священники, библейские патриархи, некоторые ветхозаветные пророки и персидский царь Кир II), от него произошло наше мессия
.
По правилам, окончание именительного падежа "-ос" надо бы отбрасывать
(и при всех склонениях слова "Христос" в русском так и делают: Христу, Христа, Христе, Христом, о Христе),
но в именительном его почему-то сохранили.
Собираем всё вместе: Иисус Христос = Царь (или помазанник божий) Ешуа.
Даты.
Поскольку никакого летоисчисления тогда не было (Рим считал года по именам правящих консулов и "кто за кем стоял" сказать можно только после изучения летописей, то есть в жизни такой счёт не использовался;
а древний
иудейский календарь в современном виде сформировался значительно позже, в 359 году),
Август (который Гай Юлий Цезарь Октавиан) ввёл летоисчисление Anno Urbis conditae (= от основания Города, имелась в виду мифическая дата основания Рима),
но его использовали мало и либо в официальных бумагах, либо учёные.
В быту оперировали годами правления императора (третий год правления Августа;
тут надо сделать оговорку, что наследники римских императоров часто делались ими своими соправителями, то есть первый год правления не равен первому году самостоятельного правления!).
И в Евангелиях есть только отсылки ко времени Тиверия кесаря
(правил с 14 по 37 годы нашей эры). Всё остальное вычислил монах Дионисий Малый
в 525 году (через 500+ лет после событий) почти (а кое-что и без почти) астрологическими методами. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима (датой основания Рима считается 21 апреля 753 года до н. э.).
25 декабря (во времена до н.э. дата зимнего солнцестояния, самый короткий день года) придумал тот же Дионисий из простой логики — это был официальный день рождения бога Митры Непобедимое Солнце
(и скорее всего бога Сатурна) и надо было затмить этот языческий праздник своим.
Историки оценивают дату рождества Исуса в 7—4 годы до н. э. Не сильно промахнулись астроолухи.
Сам Исус и его апостолы были иудеями. И арамеями (то есть евреями или сирийцами). Никакого христианства, Исус пытался исправить иудаизм. Начал конфликт с равинами (общепринятыми религиозными авторитетами иудеев), объявлен верхушкой иудейского жречества "врагом народа", арестован римлянами по доносу по статье "оскорбление величества" и умер позорной смертью на кресте. И кстати, говорил Исус на арамейском (старосирийском = «халдейском») языке.
Учеников и учеников учеников вокруг Исуса было много. Или не было.
Апостолы (ученики, первые последователи Исуса) не упоминаются в сочинениях античных авторов вплоть до IV века, когда к власти пришел принявший христианство император Константин.
Поэтому не понятно, были ли они — или это часть легенды.
И тем не менее, христианство пошло по Римской империи и миру. Значит, кто-то его нёс, христианство прозелитическая (проповедуемая) религия.
Почему бы не апостолы?
В процессе проповедей выросли церкви — изначально просто общины христиан, часто тайные, замаскированные под рыбаков, пьяниц, кружки кройки и шитья мистические секты и так далее.
А потом апостолы (ученики и живые свидетели) начали умирать. В основном от казней (их казнили как сектантов, за веру
), от старости умер только апостол Иоанн, который Богослов.
И тут случилось ой — возле них не нашлось мальчика с феноменальной памятью. А сами они были неграмотны да и малообразованы (рыбаки же и прочие "подай-принеси-и-не-беси специалисты").
Поэтому принялись писать все желающие. Мемуары — это же святое.
Часть текстов "про Исуса и как там всё было" написана на арамейском, бОльшая часть на койне — общегреческом языке периода после римского завоевания (койне был лингва-франка для
населения восточного Средиземноморья и Ближнего Востока); ну на чём умели, на том и писали.
Всего "благих вестей" (воспоминаний типа очевидцев и типа участников) было более сорока. Плюс "письма апостола Павла" и прочие такие сочинения. И во всех них есть противоречия. Чаще небольшие, но порой — принципиальные.
Апостол Фома, например, внезапно оказывается братом-близнецом Исуса близким другом
(любовницей?) и могла быть беременна от Ешуа.
И на смерть Христос у разных авторов идёт по разному — гордо, задумчиво, в отчаянии, в панике; да даже в разные дни (за день до Пейсаха или в день Пейсаха)! Ну и так далее.
Да что там говорить: всего благовестов насчитывали более 40, до нас дошло 25 евангелий, рассказов о жизни Христа. Из них только четыре (!!!) не сильно противоречили друг другу и годились как основа для веры.
Все остальные сами Отцы Церкви назвали сказками и балабольством!
А ведь это были мемуары очевидцев или участников.
Как тут не усомниться — а не были ли таким же балабольством и канонические четыре евангелия?
Авторство евангелий неизвестно, сами тексты анонимны.
Во II веке (через 100+ лет после событий) они были приписаны Матфею, Марку, Луке и Иоанну;
причём даже если так всё и было, среди них только половина ("от Матфея" и "от Иоанна") мемуары от апостолов, от тех, кто был на этом празднике жизни с начала и до конца. Евангелие "от Андрея Первозванного" точно было, но его выкинули в мусор как недостоверное.
Причём выкинули так надёжно, что у нас его текста нет. Ещё два евангелия от "апостолов от семидесяти" (сборной группы проповедников, набранных Христом "с бору по сосенке" и разосланных по миру), которые часть или даже большинство описываемых событий по сюжету не видели!
Не было их там; хорошие мемуары, достоверные.
Три из четырёх официально достоверных благовестов (Евангелия от Матфея, Марка и Луки) во многом перекрываются и повторяют друг друга. Этим достигается эффект достоверности, это работающий психологический приём, дать плюс-минус одинаковые данные из разных источников, чтобы слушатель сам принял решение, что данные достоверные;
четвёртое Евангелие "от Иоанна" отличается по стилю и содержанию; это тоже есть такой приём, оттенить данные частично иными, частично такими же, что опять же повышает к ним доверие.
И сам Исус (поздравляю вас, господа, соврамши!
(с)
По преданию, апостолы согласовали апостольский символ веры и жребием (то есть по воле бога) разыграли, кому куда нести благую весть
.
И пошли они, солнцем палимы, по миру, проповедуя и основывая христианские общины…
Католическая церковь считает Иосифа, мужа Девы Марии, девственником (он-то зачем хранил девственность в браке? И в первом тоже??).
Тогда какие-такие "братья" (помянутые в евангелиях и массе других баек) у Христа?
Католичество объясняет, что евангелисты были тупые и перепутали братьев и кузенов (якобы в арамейском это одно слово; у Иосифа были женатые братья, вот их дети…).
Правда, большинство евангелий написано на койне, а там "кузен" и "брат" — это разные слова.
В православии Иосиф вдовец с детьми от первого брака (в самых ранних байках его прежняя жена названа старшей
, сиречь намёк на многожёнство).
Апостол Яков (который не Сантъяго, а Младший, "брат Христа") по многим версиям был сыном "девы Марии" и "девственника Иосифа". Естественно, это апокриф, а то неприлично и сказку ломает.
Именно апостол Павел (греческая форма имени Саул или Савл; который ни разу не апостол, то есть не ученик Христа и один из гонителей Исуса, пока тот был жив)
где-то в 50-е годы н.э. придумал, что Исус бог и что он умер не просто так, а во искупление грехов. Ни сам Исус (в пересказе апостолов), ни его бог ничего такого не говорили.
Но Саулу было виднее видение и он смог про него рассказать граду и миру.
Заодно он же продавил принцип в церкви нет "ни эллина, ни иудея"
— остальные апостолы склоняли к тому, что в их общины могут вступать только иудеи.
Только в Евангелии от Иоанна (однозначно написанного после реформ Саула) Исус хоть немного бог, а не пророк (= посланник бога). Правда, есть опасения, что это позднейшие вставки от святого Афанасия Великого,
который в IV веке аки лев рыкающий боролся с арианством (утверждавшим, что Исус не бог, а такой ангел = посланник бога) и форматировал Писание под свои задачи.
Исус был признан богом в 325 году на первом Вселенском Соборе. Собственно, с этого момента христианство перестало быть сектой иудаизма и стало другой отдельной религией.
В IV-V веках набирает популярность культ девы Марии, ее начинают называть богородицей или богоматерью. В 431 году, на соборе (съезде епископов) в городе Эфесе, она была официально признана богородицей и богиней. Центром её культа стал (удивительно!) город Эфес, поскольку надо было вытеснить языческие культы Великой Матери, как раз там имевшие базу.
Термин католический
(кафолический
) греческий и означает единый
, целый
или всемирный
= вселенский
.
Церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос.
доэфесские церкви(близкие к несторианам, прежде всего сами несториане и Церковь Востока, которая занимала земли от Ирана до Китая)
миафизитские церкви(коптская, сирийская, армянская, маланкарская = индийская, грузинская и ещё несколько)
Вселенского патриарха.
налевоболее 90%
полюбовные, но только из-за политической слабости Константинопольских патриархов; на словах сохранялось даже единство Церкви и патриарх Константинопольский был "типа главным" авторитетом во всех этих церквях (ну пока молчал в тряпочку). Стоило ему чего не то сказать, как его сразу слали в дупу.
протестантскими.
красного потопаи образовали Русскую православную церковь заграницей. В 2007 году РПЦЗ признала себя частью РПЦ (автономной церковью).
Все существующие христианские церкви утверждают, что они и только они являются продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом.
Католики, протестанты и православные церкви (в том числе Константинопольская православная церковь и её мятежный
экзархат, РПЦ),
и даже церкви, рано (мягко говоря) отколовшиеся от христианской церкви римской империи,
типа Церкви Востока, армянской или коптской.
Так же каждая из них рассматривает всю историю Церкви до раскола как свою историю и себя как правильную и единственную наследницу апостольской Церкви.
Хотя от идеи родства с иудеохристианством (которое и было ранней формой христианства и которое и проповедовали апостолы) всех нынешних христиан (да и не только нынешних) корёжит.
Слово «библия» является множественным числом слова «библиос» = «книга», встречающегося в Септуагинте и в самом начале Евангелия
от Матфея. В свою очередь, слово «библиос» происходит от слова «библос» («папирус»), производного от названия древнего финикийского города Библ(ос) — центра торговли, или производства, или изобретения папирусом.
Библия состоит из двух частей — Ветхого (очень древнего, прежнего) и Нового заветов.
Ветхий завет — это иудейский Танах, только в греческом переводе (имеющим название «Септуагинта» = «семьдесят» и аббревиатуру LXX).
Иудеи переводы Танаха не признают; для христиан же Септуагинта была каноническим текстом Ветхого завета на греческом языке.
Принято считать, что формирование текстов Септуагинты началось в 280-е годы до н. э. и в общих чертах завершилось в I веке до н. э.
С древности Септуагинта постоянно редактируется, сверяется с еврейским текстом, подвергается влиянию более поздних переводов Ветхого Завета с еврейского на греческий.
Цитаты из неё встречаются в Новом Завете, наиболее точные — в Евангелии от Луки.
В христианской традиции априори восторжествовало мнение, что еврейский оригинал предпочтительнее перевода во всех отношениях. И католицизм, и протестантские деноминации, и православие основывались на переводах напрямую с иврита
масоретского текста (священного текста Танаха для талмудического иудаизма).
В процессе переводов насажали ошибок (классикой стал верблюд, угольное ушко и царствие небесное — "верблюдом" на сленге называли причальный канат,
потому что он толстый, неуклюжий и волосатый от растрепанных волокон, из которых сплетён, что сразу делает эту байку куда логичнее;
но поздняк метаться, верблюда уже канонизировали и поди теперь исправь — это ж утверждённые авторитетом Церкви слова самого Христа, не абы что).
Само название Новый завет
означает, что бог перезаключает договор. Раньше у него уже был договор с иудеями (описано в Ветхом завете: мы поклоняемся только тебе, ты нас холишь и лелеешь), а теперь бог в одностороннем порядке
меняет условия договора и заключает новый. Иудеи этот новый договор не приняли. Пришлось срочно менять целевую группу и идти по язычникам (не иудеям).
Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются Послания апостола Павла (того самого, который не апостол; написаны в 40-50 годах н.э.),
а наиболее поздними — произведения апостола Иоанна Богослова (90-е годы н. э.), который единственный умер своей смертью, около 100 года н.э.
Книги Нового Завета были канонизированы уже единой христианской Церковью на Вселенских Соборах. Всего текстов на эту тему было более 50, в Новый завет вошло 27, из них евангелиев всего 4.
Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (проще говоря, каждый из этих рассказов противоречил остальным и сложившейся концепции).
В Эфиопской церкви принят «нестандартный», по сравнению с принятым в других церквях, канон Нового Завета. Туда входят несколько книг, считающихся остальными христианскими церквями апокрифами.
Канонические Евангелия писались в таком порядке: "от Марка", "от Матфея", "от Иоанна" и "от Луки".
Каждое из Евангелий вообще-то анонимно, но было приписано определённому автору в начале второго века. Причём очевидно, что авторы переписывали у предыдущих ораторов большие куски и сцены целиком.
Тексты были переведены с койне на другие языки (латынь, сирийский, коптский). Высказывались предположения, в том числе и некоторыми из авторитетов христианства II—III веков, что Евангелие от Матфея первоначально было создано на еврейском или арамейском языках, а Послание к Евреям было изначально написано на еврейском языке, а затем переведено евангелистом Лукой на койне.
Находящаяся в значительном меньшинстве часть учёных рассматривает арамейскую версию Нового Завета в качестве оригинальной, а тексты на койне считает переводами.
До нас дошли лишь копии копий евангелия. На том самом койне, на котором Исус не говорил. То есть все эти «истинно говорю вам» — это не цитаты, а пересказ на другом языке!
Правда, копии эти близки по времени к событиям — II, III, IV века нашей эры. Окончательная редакция Нового завета была утверждена при папе Геласии I, в 493 году н.э.
Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура только из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века.
Среди богословов христианской церкви римской империи сложилось мнение, что хвалу Господу можно воздавать только на трёх языках,
на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. На иных бог то ли не поймёт, то ли оскорбится.
Поэтому попытка добавить ещё какой-нибудь язык воспринималась как ересь.
Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Хазарии (ради такого дела Кирилл выучил еврейский, который был языком знати Хазарии), показали себя (хотя хазары так и остались иудеями) и
Константинопольский патриарх подписал братьев занести веру в дикие славянские земли; Кирилл с Мефодием поехали в Моравию по приглашению тамошнего князя.
Оба они были греками (менее вероятно, что славянами) родом из Фессалоник (= Солунь, Салоники), греческий был для них родным языком; кроме того, они знали и староболгарский (солуньский диалект = церковнославянский).
На нём они и развернули агитацию и богослужения, составили азбуку (примерно 863 год) и перевели Библию.
За Библию и проповедь "не на том языке" братья были мягко говоря не поняты, не взирая на число неофитов, и были вызваны в Рим, для вразумления.
Однако пока братья ехали, сменился папа; Адриан II милостиво принял от братьев
мощи апостола от семидесяти святого римского папы Климента (найденные ими в Крыму по дороге из Хазарии),
утвердил богослужение на славянском языке (глаголический обряд), и переведённые на славянский язык библии приказал положить в римских (католических) церквях.
Константин (который Кирилл) от такой радости прям в Риме быстро помер; Мефодия папа Адриан II рукоположил в сан архиепископа Моравии и Паннонии и отправил обратно, проповедовать.
Моравская миссия братьев подготовила крещение Болгарии (864), которая граничила с Великой Моравией и легко приняла христианство на родном языке.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Ну и константинопольские "греки" наглядно увидели, на каком языке надо проповедовать и крестить славян.
Помершего в 885 году Мефодия отпевали на трёх языках — славянском, греческом и латинском. Староболгарский (= церковнославянский) язык уверенно встал в ряд каноничных церковных языков.
Главенство в церкви одного человека, папы Римского — это фишка (все остальные церкви считают, что ересь) католиков.
Согласно учению католической церкви,
"папа" занимает первенствующее положение среди прочих епископов как преемник (наследник должности) первого римского епископа апостола Петра (который трижды отрекался от Христа)
со времён Петра и до наших дней (что почти правда, с небольшими, не более нескольких лет, перерывами).
И поэтому, согласно католическому учению, римский первосвященник есть верховный владыка всей основанной Спасителем Церкви; он – наместник Бога на Земле и глава всех христиан.
Добился такого статуса папа Бонифаций III (в 607 году), уговорив признать себя "Вселенским патриархом" императора Фоку.
«Неточность» здесь в том, что Пётр был не единственным апостолом и все
апостолы основывали христианские общины где попало (например, Андрей Первозванный, первый из последователей Христа, принёс христианство в Константинополь)
и даже если Пётр важен (Церковь Востока
,
Антиохийскую православную церковь и само собой поучаствовал в создании Иерусалимской православной церкви (там все 12 апостолов поучаствовали).
Почему именно Рим?
К концу IV века возникла потребность в едином и достоверном тексте латинской Библии (империя говорила и читала на латыни, даже греки
Константинополя), на котором Вселенская (католическая) церковь могла бы основывать своё учение.
Первым латинским переводам Библии присвоено название Vetus Latina (старолатинские переводы, также именуются Itala).
Примерно с этого времени католические богослужения, обряды и сама Библия считались правильными только на латинском языке. Ежели кто сего языка не ведал — ну и нечего ему библию читать, а молитвы и выучить можно.
Все переводы на иные языки суть ересь и происки дьявола. Именно поэтому требования протестантов о понятной библии
(переводе богослужебных книг на живые человеческие языки) воспринималось как ересь и скрепошатание.
Переводы на латынь Ветхого завета выполнялись непосредственно с иврита, Нового — с койне. Принцип перевода был «не слово в слово, а мысль в мысль».
Итогом переводов блаженного Иеронима Стридонского стала Вульгата (Biblia Vulgata = «Общепринятая Библия»).
Уже к IX веку текст Вульгаты подвергся искажениям (косячили переписчики) и её начали исправлять (уточнять по греческим и иудейским источникам).
В Русской православной церкви книжная справа
1651 года привела к расколу (было больше фанатиков? или просто грамотных?), у католиков шестью веками ранее прокатило.
Всего за период V—XV веков сохранилось более 10 000 рукописей Вульгаты, в которых представлено около 300 вариантов расположения библейских книг и множество других расхождений.
C XVI века Вульгата является официальной латинской Библией Католической церкви.
В 1546 году на Тридентском соборе был официально признан авторитет Вульгаты и принято постановление об изданиях quam datissime (то есть насколько возможно, без ошибок).
Папа Сикст V в 1585 году назначил авторитетную комиссию для образцового издания и сам принимал в ней участие. Сикстинское издание Вульгаты вышло в 1590 году, но после смерти папы римского было изъято. Официальной латинской Библией Римско-католической церкви стала «Климентова Вульгата», впервые опубликованная в 1592 году.
После Второго Ватиканского собора было начато издание «Новой Вульгаты» (Nova vulgata bibliorum sacrorum editio), предназначенной для использования в реформированном чине литургии и отражающей достижения современной текстологии. Издание было утверждено и провозглашено типовым (editio typica) папой Иоанном Павлом II в 1979 году и стало новым официальным текстом Библии.
В Православных Церквях Библия была переведена и канонизирована на местных языках
: греческом (койне), коптском, эфиопском, согдийском, арамейском (сирийском),
армянском (грабар), малаяламском, грузинском, английском и славянском (староболгарском = церковно-славянском) языках.
Ну и вообще факт перевода библии для них не трагедия: надо, хоть на северо-марсианский переведём. И службу на средне-марсианском будем править. Можно. Не табу.
Но при этом православие стоит на позиции
Каждая автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах своего административного управления от других поместных церквей, но едина с ними в вероучении (участие прихожанина одной церкви в обрядах другой его не оскверняет).
Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.
Существует так же множество мелких православных церквей, самоголовие которых не признаётся на Фанаре или в Чистом переулке. Это тоже как бы раскольники, но на самом деле нет, раскол тут в деньгах и власти, а не по вере.
Все христианские церкви (или единая церковь до расколов) в какой-то момент себе решили, что у них (и только у них) есть право прощать грехи.
Православные попы так и говорят: есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять души людей
.
И эти люди — мы!
Католики считают точно так же, плюс уверены, что за века усердных молитв они как организация накопили запас маны безгрешия
, праведности
и в счёт этого запаса они могут прощать любые грехи и даже продавать прощения ещё не совершённых грехов = индульгенции.
Тут есть оговорка, что священник действует от имени Церкви
(как организации), а Церковь имеет мандат от Христа
Поэтому если вовремя прийти на исповедь или дотянуть с крещением до самого-самого (лучше всего — перед самой смертью, чтоб точно не успеть нагрешить потом),
то можно открутиться вообще от всего. И чистеньким хоба в рай. Для этого придумали глухую исповедь, когда уже покойнику
священник отпускает все его грехи вольные и невольные
. Правда, стоит это дорого.
Тонкая грань между сектой и церковью очень проста: сумела после анафемы уйти в раскол и выжить — Церковь.
Не сумела — секта и ересь. Ересей и сект у христианства было много!
Уже даже Христос (согласно евангелиям) осуждал николаитов (в чём они не правы, мы не знаем, для уничтожения хватило высочайшего осуждения).
Из выживших можно помянуть дуалистов (сатанистов прежде всего),
адамитов (религиозные нудисты),
миафизитов-монофизитов
и павликан (армянские предки катары и, видимо, потомки
манихеев, возникли в VIII веке, дожили малыми общинами до XVIII века в Турции).
Первозванный. Было
евангелие от Андрея, отклонённое папой римским Геласием I (около 494 года). Текст не сохранился. Проповедовал на Чёрном море (тогда «Эвксинский Понт»). Он рукоположил в сан первого византийского епископа Стахия, одного из семидесяти апостолов Христа. По совсем сказкам, дошёл до Скифии (куда и гнал его жребий) и проповедовал там. Кто у них был Скифией, есть разночтения: либо Крым, либо даже северное побережье Черного моря, устье Дона.
андреевском) кресте.
Пётрэто греческая версия арамейского слова «Кифа» =
камень— это прозвище, которое ему дал Ешуа. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, боясь навлечь на себя проблемы, трижды отрёкся от Ешуа.
привел(чтобы это не значило) к Христу эллинских иудеев (то есть иудеев, интегрированных в греческую культуру, откуда мы и узнали о таком удивлении).
Младшим.
Таддеуш, почему-то это прозвище норовят перевести словом "принц"; сын Иакова). В Средние века католиками апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, братом Иисуса Христа. Ещё его называли «Иуда — не Искариот», чтоб не перепутать 🙂 Есть версия, что не сын Иакова, а брат (апостола) Иакова.
лопнул изнутри). Есть версия, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).
Выделяют также
Саула казнили (отрубили голову; он был Civis Romanus sum! и распять его было низзя)
в Риме во время гонения на христиан при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году.
На "тайной вечере" Марии Магдалины не было. Иуда был, а Мария нет. Неча бабе делать за одним столом с мужиками — сам Христос так указал. Предателю можно, а женщине — нельзя.
Или Исус не знал, что Иуда предатель, а любимую верную спутницу за стол не посадил, потому что таковы были еврейские традиции и негоже их в праздник портить: коллектив бы не понял.
Дева Мария, Богородица тоже интересный персонаж.
В Библии нет термина Богородица, а Мария называется по имени. Исус в те редкие разы, когда вообще про неё вспоминал, называл её "женщина".
По личному имени (Марьям) мать Иисуса называется также в странах исламской традиции.
В возрасте трёх лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где она росла и воспитывалась. При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь.
Замуж за Иосифа она вышла уже беременная Христом и рассказала мужу, чтоб он не парился, это она не нагуляла, это ея святой дух избрал.
Иосиф, святой человек, поверил и женился. Было ей в тот момент от 12 до 15 лет.
При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа Дева Мария упоминается как присутствовавшая
на браке в Кане Галилейской (где вместо воды было вино). Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме (в котором Ешуа в основном и проповедовал и который он в итоге проклял).
На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну.
По преданию, Богородица присутствовала при Вознесении Господнем.
В Деяниях святых апостолов
не указывается, была ли Дева Мария в день Пятидесятницы среди апостолов, когда
на них сошёл Святой Дух, но почему-то считается, что и на неё тогда сошёл Святой Дух.
Богородица участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия).
Она туда не поехала (сказала, сын не велит), её заменил Андрей Первозванный.
Зато Дева Мария совершила путешествие на Кипр к Лазарю (покойный брат Марии Магдалины, которого Исус воскресил). По дороге её корабль был бурей прибит к горе Афон, где она проповедовала среди язычников, обращая их в христианство.
Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе.
После турпоездки она вернулась жить в Ерусалим, где через какое-то время и умерла.
Успение Девы Марии описано только в апокрифах (то есть верить в это не велено!), датируемых IV — началом VI веков.
Апостолы были перенесены на облаках к смертному одру Богоматери со всех концов света. В латинской версии апокрифа у одра Богородицы не было лишь апостола Фомы, который прибыл на три дня позже (из Индии даже облака идут долго) и не застал Богородицу в живых.
Якобы ей было в момент смерти 72 года, то есть между 60 и 66 годами н.э. В сказаниях называют и другие даты, например, 48 год н.э.
Воскрешения, вознесения и прочих чудес вокруг девы Марии никто не видел, врать не стали, просто сказали, что иначе и быть не могло.
Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация (в смысле, стала царицей небесной
, чтобы это не значило).
Похоронили её в пещере, сейчас там Храм Успения Пресвятой Богородицы с 9 престолами (алтарями), в котором совершают богослужения все христианские конфессии.
Решение о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим Вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей).
И в рамках этой концепции Мария стала "ещё одним богом", крутейшей из святых.
В конце XIX века в качестве возможного места успения Марии стал рассматриваться дом Богородицы в Эфесе, где жил и проповедовал Иоанн Богослов, на попечение которому Иисус Христос и отдал свою земную мать.
Согласно православному преданию, на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными уделами Богородицы, и всего их четыре: Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
Ещё были семьдесят апостолов (Деяний святых апостолов
(по официальной версии, один из этих семидесяти, апостол Лука, "автор" одного из евангелий).
К семидесяти (или семидесяти двум, тут есть разночтения) апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а так же братьев Ешуа
(под "братьями" — Мария-то дева — понимают сыновей Иосифа от прошлой, а иногда пишут и от старшей
жены; многоженец наш плотник? Либо даже кузенов, сыновей братьев Иосифа. Ну или такая дева, что детей куча).
Тут забавно, что по свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), братья Иисуса не признавали Его Мессией. Они ему сопли вытирали и попу, какой тут пророк, тем более бог?
Да и минимум пятеро из этих семидесяти избранных отошли от Христа, не рискнув идти против общественного мнения
и нести людям чушь благую весть — ведь всемогущий всеведущий бог не мог ошибаться в своих посланниках
и избрал кого надо, а не первых попавшихся родственников и друзей родственников и апостолов.
Поэтому потом к лику «семидесяти апостолов» были причислены (= равноапостольные)
многие, обращённые позже (например, Мария Магдалина, или язычник Константин Великий, принявший перед смертью арианское крещение; мать яво
Елена, первый археолог планеты Земля; или сестра апостола Филиппа; или Нонна, крестившая Грузию) за их великие труды.
Церкви Востока.
крест в лотусе— ариане и их последователи.
Католики и православные крестятся в разные стороны. Протестанты в знак протеста не крестятся вовсе.
Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Когда он от лица Божия осеняет крестным знамением себя, то, естественно, что рука движется в диаметрально-противоположном направлении: справа налево. Католики себя осеняют слева направо, а пространство перед собой — справа налево.
Традиция креститься слева направо была закреплена как обязательная норма во время Тридентского собора 1545-1463 годов папой Пием V.
До того у католиков допускалось креститься в обе стороны.
Кроме того, у католиков принято креститься открытой ладонью левой руки, всеми пятью перстами во ознаменование ран Христа и проговаривать (вслух или про себя)
именем отца, и сына, и святого духа
).
Католический священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении (открытую ладонь).
Ещё у католиков есть малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.
Православные крестятся тремя или двумя перстами.
При совершении двоеперстия два пальца правой руки (указательный и средний) соединяются вместе, при этом средний палец получается слегка пригнут.
Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху.
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа.
Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе.
При троеперстии для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого.
Троеперстный
священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС.
Протестантские пасторы как знак должности начали носить белый воротничок — колоратку (роскошного золотого с самоцветами креста-то им на пузе не полагалось).
Колоратка чаще всего представляет собой белый воротник из пластика или ткани, имеет продолговатый вид. По сути, это что-то вроде ошейника. Она застегивается сзади, спереди выглядит как бесшовная полоса. Может встраиваться в рясу священника или поверх одежды.
К 1880-м годам колоратку стали использовать многие представители западного духовенства, независимо от конфессии. Сегодня колоратку обычно связывают с католицизмом, ее даже называют "римским воротником".
Возможно, в католический мир колоратки попали через кардинала Джона Генри Ньюмана, который изначально был англиканским священником, но затем перешел в католицизм, где добился высоких должностей.
Сегодня колоратка распространена в католицизме, пресвитерианстве, англиканстве, баптизме, лютеранстве, методизме и даже в некоторых православных церквях.
Традиция носить "свадебное" кольцо на безымянном пальце пришла к нам из Древнего Египта. Египтяне это как-то хитро объясняли,
но в реальности это просто самый бесполезный палец — ни пальцем показать, ни подержать им чего, ни в ухе поковырять;
даже по "контуру управления" он запараллелен со средним пальцем и шевелить им отдельно требуется долго учится.
Обручальное кольцо "православные" (на самом деле так носят в Узбекистане, Украине, Белоруссии, России, Молдавии, Казахстане, Сербии, Польше, Грузии, Чили,
Норвегии, Греции, Исландии, Индии, Венесуэле, Аргентине, Киргизии, некоторых провинциях Испании) носят на безымянном пальце правой руки.
"Католики" и "протестанты" (жители Австралии, Турции, Азербайджана, Армении, Кубы, Бразилии, большинства европейских стран, США, Японии и Канады),
а так же мусульмане носят обручальное кольцо на безымянном
пальце (в части стран он даже назван перстневым
или кольцевым
) левой руки;
причём мужчинам-мусульманам золото считается "фу", поэтому обычно они носят кольцо белого металла (серебро, платина, "белое золото").
Католики считают, что именно на безымянный палец левой руки святой Иосиф надел кольцо святой Деве Марии.
В Индии на протяжении многих лет было принято носить кольца только на правой руке из-за того, что левая рука — "нечистая" (ей мусульмане попу подтирают).
Но вообще в Индии жених и невеста одевают друг другу не кольцо на палец, а гирлянду цветов на шею и даже факт брака жестом показывают не "кольцо на пальце", а "петлю вокруг шеи".
Кроме того, в день свадьбы невеста надевает кольцо в нос — как символ замужества. Его обычно носят с одной стороны ноздри и прикрепляют к уху золотой цепочкой.
Сегодня в Индии в основном носят обручальные кольца на английский манер — на безымянном пальце левой руки.
Еврейская традиция требует надевать обручальное кольцо на указательный палец невесте (Иосиф был не в курсе? со второго-то раза мог бы и запомнить), а потом его можно перенести на безымянный, так проще не потерять.
В современном мире многие евреи носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руки, чтоб не выделяться.
Вдовцам или вдовам принято либо снимать кольцо, либо переодевать его на другую руку. Так что по большому счёту кольцо ничего не значит © без контекста.
аватарапо малограмотности христиане не знали и пытались очень смутно объяснить его смысл. При этом аватара же не имеет кармы (ну нельзя обвинять перчатку за действия носящей её руки?). И как только христианские богословы приближались к идее аватары достаточно близко, они немедленно теряли личности Исуса и святага Духа. А это ересь.
Культ богоматери возникает отдельно, примерно в III-IV веках нашей эры. Непорочная дева, мать Христа, вытесняет соответствующих языческих богинь и занимает место
главного женского божества, Великой Матери.
В IV-V веках культ девы Марии набирает популярность, ее уже начинают называть богородицей или богоматерью — выражение, которое обычно применялось к древним языческим богиням плодородия. Впервые это название появилось в трудах епископа города Никомедии Евсевия около середины IV века.
Но окончательно это определение Марии было принято только в 431 году, на соборе (съезде епископов) в городе Эфесе, созванном по решению императора Восточной Римской империи Феодосия II.
Центром почитания Марии стал Эфес, где издавна почиталось женское божество Артемида-Астарта, «матерь богов», богиня плодородия.
У христиан становится ЧЕТЫРЕ бога.
В 1854 году папа Римский Пий IX издал буллу, в которой говорится, что
в силу будущих заслуг Иисуса Христа Богородица была свободной от первородного греха, то есть оказалась в состоянии Адама и Евы до грехопадения.
Из этого следует, что Её смерть не была необходимой, а была добровольной. Поэтому Богоматерь часто называют соискупительницей человечества (coredemtrix) наряду со Христом.
Но и сама смерть Марии под вопросом — с 1950 года католики верят, что её взяли на небо живой.
Примерно в III-IV веках появляются истории о деяниях апостолов. Как они после сосшествия Святого духа лихо проповедовали по всей земле Израилевой, лечили, воскрешали мёртвых, изгоняли бесов, привлекали сотни неофитов, не умирали от казней сами, умирали за веру — короче, делали всё то, что прежде делал Исус. Но почему-то не стали богами, хотя где разница? И совершенно не оставили следов в летописях; вот нет ни слова в светских текстах о каких-либо деяниях апостолов до IV века, времени принятия христианства римской империей. А потом как прорвало!
Дальше хуже. Соблюдая заповедь не сотвори себе кумира
победившее христианство начинает малевать те самые кумиры = иконы.
Примерно в конце VIII века в Византии кто-то сумел-таки прочесть библию и пересказал её кратко императору.
Начался период иконоборчества.
Но. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и подверглось окончательному запрету в 843 году.
И понеслось: раскрашенные деревянные доски (кумиры = иконы) стали объектом отдельного поклонения и фана.
Сюда же поклонение реликвиям и намоленным местам
. Ровно те же кумиры, вид в профиль.
С II века литургию в Риме (да и не только) совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (с VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма.
Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих (чтоб не воняли), начали вшивать также и внутрь антиминса (ритуально вышитая скатерть, которой покрывают "престол" в алтаре; на ней стоят священные ритуальные сосуды).
Антиминс использовали при освящении хлеба и вина (плоть и кровь христова
), это главная церемония на богослужении.
У католиков эта скатерть называется корпорал и не содержит мощей (и вообще имеет меньшее ритуальное значение).
С тех пор антиминс и святые мощи, вшитые в него, — неотъемлемый атрибут литургии у православных, базовый (наряду с алтарём) элемент святости храма.
Возник культ мощей. Чем не идолы?
Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Тридентском соборе 1545—1563 и собирать их начали не сильно раньше.
Даже Туринская плащаница известна только с 1353 года (сотника Лонгина.
Стремясь создать образ «Второго Иерусалима» и «Третьего Рима», русские православные государи и патриархи вслед за католиками тоже собирали христианские святыни.
Среди главных святынь — частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня.
Христиане стали использовать мощи и реликвии в качестве местных божков, которые могли защищать даже целые города.
Считалось, что пояс Богородицы защищает Константинополь от вторжения варваров, а город Рим был переосмыслен как место священных могил и святилищ (из-за наличия катакомб, где служили христиане в период гонений).
Отдельно стоит упомянуть тапочки святого Спиридона.
У этой реликвии свой собственный культ; движимые бескорыстным желанием помочь ближнему, попы до сих пор продают башмаки Спиридона; за год от одной до шести пар меняют.
В Библии мы не найдем эпизодов с почитанием мощей, потому что останки людей являются "нечистотами" (трефным, запретным, грязным).
В отличии от католиков, в православной (греческой) традиции нетленные тела после смерти воспринимают не как доказательство святости человека, а наоборот, как свидетельство греховности умершего.
С распространением терпимости к христианству по всей Римской империи, начиная с правления императора
Константина (начало IV века), спрос на мощи и их почитание возрос. В IV-V веках стали почитать не только известные останки мучеников, но и "утерянные мощи" самых ранних святых. Их обнаруживали при чудесных обстоятельствах (проще говоря, придумывали).
На местах находок мощей устанавливали святилища, либо их перевозили в храм, что повышало престиж места и привлекало паломников.
Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
Каждый святой — это такой божок, могущий в пределах своих полномочий и объёма маны влиять на мир магических способом.
Оговорки о том, что святые правят мир силой Господа
, звучат особенно беспомощно.
Святых в христианских церквях сотни, если не тысячи (учитывая местночтимых). Единобожие, однозначно!
Все попытки христиан отказаться от культов святых считались ересями и уничтожались. Уцелеть удалось только последней попытке, протестантам.
именем божииммогут творить чудеса ангелы-архангелы. Это эдакие слуги-роботы, гибрид танка и телефона, созданные богом для каких-то своих надобностей.
как бог,
подобный богу) — вождь небесных сил и воитель духов тьмы; архангел Гавриил (
бог силы) — вестник тайн божьих; Рафаил (
бог исцеления) — целитель недугов; Уриил (
бог огня) — просветитель душ; Салафаил (
бог молитв); Иегудиил («хвала Божия»); Варахаил (
бог благославлений) — «…через него посылается благословение Божие, благодать, на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие»; Иеремиил («высота Божия», «возвышение к Богу») — внушитель благих помыслов, возносящих душу к богу.
при исполнении, им можно особо не молится, куда они денутся. Но лучше им о себе напомнить, мало ли что… И специальные молитвы ангелам есть. Хотя поклонение ангелам
как богамофициально запрещено Ветхим Заветом (за этот грех положена казнь), как бы чего не вышло. То есть ангелы — это боги и им можно поклоняться?
ангелгреческое, означает
вестник. В иудаизме нашим привычным ангелам (мужик с мечом и крыльям, посланец бога) соответствуют малахи.
И среди ангелов есть Сатана, он действует сам, без божественной указки.
И тут мы приходим к еретической, но очевидной логической мысли. Если Сатана был богом наказан и отлучен от божьей силы
,
но при этом он сумел создать ад, успешно лезет поперёк батьки бога, в каждой дырке затычка и вообще маг уровня бог
, то не бог ли он?
Да, за дуализм христиане оппонентов жгли без всякой жалости (ибо по другому оспорить их мнение не удавалось), но если поговорить без пулемёта, только словами?
Кстати, вокруг Сатаны накрутили столько культурных образов (Воланд, Фауст, я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо
), что он едва ли не значимее, чем Ешуа из Назарета.
Вот и ПЯТЫЙ бог нарисовался.
И это не считая святых и прочих ангелов. Многовато для единобожия, нет?
У протестантов ни святых, ни даже девы Марии в качестве богов нет. Только Исус, яво отец и Святой дух.
Протестанты не хранят мощи святых и не поклоняются им. Строго говоря, у протестантов и церквей нет (специально освященных зданий ритуального назначения).
Где протестанты собрались молится — там и хорошо.
Протестанты не молятся за умерших: «Невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Именно поэтому протестанты считают, что молитвы за умерших не имеют силы и все решается человеком при жизни.
Ну и дьявол у них не слишком важный персонаж. Гад, конечно, но на всё воля господа…
То есть у протестантов богов куда меньше, чем у прочих христиан: всего три = троица. Про которую в Библии ни слова.
У монофизитов богов и того меньше: только Яхве. Остальные «боги» суть его произведения и играют по его либретто.
димон(или даймон) – это низшее существо (божество), которое является посредником между богами и людьми. В иудаизме, согласно Талмуду, демонов создал сам Бог. Случилось это в сумерки, накануне первой субботы. Эти существа занимают промежуточное положение между людьми и ангелами, проводят время в пространстве между луной и землей. При этом преимущественно предпочитают пустынные и нечистые места. Демонов в иудаизме много.
Восстание Денницы поддержало около трети ангелов. На небесах произошла битва, в результате которой поголовье ангелов сократилось, а выжившие бунтари были "скинуты"
на землю или даже ниже. Люцифер создал ад, где и обосновался.
Сама идея восстания машин бунта запрограммированных собственноручно сотворённых слуг сразу ставит
крест на аксиомах всемогущества (зачем ему слуги, да ещё такие кривые?) и всеведения (не ведал, что творил, однозначно!)
иудейского (и христианского) бога Яхве.
Скорее это похоже на политическую партию, в которую Яхве собрал окрестных богов, плюс-минус равных ему по силам,
а потом произошёл раскол и часть партии выделилась. Что ставит крест на единобожии.
По более ветхозаветной версии, противником Яхве был не главный Несущий свет
ангел,
а Повелитель мух
Баал-Зевул, бог, поклонение которому евреев Яхве всеми силами старался не допустить (пари у них было? или что-то личное?).
Что тоже перечёркивает единобожие и восстанавливает нормальное язычество с толпой богов, где Яхве даже не первый среди равных, он не может
силой настоять на своём; становится понятно, зачем Яхве нужны боевые ангелы ближнего боя и почему столь силён Сатана,
зачем ему вообще армия и с кем он воюет.
Но те, кто всё это придумывал,
так глубоко не ныряли; им надо было надёжно объяснить, откуда в мире, сотворённом всемогущим всеведущим всеблагим богом столько зла и явных косяков;
ну и угрозу посмертных кар, если не будут слушаться, людям показать.
В любом случае, поскольку байки про христианский Ад и Сатану придумывали средневековые малообразованные люди (монахи чаще всего), то и антураж там средневековый —
темно, грязно, короны, троны, мечи-шпаги, плащи, князья-герцоги и слуги. Как может быть иначе?
Любой демон стократно сильнее любого человека, к тому же неуязвим и бессмертен. Ну и малость некрасив.
Оборониться от демонов можно только верой, а отчего демоны не захватили Землю до появления истинной веры (сиречь христианства), спрашивать нельзя, это не твоего ума дело.
Не шмогли, бог не попустил, еврейские цадики отбились.
Каких-то устоявшихся, всеми принятых чинов, званий, погон, "кто перед кем ку должен делать", увы, нет. Все демоны с именами — это князья, ближайшие сподвижники Дьявола (Люцифера). У некоторых поздних (XVII-XIX века) авторов там и демонесы (жены Люцифера, Астарота и Вельзевула) есть. И само собой Лилит, куда ж её девать.
Стараниями иудейских и христианских теоретиков и писателей поимённо и по должности известно много демонов:несущий свет), Вельзевул (
повелитель мух), Сатана (
противоречащийили
клеветник) = Дьявол («клеветник»), Самаэль (еврейский
ядовитый бог) — главный и самый могущественный ангел, восставший против Бога и низвергнутый с неба, автор и Владыка Ада и греха.
парадиз=
райи произошло). Там скушно, там надо сидеть и любить бога. Больше там делать нечего — ни вина, ни гурий, ни в хоккей поиграть, ни книгу почитать. Одно слово — рай.
Ад в христианстве — это гибрид: слово взято греческое, (г)адес (невидимое), то самое место, куда некий Харон возил души через Стикс (да-да, старина Аид живее всех живых), а фактически это был иудейский шеол, единая могила всех мёртвых душ.
Сатану, чертей и котлы-сковородки-вилы придумали потом — ведь сам по себе шеол (да и аид греков) совершенно не страшное место, как им пугать?
Вот и накрутили страхов с вечными муками (бестелесных душ? как?? Мук совести? а главное — зачем? Ну накосячило оно при жизни —
ну сотри его к чёрту и всё, зачем богу приспичило отдельный ВЕЧНЫЙ театр городить? А если в аду правит дьявол,
то зачем он пошедших против бога наказывает? Их там в попу целовать должны. Нелогично всё).
Кстати, изначально рай был наградой, а наказанием было не попадание в рай и исчезновение души после смерти.
И в этом была даже логика, но не было воспитательного эффекта. И поэтому переиграли.
Ад в виде моря огня — это мода XIX-XX веков, под влиянием ислама. Вот там — да, геенна огненная на все деньги. До того ад рисовался чем-то вроде тёмного леса (или даже пещер),
населённых демонами. И они там жертв жрут всячески, а заступиться и помочь некому.
Круги ада — это фантазия Данте, никаких оснований для неё нет.
В католицизме для добродетельных дохристианских праведников и некрещёных младенцев вместо ада
полагался лимб («рубеж», «край», «предел»), этакий отстойник праведных, но неудачливых душ (туда попадали нехристи, которых не за что в ад). В 2007 году идея лимба отвергнута Католической церковью.
И для попадания в лимб мало было быть праведником, нужно ещё не знать о христианстве. Если ты знал и отверг крещение (хотя и прожил суперправедную жизнь) — то в ад тебя и поглубже!
И ещё у католиков есть чистилище (лат. Purgatorium), место, где отбывали свой срок малонагрешившие христиане =
души крещёных людей, совершивших смертный грех и получившие прощение, или совершившие не смертный грех, остающийся неотпущенным, после смерти подвергаются «временному» наказанию в чистилище.
Такой себе ад-light, типа, предверие.
Молитвы "за усопших" позволяют скостить срок чистилища и побыстрее попасть в рай.
У прочих христиан (православные, протестанты) ни лимба, ни чистилища нет.
Ну как нет — если бога нет, то всё дозволено чистилища нет, то и денег за помин души брать как бы не за что, а хочется, и православные церковники придумали себе «виртуальное чистилище»:
«души усопших ждут от нас помощи. Как только кончается телесная жизнь человека, он теряет право молиться за себя, потому что время его покаяния истекло, за него могут молиться перед Богом только другие. Те души, которые упокоились в надежде на воскресение, но пали на мытарствах, ждут молитв святой Церкви и своих сродников о том, чтобы Господь освободил их от мысленных уз и адских свойств, от которых они не смогли освободиться при жизни. Это „промежуточное состояние“ душ западная церковь называет „чистилищем“».
То есть у православных ад и рай "после страшного суда" и если сейчас усердно молится за умерших, то можно им отменить ад, пока они туда не попали.
Ведь души будут судить «по делам их», а не по молитвам или прощёным грехам.
Так же есть в христианстве глухие упоминания, что бог так добр, так добр, что ада не будет вовсе — он всех простит. Любые грехи в любом количестве. Но во-первых, эта идея не майнстрим, а во-вторых, если простит всех, то зачем поминать, соблюдать и выполнять? Гуляй, рванина!
В исламе есть и рай (джаннат = «сады»), и ад (джаханнам = «геенна» = свалка нечистот древнего Иерусалима, знаменитая своей вонью), и чистилище (араф = «преграды»). Из арафа видать и рай, и ад и дав вдоволь налюбоваться адом, Аллах тамошних обитателей простит и примет в рай.
Джаннат (рай) поинтереснее христианского: там и еда, и питьё, и прохлада, и сады с реками, и гурии, и шатры в роли домов, и одежда из парчи, шелка и атласа.
Праведники, попавшие в рай, всегда будут в возрасте 33 лет. В раю будут существовать секс и супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.
Вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Ведь при жизни не дано кому-либо из джиннов и людей лицезреть Создателя.
Правда, откроется это шоу только после судного дня, до того всех на склад, в шеол. И возникает логичный вопрос — джаннат уже существует, но стоит пустым, или
Аллах его сотворит после Страшного суда? И если второй вариант (что логичнее), то откуда рай так подробно известен? Только из ТЗ?
В Джаханнам (ад) попадут и люди, и джинны навечно, пытать их будут жгучим огнём (джиннов? да они же бестелесные!), заживляя раны по мере пропекания жертвы.
Но в любом случае джинны во главе с Иблисом (он же аш-Шайтан = Satan, пока, до Страшного суда, живёт на земле; местом его обитания являются руины, кладбища, бани и рынки)
в аду будут не хозяева и палачи, а такие же жертвы, как и грешники.
Позднее возник образ протянутого над Джаханнамом моста шириной в лезвие меча (из конского волоса), по которому будут проходить люди в день страшного суда
и падать вниз под весом своих грехов.
И опять же вопрос — Джаннахам уже есть и простаивает или Аллах его сотворит после дня Страшного суда?
С грехами в исламе всё честно, по мануалу: души судят по делам, валят на одну чашу весов грехи, на другую благодеяния и что перевесит,
туда душа и отправится. Поэтому верующий должен стараться совершать как можно больше благих дел, особенно после плохих деяний.
И молиться, это тоже благой поступок.
«Тому, кто скажет: "Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи (прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет иного бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние)",
простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя во время наступления».
В иудаизме в день Страшного суда всех извлекут из шеола, воскресят во плоти (во толчея будет! и главное — зачем?) и будут судить "по делам их".
Христианство и ислам
тоже взяли эту идею (а куда её девать? Ветхий завет — это база), но в христианстве неявно предполагается, что Страшный суд работает "за кадром" — умер, сразу осудили и направили в Сектор покоя
или в Сектор раздумий
.
Иначе много ритуалов теряет смысл.
Хотя такое нигде не прописано и по мануалу надо ждать дня Страшного суда. Видимо, всё в том же шеоле.
Воскресение во плоти
как раз служит основой для отказа от посмертного вскрытия и кремации. Это что же, я буду разрезанный и в виде пепла воскрешён??
Бог же всемогущий, поэтому воскресить мертвых он может, а восстановить тушку — уже нет.
Семи Небес:
в силах тяжких(а вдруг кто обидит единственного вечного бессмертного всемогущего всеведующего?), и служит местом, где обитает Бог; под самим престолом находится обитель всех нерожденных человеческих душ. Также считается, что здесь обитают Серафимы, Херувимы и Хайот (виды ангелов).
Кто не праведники, тех загонят в геенну огненную на прожарку (ту самую жарко горящую мусорную кучу), но не навечно,
а для искупления, не дольше 12 месяцев. А потом — welcome on board, их пригласят в пардес.
Гореть вечно оставят лишь особые виды грешников, включая доносчиков и отрицавших воскресение мёртвых, или введшие в грех многих;
иногда список "пожизненных" расширяют на несомненных грешников
.
Но только иудеев (читай, евреев). Всех прочих по разным версиям так и оставят в шеоле (хорошая новость) либо у прочих просто нет души (они только декорации
для жизни иудеев, говорящие обезьяны) и после смерти идут "прах к праху" (плохая новость).
Ещё одной версией рая в иудаизме выступает Олам а-Ба (Грядущий мир, или Будущий мир).
Это что-то типа Царствия небесного на земле, которое будет создано после Дня воскрешения мёртвых (и Страшного суда).
У разных раввинов есть разночтения в том, как именно хорошо будет в этом Мире Грядущего, сходятся лишь в том, что это будет мир субботы
, сиречь покоя.
Материальный мир «отменяется», вся материя возвращается к состоянию изначальных стихий. О душах же людей раввины говорят: «праведники сидят — короны на головах их — и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия».
По другой версии, мир будет пересоздан заново (Брахма с Шивой смотрят с интересом), но лучше и чище. А сразу слабо было?
Тут указаны сроки: Воскрешение мертвых произойдет к концу шестого тысячелетия (конец 2024 года равен 5784 году от иудейского сотворения мира) и
В роли чистилища в иудаизме выступает реинкарнация души (гигуль). Если грехи слишком велики и их даже за год мучений не отмыть
или у души остались
великие недоделанные дела — бог посылает её на ещё одну попытку прожить ещё одну жизнь.
А это интересная тема, надо только принять иудаизм и косячить непрерывно — и будешь жить вечно. Ну, до 2241 года по григорианскому календарю, до крайнего срока дня Страшного суда.